Выступление на тему: Использование мультимедиа на уроках физики в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения


«Использование мультимедийных технологий на уроках физики в соответствии с требованиями ФГОС »

Компьютер - мощный инструмент в
руках грамотного учителя,
но никогда не сможет претендовать
на место самого Учителя.
Урок - это зеркало общей и педагогической
культуры учителя.
Сухомлинский В.А(Василий Алекандрович).
Актуальность темы заключается в том, чтобы научить ребенка приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников - одна из важнейших задач современной школы.
Цели:
1.Совершенствование образовательного процесса, формирование среды, способствующей наиболее полной реализации учебных возможностей обучающихся на уроках физики, повышение качества образования через внедрение информационно - коммуникационных технологий.
2. Развитие умений и практической готовности учащихся к творческому использованию медиатехнологий с целью формирования личностных результатов учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
3.Формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать решения в условиях быстроизменяющегося мира.
Задачи:
1. Вовлечение учащихся в атмосферу поиска, решения научной задачи.
Внедрение методик и элементов инновационных технологий в учебном процессе.
Использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности.
Создание новых форм работы с учащимися, направленных на выявление наиболее способных детейСоздание целостного представления об образовательных возможностях медиатехнологий в формировании личностных результатов учащихся, предусмотренных ФГОС.
Овладение учащимися практическими умениями по созданию учебных видеофильмов из фотографий, видео- и аудиофайлов с помощью доступных программ «Киностудия Windows Live» и «Звукозапись».
Создание учащимися медиауроков на основе инновационной модели медиаурока «Пирамида» с помощью указанных программ.
Разработка критериев оценивания результативности использования медиатехнологий в формировании личностных результатов учащихся.
Овладение учащимися опытом рефлексии своей деятельности по созданию медиапродукутов для педагогического процесса.
Преимущества использования ИКТ для учителя:
1.Экономия учебного времени (до 30%);
2.Возможность обеспечить аудио – визуальное восприятие информации;
3.Включение учащихся в активную деятельность;
4. Развитие коммуникативных умений учащихся на уроке;
Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в обучении учащихся;
Рациональное использование различных форм, методов и приемов работы;
7.Создание положительного эмоционального фона урока;
Преимущества использования ИКТ для учащихся: Обеспечивает более эффективную доступность информации;
Приближает урок к мировосприятию современного ребенка;
Позволяет ученику работать в своем темпе;
Развивает нестандартное мышление;
Воспитывает самостоятельность, способность принимать решения;
Формирует уверенность в своих возможностях, способностях.
Виды применения ИКТ:
Урок с мультимедийной поддержкой
2. Урок с компьютерной поддержкой
Урок с выходом во всемирную сеть ИтернетИспользование готовых программных продуктов
1.Открытая физика
2.Компьютерный эксперимент
3.Создание проблемной ситуации
4.Совместная поисковая деятельность
5.Исследовательская деятельность
6.Компьютерные презентации к урокам
7.Творческие работы учащихся
8.Защита
Мультимедиа- это слово образовано от латинских: «мульти» — много и «медиа» — среда, носитель, средства сообщения — и его можно перевести как «многообразная среда».
Мультимедиа продукт - объединяет в себе двухмерные и трехмерные изображения, звуковое сопровождение, музыку, анимацию, видео-, текстовую и числовую информацию и т.д.
В современном информационном обществе образование как часть культуры не может развиваться качественно без информационных технологий. Учитель использует мультимедиатехнологии в образовательном процессе, чтобы обеспечить развивающее качество обучения и воспитания, а ученик принимает в них участие как в естественном для него процессе. Учителю приходится постоянно учиться, чтобы владеть разнообразными информационными технологиями и проявлять творчество во включении учащихся в образовательную деятельность с использованием подобных технологий. ФГОС уровней общего образования содержат требование реализации личностных результатов учащихся в образовательном процессе, что происходит с использованием разнообразных технологий, методов, методик. Какие же из информационных технологий обеспечивают активную, творческую, продуктивную деятельность учителя и ученика на уроке, во внеурочной жизни? Как ими овладеть?
В качестве таких технологий я признаю мультимедиатехнологии как совокупность современных средств аудио-, теле-, визуальных и виртуальных коммуникаций, используемых в процессе организации, планирования и управления учебной и образовательной деятельности. Мультимедиа технологии позволяют реализовать личностные результаты учащихся, предусмотренные ФГОС, в формате медиа-, мультимедиаурока и медиазанятия вне урока.
Использование медиатехнологий во внеурочной деятельности нашей школы (школьная видеостудия «Фемида-ТВ»), где учащиеся активно и с интересом занимаются, побудило меня к разработке технологии медиаурока, которую применяю в интерактивных условиях урока. Данную технологию медиаурока считаю инновационной не потому, что в ней нуждается процесс обучения и воспитания, и она нуждается в распространении и использовании в массовой практике. Инновационность технологии медиаурока заключается в том, что она реализует деятельностный подход и интерес учащихся к творческому созданию собственного видео-продукта.
