Сравнительная таблица преимуществ и недостатков различных методов обучения.


Сравнительная таблица.
Преимущества и недостатки методов обучения
Преимущества активных методов обучения Недостатки различных методов обучения
Активные формы работы и методы обучения способствуют:
- формированию коммуникативных умений и качеств, умения ясно формулировать свои мысли, выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде.
- формированию умения принимать и анализировать решения и решать проблемы;
- развитию представлений о нравственных идеалах и ценностях в жизни человека и общества;
Работы в парах- способствуют формированию коммуникативных, регулятивных и универсальных учебных действий.
Работы в группах – создают перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.
Проектирование- особый вид деятельности, в результате которого обучающиеся:
-учатся ставить задачи;
- учатся анализировать ситуацию;
- выделять проблему;
- формулировать ожидаемые результаты;
- находить оптимальный способ решения проблемы;
- составлять план действий;
- оценивать и анализировать свою работу;
- соотносить полученные результаты с ожидаемыми. - создают конечный продукт их собственного творчества;
Технологии сотрудничества - воспитывают и реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ученика. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, оценивают, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Драматизация - это форма организации учебной деятельности близкая к игре и обладающая большой привлекательностью для школьников младшего звена.
Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе - являются средством оптимизации процесса обучения.
 Применение средств ИКТ позволяет:
-концентрировать внимание учащихся и активизировать их познавательную деятельность;
- дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становится активными участниками урока.
- экономить время на уроке;
Внеурочные формы деятельности - имеют важное значение в формировании представлений о нравственных нормах, в нравственном воспитании ребёнка, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам.
Уроки-экскурсии - формируют понятия «содержание священных книг», «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мусульманской и христианской религий.
Задачи экскурсий:
Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся.
Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий: мечеть, церковь.
Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурно-художественным особенностям.
Воспитывать уважительное и бережное отношение к материальны и духовным ценностям, священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.Воспитание толерантного отношения к представителям различных конфессий.
Кроме этого, на уроках можно проводить виртуальные экскурсии , знакомиться с различными направлениями религий (иудаизм, буддизм, католицизм, православие и т.д. ) и общими принципами вероисповедания.
Составление словаря-глоссария ( понятий и терминов) - способствует не только пониманию изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, а также, систематизации и усвоению учебного материала.
Работа с литературными произведениями -формирует личностные ценности обучающихся , закладываются основные понятия добра и милосердия, любви и уважения, понимания и сострадания, красоты и достоинства.
Систематическая работа с притчами поможет учителю воспитать у обучающихся нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Технология портфолио - позволит учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ.
При лекционной подачи материала:
- учитель во время лекции может изменить последовательность раскрытия темы, изменить темп изложения материала в зависимости от реакции слушателей, или от их уровня квалификации;
- учитель полностью контролирует содержание и последовательность подачи материала;
Преимущества семинарских занятий:
- семинарские занятия позволяют контролировать степень понимания слушателями пройденного материала. (с этой целью им задаются вопросы или даются практические задания по пройденному ранее материалу);
- семинар помогает обучающимся лучше понять непонятое на лекции или при чтении дополнительно литературы;
- семинары позволяют преподавателю установить связи между материалом, который слушатели получили на лекции, и теми знаниями и опытом, которым они располагают в настоящий момент.
Преимущества видео обучения:
- просмотр видео сюжета дает возможность наглядно и доступно изложить материал.
- с помощью видео возможно показать объекты и процессы в деталях и в движении;
- возможность организовать самообучение и повторение материала.
- любой ученик в удобное для него время может взять видеоматериал и самостоятельно изучить тему, просматривая фильм следует предложенным инструкциям;
- видео материал возможно многократного использовать при групповых, парных и индивидуальных занятиях;
- обучение может использоваться в удобном темпе и месте, в удобное время;
- видео курс может использоваться на уроках неоднократно. Изучение понятий, терминологии сложны и трудны для понимании учащихся младшего звена.
Недостатки лекционной подачи материала:
- высокие требования к мастерству учителя.
- низкая активность слушателей;
- невозможность получения обратной связи снижают эффективность усвоения учебного материала;
- невозможность учета недостатков в образовательном процессе обучающихся;
Недостатки семинаров:
- учитель должен быть опытным и довольно коммуникабельным человеком.
-семинары, в отличие от лекций, проводятся в относительно не больших группах по 8-25 человек;
Недостатки видео обучения:
- видео материалы не позволяют учитывать индивидуальные достижения обучающихся;
- любой просмотр видео материала оставляет участников пассивными, не давая им возможности задавать вопросы, обсуждать, поэтому необходимо использовать видео как один из приемов организации групповой работы;
- при отсутствии учительского контроля, у обучающихся снижается и пропадает желание самостоятельно изучать материал.
1. Преимущества активных методов обучения.

