Выступление на заседании ММО учителей математики


"Внутри каждого человека есть дремлющие силы; силы, способные удивить его самого,
так как он зачастую и не предполагает,
что обладает ими; силы, способные перевернуть жизнь,
стоит их только поднять из глубин и привести в действие" Оризон Свит Марден американский психолог и психотерапевт.
Основные направления работы учителя математики по подготовке учащихся к успешной сдаче ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ
Формула успешной сдачи экзамена по математике– высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. В любом случае натаскивание на варианты ОГЭ и ЕГЭ необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки.
В экзаменационных материалах по математике встречаются нестандартные, сложные вопросы и задачи. Их часто не может быстро решить даже опытный специалист. Однако даже в таких нетиповых заданиях можно выделить шаблоны, что позволяет подготовленному правильным образом ученику уметь распознавать ход мыслей составителя и часто обыгрываемые типы каверзных задач.
Сложные и нестандартные задачи составляют только часть так называемой специфики ГИА по математике. Подготовленность в плане специфики подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно отнести правильность оформления заданий, тактику и стратегию решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальную невнимательность.
Для эффективной подготовки к ГИА нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Требуется довести решение задач до автоматизма.
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ и ЕГЭ можно выделить следующие составляющие:
- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
- предметная или содержательная готовность (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
- психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Ориентируясь на данные компоненты, выделим актуальные вопросы при подготовке к ГИА:
- организация информационной работы;
- мониторинг качества;
- психологическая подготовка.
Подготовка к сдаче ГИА по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена.
Принципы подготовки к ГИА.
Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.
Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.
Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.
Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.
Шестой принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.
Благодаря этим принципам, у учеников формируются навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
II. Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ГИА.
Под комплексным подходом следует понимать целенаправленное сотрудничество администрации, учителей-предметников, учащихся и их родителей.
В информационной деятельности по подготовке к ГИА выделяются три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.
Содержание информационной работы с педагогами.
1) Информирование учителей на производственных совещаниях:
- о нормативно-правовых документах по ГИА;
- о ходе подготовки к ГИА в школе, в городе;
2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:
- проведение и обсуждение результатов пробных ГИА;
- творческая презентация опыта по подготовке учащихся к ГИА (на методической или научной конференции в рамках школы);
- выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ГИА (с учетом психологических особенностей учащихся);
- психологические особенности 9-классников.
3) Педагогический совет " ГИА – методические подходы к подготовке учащихся".
4) Направление учителей на городские семинары и курсы по вопросам ГИА.
Содержание информационной работы с учащимися.
1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:
- правила поведения на экзамене;
- правила заполнения бланков;
2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ГИА.
3) Тренировочные занятия по заполнению бланков.
4) Пробные внутришкольные ГИА по предмету.
Содержание информационной работы с родителями учащихся.
1) Родительские собрания:
- информирование родителей о процедуре проведения ГИА, особенностях подготовки к сдаче экзаменов в тестовой форме; информирование о ресурсах Интернет;
- информирование о результатах пробного внутришкольного ГИА;
- проведение пробного ГИА для родителей.
2) Индивидуальное консультирование родителей.
III. Мониторинг качества образования.
Мы работаем в общеобразовательной школе, наши ученики имеют средние учебные возможности и понятно, что без прочного усвоения базовых знаний детьми невозможно дальнейшее обучение, а уровень усвоения знаний можно увидеть с помощью проведения комплексной проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ГИА занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ГИА. Мониторинг – это отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности. Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемыми учащимися в форме ГИА, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного экзамена. Учитель анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускной ГИА.
IV. Психологическая подготовка к ГИА.
Психологическая подготовка учащихся может заключается в следующем: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.
Методы проведения занятий по психологической подготовке учащихся разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, как противостоять стрессу, каковы правила поведения на экзамене, как снять нервно-психическое напряжение.
Работа с учащимися проводится по желанию учащихся – со всем классом или выборочно.
V. Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся к ГИА по математике.
В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. Устная работа на уроках имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. В начальной школе они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название “устный счет”, хотя в современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико за счет введения алгебраического и геометрического материала, а также за счет большого внимания к свойствам действий над числами и величинами.
Важность и необходимость устных упражнений велика как в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, так и в развитии личностных качеств ученика. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.
Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.
Устные упражнения как этап урока имеют свои задачи:
1) воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;
2) контроль состояния знаний учащихся;
3) автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.
Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.
VI. Применение ИКТ на уроках математики при подготовке к ГИА.
По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- использование компьютера для вычислений, построения графиков;
- создание уроков с помощью программы “Notebook”, “PowerPoint”
При применении компьютера и внедрении ИКТ на уроках учитываются возрастные возможности и образовательные потребности учащихся, специфика развития мышления и другие психические процессы в условиях информатизации учебной деятельности. Здесь решается задача – закладка основ рационального и эффективного общения учащегося с компьютером, как главного инструмента нового информационного общества.