Так мы выходим на продуктивный уровень усвоения в отличие от репродуктивного уровня (просмотр готовой видеопрезентации, прослушивание аудиофайлов, просмотр учебных фильмов) и работаем на личностные результаты учащихся.
Учитель в преподавании любого учебного предмета может использовать универсальные медиакомпетенции для применения мультимедиатехнологий, чтобы обеспечить достижение личностных результатов учащихся на уроке и вне урока. Каждый учитель легко овладеет подобными компетенциями в условиях стажировки, поскольку она предусмотрена в интерактивном формате на основе погружения в творческий процесс по созданию собственных образовательных медиа продуктов.
Мультимедийные технологии можно использовать:
1.При изучении нового материала
2.При закреплении пройденного материала, отработки учебных умений и навыков
3.При повторении, практическом применении полученных знаний, умений и навыков
4.При обобщении, систематизации знаний.
Основная идея опыта: на уроке дети в группах и самостоятельно
создают фильмы по изучаемой теме урока.
5. Инновационная модель медиаурока1 этап. «Я – сценарист-исследователь»: погружение в тему урока, создание сценария фильма.(Формирование ответственного отношения к труду, готовность и способность учащихся к саморазвитию и образованию, фотмирование ответственного отношения к учению)
2 этап. «Я – монтажер»: подбор видео, фото и аудиофайлов с использованием сети интернет.(Формирование коммуникативных качеств, эстетического восприятия)
_3 этап. «Я – режиссер»: создание и представление фильма. (Создание собственного сценария, формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки ) 4 этап. «Я – аналитик»: анализ деятельности по критериям «Я – сам», «Я – в группе», «Мы – в классе». (Сотовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, формирование уважительного отношения к мнению другого человека)
У каждого ученика есть возможность несколько раз менять социальные роли и проявлять личностные качества и отношения, что создает условия для развития личностных результатов обучения на каждом этапе. На каждом этапе медиаурока достигаются личностные результаты, предусмотренные ФГОС
Успешное создание видеофильма помогает ученикам переживать творческое волнение, успех, веру в свои силы.
В 2012 году под руководством Дьяконова М.В. была создана школьная видео студия «Фемида-ТВ». Работа над созданием телевизионных программ позволяет школьнику проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы в самом широком спектре направлений человеческой деятельности – от гуманитарного до технического, публично презентовать результаты своей работы. Эта деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение, как для формирования развивающей образовательной среды, так и для развития личностных результатов учащихся в виде качеств, умений, отношений, взглядов, ценностей.
Ни для кого не секрет, что ученик обучается не тогда, когда он что-то повторяет за учителем, а когда он непосредственно вовлечен в активную познавательную деятельность. Исследовательские, творческие методы обучения – вот залог успеха и прямой путь к «учению с увлечением»!
Промежуточное отслеживание результатов работы
1.Психологическое сопровождение
2.Психологическое сопровождение
3.Результаты обученностиРезультаты анкетирования подтверждают все позитивные факторы использования ИКТ на уроках физики:
1.необходимо использовать мультимедиа – 80% учащихся;
2.необходимо использовать презентации - 76% учащихся;
3.вызывают интерес презентации одноклассников – 84% учащихся
В каких видах деятельности хотели бы Вы принимать участие?
1.Работа с информацией в мультимедиа
2. Создание презентаций
3. Обсуждение презентаций
Что дало Вам создание видеофильма по физике? (свой вариант)
1.Систематизация знаний по теме – 4 человека (8%)
2. Получение новых знаний - 8 человек (16%)
3. Запоминание большего объема информации – 8ч (16%)
4. Появился интерес к уроку – 8 человек(16%)
5. Информация стала доступнее для понимания – 2ч (4%)
6. Создавая презентацию, я углубляю свои знания – 4ч
7. Я научился выбирать из большого количества информации самое главное – 2 человека (4%)
8. Научился работать на компьютере (до этого в основном играл) – 6 человек (12%)
9. Хорошие оценки по физике – 6 человек (12%)
10 Ничего – 2 человека (4%)
Использование мультимедиа на уроках позволяет
1.Повышать качество обучения.
2. Совершенствовать процесс обучения.
3. Формировать привлекательную образовательную среду, способствующую наиболее полной реализации реальных учебных возможностей обучающихся. на уроках физики, а также формирования личностных результатов учащихся, предусмотренных ФГОС.
Мы стремимся к тому, чтобы личность выпускника нашей школы
1. Обладала базовыми знаниями и умениями .2 Умела учиться и общаться.
3.Вела здоровый образ жизни . 4 Жила по законам общества
5 выполняет свое гражданское и человеческое предназначение
6 выполняет свое гражданское и человеческое предназначение