Перед учителем курса ОРКСЭ возникают вопросы: как наиболее эффективно выстроить  взаимодействие и сотрудничество с обучающимися? Как заинтересовать детей? Как развить у обучающихся познавательный интерес к предмету?
Современный учебный  процесс включает в себя множество методов обучения, направленных на развитие познавательного интереса, мотивации у учеников, которые активизируют деятельность учащихся, заставляют их анализировать, мыслить.
Этому может способствовать применение в процессе преподавания курса ОРКСЭ активных форм работы и методов обучения.
Они способствуют:
- формированию умения принимать решения и решать проблемы, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата;
- формированию коммуникативных умений и качеств в разных видах речевой деятельности, умения ясно формулировать мысли, выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде.
Активные формы работы и методы обучения, которые используются в учебном процессе:
Методы обучения:
Метод моральных дилемм и дискуссий
Эвристические методы
Проектирование
Исследовательский метод
Активные формы учебной работы:
Интервью
Взаимные вопросы и задания для групп
Взаимо объяснение
Беседа эвристического характера
Драматизация (Театрализация)
Сквозные виды учебной деятельности:
Составление словаря-глоссария (терминов и понятий)
Составление галереи образов
Работа с притчами

На уроках ОРКСЭ уделяется много внимания изучению понятий, терминологии, но для учащихся 4 классов они сложны и трудны для понимании.
Для развития у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним используются различные формы и методы:
учебные и социальные проекты
дискуссии (дебаты, диспуты)
эвристические беседы
деловые и ролевые игры
практикумы
различные викторины
уроки-экскурсии
конкурсы
творческие мастерские
Обучающиеся приходят на урок из разных классов, поэтому педагогу следует сплотить их. С этой целью на уроках используется групповая работа. Одна из задач, стоящих перед учителем при организации работы в группах, – создание перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.
При групповой организации учебной деятельности младших школьников применяются игровые методики. На уроках используются такие  формы и приемы работы как:
Взаимо объяснение
Беседа
Творческие мастерские
Взаимные вопросы и задания группам 
Практические работы, деловые игры
Интервью
Технологии сотрудничества воспитывают и реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Большое внимание при изучении курса уделяется проектированию, особому виду деятельности, в результате которого обучающиеся:
- учатся ставить задачи;
- учатся анализировать ситуацию;
- выделять проблему;
- формулировать ожидаемые результаты;
- находить оптимальный способ решения проблемы;
- составлять план действий;
- оценивать и анализировать свою работу;
- создают конечный продукт их собственного творчества;
- соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
В процессе изучения различных тем обучающимися индивидуально или в соавторстве создаются проекты.
Драматизация -это форма организации учебной деятельности близка к игре и обладает большой привлекательностью для младших школьников Драматизация включается в урок в качестве иллюстративного фрагмента притчи, рассказа или презентации.
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся.
Информатизация является средством оптимизации процесса обучения. В настоящее время педагогами к каждому уроку подбираются мультимедийные презентации. Электронные образовательные ресурсы позволяют учащимся выполнять домашние задания более полноценно.
 Для самостоятельной исследовательской деятельности используются задания типа:
-Найдите иллюстрации к материалу «Священные сооружения различных религий», «Священные книги религий мира», «Религия и искусство».
-Найдите пословицы и поговорки о добре и зле  у разных народов мира, о милосердии, о семье, о дружбе и т.д.
 Применение средств ИКТ позволяет:
- активизировать мотивацию и познавательную деятельность;
- дает возможность формировать коммуникативные и информационные компетенции у учащихся, так как ученики становятся активными участниками урока
- экономить время на уроке
Во внеурочной деятельности используются фрагменты учебных программ; отрывки мультимедийных уроков на которых перед учащимися ставятся проблемные вопросы и предлагается найти правильное решение проблемы. Эти формы работы позволяют формировать моральные принципы общения.  
Без поддержки со стороны семьи изучение предмета будет неполноценным и недостаточно эффективным, так как в нравственном воспитании ребёнка, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. Поэтому необходимо активно привлекать родителей в учебный процесс. Приобщать родителей при подготовке домашних презентаций, приглашать на открытые мероприятия, проводить анкетирование, давать рекомендации.
Вместе с детьми родители могут познакомиться со священными сооружениями и их предназначением -посетить мечеть, церковь.
В плане работы модуля Основы исламской культуры содержатся темы на которых обучающиеся знакомятся с различными видами религий, их особенностями и общими принципами вероисповедания. В изучение этих тем включены уроки-экскурсии в мечеть, церковь. Целью экскурсий является формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мусульманской и христианской религий.
Задачи экскурсий:
Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий: мечеть, церковь.
Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.
Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.
Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся.
Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Воспитание толерантного отношения к представителям различных конфессий.
Кроме этого, на уроках можно проводить виртуальные экскурсии по синагоге, буддистской ступе, знакомиться с различными направлениями религий (иудаизм, буддизм, католицизм, православие и т.д. ) и общими принципами вероисповедания.
Большое внимание на уроках уделяется составлению словаря-глоссария( понятий и термино)в.  Содержание словаря составляют понятия, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи.
Работая с литературными произведениями формируются личностные ценности обучающихся , закладываются основные понятия добра и милосердия, любви и уважения, понимания и сострадания, красоты и достоинства. Систематическая работа с притчами поможет учителю воспитать у обучающихся нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Наиболее активными формами работы с притчей являются: • Обсуждение основной идеи и смысла истории; • Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться; • Драматизация (Театрализация) притч;• Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы; • Найти или предположить (вставить) пропущенные слова; Обучающиеся на презентацию темы приносят свои творческие работы: экспонаты религиозных сооружений, символы религий, выпиленные из фанеры и т. д.
Составление выставок направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне, на формирование культурной эрудиции учащихся.
Содержанием выставок становится самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.
По ОРКСЭ установлена безотметочная, зачётная система оценивания в течение всего учебного года. Оценивание направлено на эффективное обучение обучающегося.
Положительно оценивается любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски, ведение тетради.
На уроках ОРКСЭ обучающиеся учатся осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления.
Используется технология портфолио: составление портфеля творческих работ и достижений ученика, что позволит учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ.
Использование активных форм и методов работы в курсе ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала учащихся, формирует у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, создаёт условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России.
2. Преимущества и недостатки различных методов обучения.

