Урок по технологии «Ручная художественная вышивка гладью»


Урок по технологии в 8-м классе.
Тема: "Ручная художественная вышивка гладью"
Цель урока:
познакомиться с историей возникновения вышивки, основными приемами вышивания.
Задачи:
Обучающая:
формировать знания об использовании вышивки в быту на различных этапах развития истории;
формировать знания о многообразии ручных швов в технике гладь;
формировать умения выбора материалов для вышивания.
Воспитательная:
вырабатывать точность и аккуратность в работе;
формирование положительной мотивации к предмету;
формирование умений четко организовать свою практическую деятельность;
воспитывать усидчивость, терпение, сосредоточенность внимания.
Развивающая:
развивать мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию, расширять кругозор;
развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус.
Оборудование:
мультимедиапроектор,
ПК.
Инструменты и материалы:
пяльцы,
ткань 20 x 20 см,
нитки мулине,
набор игл,
ножницы,
карандаш,
образцы рисунков,
образцы вышивки,
инструкционные карты.
Дидактический материал:
презентация “Вышивка гладь”,
инструкционные карты швов гладь,
образцы вышивок гладь.
"Не учи безделью, а учи рукоделью". (В.И.Даль)
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд 1
Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы и цели урока.
Слайд 2
Добрый день! Сегодня у нас очень интересная тема урока. Посмотрите пожалуйста на слайд. Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
(«Ручная художественная вышивка гладью») А что бы вы хотели узнать на этом уроке? (На этом уроке вы познакомитесь с историей возникновения вышивки, основными приемами вышивания, узнаете о многообразии ручных швов и начнёте изучение некоторых техник в вышивке гладью)
II. Повторение материала по разделу вышивание
В 6 классе вы познакомились со счётной вышивкой, научились выполнять работы, которые делаются по счёту нитей в ткани. И прежде чем мы перейдём к изучению новой темы, вы выполните небольшой тест, по результатам которого я увижу, насколько вы знакомы с темой урока.
Тесты.Слайд 3
Выберите все правильные ответы:
К вышивке относится:
а) счётный крест
б) гладь
в) вязание крючком
2. Вышивают с помощью:
а) игла
б) спицы;
в) крючок.
3. Для идеальной изнанки вышивки необходимо.
а) завязать узелок;
б) спрятать нить под стежками;
в) закрепить нить в петлю.
4. Для перевода рисунка на ткань вам понадобится.
а) карандаш;
б) копировальная бумага;
в) фломастер;
г) ножницы;
д) эскиз рисунка.
5. Для вышивания необходимы следующие материалы.
а) пяльцы;
б) нитки мулине;
в) нитки х/б;
г) напёрсток;
д) крючок.
Ответы на тест: 1-а, б; 2-а; 3-б, в; 4-а, б, д; 5-а, б, г.
Поменяйтесь вашими листочками.Давайте посмотрим, как вы справились с вопросами теста.
III. Изучение темы урока
Объяснение нового материала и формирование мотивации, актуализация знаний учащихся.
Показ презентацииСлайд 4.
Вышивка относится к одному из видов рукоделия.
Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.
На прошлом уроке вы разделились на 3 группы, каждой из которых было дано задание – подготовить материал об истории развития вышивки который пойдет в ваш творческий проект.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. Возникновение вышивания, относиться к эпохе первобытной культуры, и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.
Из истории вышивки (зачитывает 1 ученица).Слайд 1
Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI - V вв. до н.э.Слайд 2
Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии.
Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Слайд 3
Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран западной Европы в период средневековья, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения.
Слайд 4В Англии с XIII в. известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В XVI - XVII вв. во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты, панно с изображением людей и животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты.
Слайд 5С конца XIII - начала XIV в. во Франции, Германии, Швеции, Англии, Норвегии вышивка начала применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов. Большое распространение получила вышивка белая гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными узорами. В Скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и золотое шитье.
Слайд1Из истории вышивки (зачитывает 2 ученица). На Руси вышивка известна еще в домонгольский период. Вышивка выполнялась шелком, золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями и жемчугом. Ею украшались стены храмов. В России вышивание было распространено среди знатных дам и монахинь.
Старинные русские вышивки выполнялись обычно в технике белой ажурной строчки и крестика.
