Урок по обществознанию на тему: « Конституция – основной закон государства»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 города Коврова
Методическая разработка урока по обществознанию на тему:
« Конституция – основной закон государства»
Учитель истории и обществознания
Глухов Александр Александрович
Ковров
2014
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА « Конституция – основной закон государства»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Личностные результаты Предметные результаты Метапред-метные результаты
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД
На доске учитель записывает слова «закон», «государство», «Конституция»
- Какие ассоциации у Вас вызывает это слово?
Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Как бы вы определили его тему?
Ответы учащихся с обоснованием своего мнения.
Подвести учащихся к тому, что тема урока посвящена государству, его основному закону – Конституции РФ
формирование основ социально-критического мышления развитие стремления сохранять и приумножать культурное наследие прошлого;
овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. -Давайте попробуем сформулировать тему урока и определить, по какому плану мы можем поговорить о Конституции в рамках нашего урока.
-Для этого мы с Вами составим план. Ваши предложения …
Ответы учащихся с обоснованием своего мнения.
В результате совместных действий на доске записывается план урока.
1. История складывания конституций в мире и в России. 2. Содержание Конституции РФ
3.Кто и как, согласно Конституции, нами управляет?
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения,
3.Выявление места и причины.
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести к выявлению места и причины затруднения.
-Как Вы считаете, с какими трудностями мы можем столкнуться при рассмотрении материала.
-Для того, чтобы Вам было легче работать, предлагаю разделиться на три группы, каждая из которых будет работать над одним из пунктов плана
- Что нам поможет в преодолении этих затруднений?
Варианты ответов учащихся:
недостаточность имеющихся знаний, новые понятия, отсутствие интереса
Распределение на группы.
Варианты ответов учащихся:
Раздаточный материал, дорожные карты для групп. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).
Цель: построить проект выхода из затруднения.
-Итак, 1 группа работает над вопросом – «История складывания конституций в мире и в России»
2 группа работает над вопросом- «Содержание Конституции РФ»
3 группа работает над вопросом «Кто и как, согласно Конституции, нами управляет?» Участники групп получают дорожные карты для организации своей работы.
1 группа- Приложение № 1
2 группа- Приложение № 2
3 группа- Приложение № 3
Работа в группах. осознанное построение индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
овладение базовыми знаниями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
5.Реализация построенного проекта
Цель: реализовать построенный проект
-А теперь давайте попробуем всё что мы выяснили в ходе работы в группах соединить в единое целое весь рассматриваемый нами материал.
Выступление групп. Аргументация и разъяснение информации самими учащимися. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности. выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ,
6.Включение в систему знаний повторение.
Цель: А сейчас мы с вами составим цепочку Ваших ассоциаций по теме нашего урока. Итак…
Сегодня мы очень многое выяснили о конституции.
-Как вы думаете, где и когда нам пригодятся эти знания?
Подвести учащихся к осознанию целостности мира, необходимости изучения истории и особенностей развития государств, для дальнейшего построения взаимодействия и взаимоотношений между народами.
… формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов
- выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.
-повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности 9. Рефлексия УД на уроке
Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке. Домашнее задание. Варианты
1 уровень: Параграф 14, вопросы 1-4
2 уровень: Сочинить стихотворение или составить синквейн по теме. РЕФЛЕКСИЯ
Сегодня я узнал…
Я смог…
Я попробую…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия Приложение № 1
Дорожная карта для работы в группе № 1 «История складывания конституций в мире и в России».
№ п/пПлан действий, способов достижения поставленной задачи. Результат мини-задачи. Вопросы и затруднения.
1    Когда были сделаны первые попытки создать Конституцию?
 