Если учитель преподносит материал в виде лекции.
Преимущества лекционной подачи материала:
- учитель во время лекции может изменить последовательность раскрытия темы, изменить темп изложения материала в зависимости от реакции слушателей, или от их уровня квалификации;
-лектор полностью контролирует содержание и последовательность подачи материала

Недостатки лекционной подачи материала:
- высокие требования к мастерству учителя;
- невозможность получения обратной связи снижают эффективность усвоения учебного материала;
- невозможность учета недостатков в образовательном процессе обучающихся
-низкая активность слушателей;
Изучение или закрепление материала в виде семинара.
Преимущества семинарских занятий:
- семинарские занятия позволяют контролировать степень понимания слушателями пройденного материала. С этой целью им задаются вопросы или даются практические задания по пройденному ранее материалу;
- семинар помогает обучающимся лучше понять непонятый материал на лекции или при чтении дополнительной литературы;
- семинары позволяют преподавателю установить связи между материалом, который слушатели получили на лекции, и теми знаниями и опытом, которым они располагают в настоящий момент.
Недостатки семинаров:
- семинары, в отличие от лекций, проводятся в относительно не больших группах по 8-25 человек;
- учитель должен быть опытным и коммуникабельным человеком.
На уроках возможно использование просмотров видео материалов.
Преимущества видео обучения:
- обучение может использоваться в удобном темпе и месте, в удобное время;
- видео курс может использоваться на уроках неоднократно.
- просмотр видео сюжета дает возможность наглядно и доступно изложить материал.
- с помощью видео возможно показать объекты и процессы в деталях и в движении;
- возможность организовать самообучение и повторение материала.
- любой ученик в удобное время может взять видеокурс и самостоятельно изучить тему, просматривая фильм следовать предложенным инструкциям;
- видео материал возможно многократного использовать при групповых и индивидуальных занятиях;
Недостатки видео обучения:
- любой просмотр видео материала оставляет участников пассивными, не давая им возможности задавать вопросы, обсуждать, поэтому необходимо использовать видео как один из приемов организации групповой работы;
- видеоматериалы не позволяют учитывать индивидуальные достижения обучающихся;
- при отсутствии преподавательского контроля, у обучающихся пропадает желание самостоятельно изучать материал.