Слайд 2МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА, традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебряным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала — хоругви, плащаницы, воздухи. В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки — “русская гладь”: растительный узор выполняется швом “вперед иголку” по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные “разделки” — стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани.
Слайд 3.Вышивка каждого народа имеет свои национальные особенности, характерные для неё изображения, в которых народ отразил свои представления об окружающем мире, свой быт и свою культуру. Каждый народ вложил в национальную вышивку и свой вкус.
Слайд 1 Из истории вышивки (зачитывает 3 ученица). Вышивка народов нашей страны необычно разнообразна по художественным и техническим приёмам; характеру использования в быту. В любой республике, крае, области, районе, встречаются неповторимые произведения талантливых вышивальщиц.
Готовыми вышитыми работами – можно украшать своё жилище, что не только делает его красивым и особенным, но и создаёт неповторимый образ.
Слайд 2В настоящее время вышивка является одним из наиболее распространённых видов народного искусства.
Современная мода вновь возвращается к вышивке – декоративному изящному элементу, украшающему одежду и быт.
Скатерти, салфетки, рушники, занавески, мешочки, фартуки, прихватки – это не только всем необходимые предметы домашнего быта, но и предметы интерьера, если они действительно красивые и необычные. Яркая вышивка с народными мотивами создает в доме необычайный колорит, тепло и уют.
Слайд 3 Одежда изо льна с вышивкой – это не обязательно традиционный сарафан и косоворотка. Есть множество вариантов современной одежды (актуального сейчас кроя), но с традиционными элементами вышивки. Такая одежда не только экологична, но и необычна. Она призвана подчеркнуть характер и мировоззрение её хозяина.
Слайд 4 Кстати, этностиль сейчас необычайно популярен. Он воспроизводит элементы национального костюма определенного народа. В такой одежде всегда есть и самобытность, и красота. Для русской этники характерны красные, белые, синие, зеленые цвета; льняные, хлопковые шерстяные ткани, а также использование вышивки с растительными и геометрическими мотивами.
Слайд 5Рассказ учителя об основных техниках вышивания гладью и их отличиях.
Вышивка гладью — вид вышивки, в которой стежки наносятся на ткань, полностью заполняя гладь полотна. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов.
В России самые интересные виды вышивки гладью родились в городах Владимир и Торжок. Владимирское шитьё отличается ярким красным цветом в сочетании с синим, зелёным и жёлтым. (рис. 5)
Слайд 6Ещё одним видом владимирской глади является вышивка белым по белому (рис. 6). Необыкновенной красоты орнаменты из цветов, венков, букетов разбросаны по полю скатерти, украшают панно, женскую и детскую одежду.
Слайд 7Вышивка из города Торжок совсем другого характера: она дорогая, выполняется серебряной и позолоченной нитью, называется этот вид вышивки золотое шитьё (рис. 7). Раньше этой богатой вышивкой украшали царские и боярские одежды, часто дополняя её жемчугом и драгоценными камнями.
IV. Практическая работа.
А сейчас мы переходим непосредственно к вышиванию. Но перед началом повторим правила техники безопасности при выполнении ручных работ.
Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечки, игольнице.
Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.
Не шить ржавой иголкой.
Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.
Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.
Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.
Практическая работа № 11 стр. 40 учебника
Учащимся розданы инструкционные карты с образцами вышивания гладью (приложение).
На подготовленной ткани (дома), учащиеся вышивают по рисунку с применением всех техник вышивки гладь. Учитель показывает, как правильно вышивать и исправлять ошибки.
В середине выполнения практической работы провести с учащимися гимнастику для глаз:
Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох, наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.
Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыв веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
Исходная позиция – сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
Исходная позиция – сидя, руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить. Повторить 4-5 раз.

V. Подведение итогов урока.
На каждой парте лежит индивидуальный график роста.

На вертикальной прямой – оценка по пятибалльной системе, а на горизонтальной прямой номера уроков. Я прошу вас оценить наш сегодняшний урок и отметить результат в графике.
Домашнее задание: вышивать по рисунку одним из швов гладь по выбору.
Оценивание работ учащихся.
Уборка рабочих мест.
Используемая литература:
Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. Под. Ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2012 г.
Н.И.Тихонравова. Применение метода проектирования в изделиях, украшенных вышивкой.- Йошкар-Ола, 2002.
http://tehnologiya.narod.ru/
http://festival.1september.ru/