  
2 Назовите наиболее четко разработанные конституции, провозглашенные в ХVIIIвеке? 3  Каковы неотъемлемые права человека по американской конституции?
4   В каком случае народ имеет право на сопротивление?
Что такое справедливая власть, сточки зрения американской конституции?
5 Кем и когда были сделаны первые попытки по созданию Конституции? 6 Какие изменения в жизни российского государства хотел произвести Александр II? 7 Почему они не удались? 8 Какой документ фактически принято считать первой русской Конституцией? 9 Проследите и охарактеризуйте этапы развития Конституции при советской власти? 10 Какая Конституция действует в Российской Федерации в настоящее время?
  Рабочий материал для первой группы
 
       Первые попытки создать Конституцию возникли много столетий назад. Еще в древнем Риме так называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров.
        В своем современном виде первые конституции появились  в США (в1791 г. Билль о правах) и во Франции в 1789 г. «Декларация прав человека и гражданина».
          
Фрагмент «Декларация независимости» США
«Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа».
   Вопросы к группе:
  1. Когда были сделаны первые попытки создать Конституцию?
  2. Назовите наиболее четко разработанные конституции, провозглашенные в ХVIII веке?
  3. Каковы неотъемлемые права человека по американской конституции?
   4. В каком случае народ имеет право на сопротивление?
   5. Что такое справедливая власть, сточки зрения американской конституции?
 
 Первые попытки создать Конституцию в России принадлежит декабристам П.Пестелю и Н.Муравьеву. Но крепостная Россия не была тогда готова к переходу от господства царского самодержавия к власти правды и закона. Примером может служить трагикомический факт. Очевидцы утверждали, что мятежные солдаты, пришедшие в декабре 1825 года на Сенатскую площадь Петербурга, кричали: «Да здравствует Константин и его жена Конституция!» Не слишком понимая тонкости права и престолонаследия, они полагали, что Конституция – Это жена великого князя Константина, который должен был сменить на троне своего брата – умершего императора Александра I.
Активно процесс вызревания конституционного строя пошел в период правления Александра II– царя-реформатора. Умный, дальновидный император своей властью намерен был даровать выборный парламент, который ограничивал бы его же самодержавную власть. Однако намерениям не суждено было сбыться. Императора убили террористы.
  Следующий шаг на пути к Конституции в России был сделан 17 октября 1905 г. Николай IIподписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Царь «даровал своим подданным политические и гражданские права и свободы, а также провозглашал создание нового законодательного органа – Государственной думы, избираемого на основе народного представительства. Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией, а Думу – первым русским парламентом.
После Октябрьской революции в 1918 году был принят документ с названием Конституция. Нона закрепила власть рабочих, у которых было несколько больше прав, чем у крестьян.
Затем были Конституции 1936., 1977 г.
Сегодня действует Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 г.
Приложение № 2
Дорожная карта для работы в группе № 2 « Содержание Конституции РФ»
№ п/пПлан действий, способов достижения поставленной задачи. Результат мини-задачи. Вопросы и затруднения.
1 Группа получает задание по изучению Конституции. 2 Работая с текстом Конституции, заполните таблицу 3 ответьте на вопрос:
- Почему Конституция – это Основной закон жизни?
4 На основании изученного материала заполните таблицу.
Структура и содержание Основного закона жизни
Название разделов Содержание
1.Преамбула 2.Основы конституционного строя 3.Права и свободы человека и гражданина 4.Федеральное устройство 5.Президент РФ 6.Федеральное собрание 7.Правительство РФ 8.Судебная власть 9.Местное самоуправление 10.Конституционные поправки и пересмотр Конституции  

Приложение № 3
Дорожная карта для работы в группе № 3 «Кто и как, согласно Конституции, нами управляет?»
№ п/пПлан действий, способов достижения поставленной задачи. Результат мини-задачи. Вопросы и затруднения.
1  
Представлена схема «Органы власти современной России».
                
2 Давайте внимательно ее рассмотрим, она не до конца выполнена, видимо, художник поторопился и не закончил ее.
3 Попробуем восполнить его недоработку, используя следующие термины: Президент, Федеральное собрание, Верховный суд, Государственная дума, Правительство, Совет Федерации, Министерства.4 Заполнение схемы