«Современные образовательные технологии-rкак условие реформирования традиционной системы обучения»


«Современные образовательные технологии-как условие реформирования традиционной системы обучения»Автор:  Михеева Людмила Александровна, учитель математики, МБОУ Николаевская СОШ Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. Происходят существенные изменения, связанные с ориентацией на использование оптимальных, обоснованных психолого-педагогическими исследованиями приемов и методов обучения. Поэтому особое значение имеет появление концепции применения новых технических средств в учебном процессе. «Современные образовательные технологии-наобходимое условие реформирования традиционной системы обучения» Модернизация школьного образования, реализуемая в рамках апробации и внедрения Федеральных государственных стандартов общего образования на первое место выдвигает требования к результатам образования. Поэтому цель российского школьного образования ХХI века – создание условий для самореализации ученика в учебном процессе, формирование у школьника готовности быть самостоятельным на всех этапах своего жизненного пути. Перед учителями математики встаёт вопрос о поддержании интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего обучения математики. Возникновение интереса к математике зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы  их к самостоятельному приобретению знаний. Современный урок – это урок – управляемый (целенаправленный, мотивированный, планируемый, оргнизационно-обеспеченный, корректируемый), ресурсообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого результата, определённого образовательной программой. В своей практике применяю здоровьесберегающие технологии, которые позволяют поднять обучение на более высокий уровень. К здоровьесберегающим технологиям относятся: *тестовая технология;* технология опорных сигналов;* адаптивные технологии;* модульно-блочные технологии;* мультимедийная технология. К инновационным: *технология развивающего обучения;* проектная технология;* научно-исследовательская деятельность;* личностно-ориентированный подход;* ИКТ – технологии, мониторинг и др. «Любая деятельность может бытьЛибо технологией, либо искусством.Искусство основано на интуиции,Технология – на науке.С искусства все начинается, технологией- заканчивается, чтобы затем все началось сначала». В.П.Беспалько *в условиях существующей классно-урочной системы занятий технологии легко вписываются в учебный процесс, не затрагивает содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежат каким бы то ни было серьезным корректировкам; * образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету; Так как главной особенностью сельской школы является малое количество учащихся в школе и соответственно в классе.Отсюда и цель:*выполнять задачи (стандарты) обучения, несмотря на низкий уровень культуры сельских детей.*учить, воспитывать, повышать культуру учащихся, их общее развитие, сколько бы детей ни приходилось на учителя. Что характерно для малочисленной школы?1. Отсутствие соревновательности на уроках и в целом в учебе учащихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности;2.Ограниченный круг общения детей, что препятствует развитию коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации;3. Психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление учителей на ученика, ожидание учеником того, что его обязательно спросят;4.Ограниченные возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения и т.д.;6.Однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.Использование в своей работе элементы нескольких технологий, применение оригинальных методических приемов. Чаще всего в своей работе я использую:**тестовую технологию;**технологию опорных сигналов;**адаптивные технологии.**модульно-блочную технологию.** мультимедийную технологию Тестовая технология Тестовая технология.отличие хорошего текста от плохогоориентация на уже сложившийся рынок текстовумение самим правильно составлять текстВерсии происхождения слова «текст» - из фран. (синоним – чашка) (сосуд использовали алхимики для проведения опытов); - из англ. (испытание, исследование) психолого – педагогическое определение – как «проверка, испытание».Стандартизированные задания, по результатам которых судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого.Преимущества перед другими формами контроля:- обеспечение объективности контроля (разные оценки по одному и тому же заданию)- многовариантность- легкая обработка результатов- развитие логического мышления учащегося, внимательность.Тесты выполняют ряд функций:контролирующую;обучающую;развивающую;воспитывающую;диагностическую;прогностическую.Отрицательные стороны – это случайные ошибки: невнимание учащихся, непонимания задания, отсутствие знанийБолее результативный эффект дает сочетание теста с традиционными формами контроля. Виды тестов:- психологические тесты измеряют интеллект, память, личностные характеристики- тесты профессиональной пригодности (пилоты, радио-операторы…)- социологические- культурологическиеИ наши – педагогические (тесты достижения). Они определяют степень усвоения учебного материала, овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, уровень учебных достижений учащихся.Структура тестовВырос интерес к тестам, но реальное внедрение неадекватно интересую для разработки тестов недостаточно одних знаний. Без специальных знаний о структуре тестов, о видах тестовых заданий, о принципах построения тестов нельзя качественно тест составить.«Тест» - система знаний в соответствующей форме.Структура теста:раздел курса тема курса контролируемый элемент содержания (что конкретно хотите проверить, какое понятие, знание какой формы, каких дат и т. д.Существует многообразие видов тестов.Стандартизированные тесты, перспективные, тесты-классификаторы. Тесты я использую в своей работе как форму проверки результатов обучения только в сочетании с традиционными контрольными и самостоятельными работами. Начинаю приучать детей к этой форме проверки знаний, начиная с 5 класса. Многие из тестовых заданий используются школьниками при самостоятельном изучении учебного материала (изучении и одновременное заполнение пропусков) с последующей проверкой учителем. Этот вид тестовых заданий применяю для проведения математического диктанта.Примеры. Если прямые имеют общую точку, то говорят, что эти прямые ------------Две пересекающиеся прямые называются-------------- , если они образуют четыре прямые угла.Луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла, называется---------- угла. Второй вид тестовых заданий - установление учащимися истинности или ложности сформулированного утверждения. Эти задания направлены на проверку понимания изученного учебного материала на продуктивном уровне и могут быть использованы при первичном закреплении изученного учебного материала в письменной, устной или полуустной форме. При работе с этим видом тестовых заданий предлагаю школьникам отметить условным знаком, например, обвести кружочком в тексте, порядковый номер задания, утверждение в котором истинно.( Сумма смежных углов равна 180 градусов. ) Однако, наряду с достоинствами этому виду контроля присущи недостатки- возможность угадывания верного ответа;- не развивается устная и письменная речь;- не контролируется опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру;-невозможность проследить логику рассуждений учащегося;- тестовые задания сложно составить;- не учитываются индивидуальные особенности учащихся;- ограниченность во времени выполнения работы;- не проверяется усвоение причинно-следственных связей;- содержание заданий может выходить за рамки школьной программы;- легко списать ответ. В течение последних лет наша школа уделяет внимание подготовке учащихся к ЕГЭ. Каждый учитель составляет тесты для промежуточного и итогового контроля знаний, приближенные по форме к ЕГЭ. И я тоже подбираю подобные тесты, используя при подготовке, помимо учебника, и дополнительную специальную литературу. На ИГЗ по математике в 10 классе я использую пособие для учащихся и абитуриентов «Подготовка к тестированию по математике», составители Н.В. Ермак, И.В. Квасова, Л.В.Филонова (Министерство образования Российской федерации, БГПУ). По каждой теме в пособии приводятся необходимые теоретические сведения, даются решения стандартных заданий и предлагаются наборы задач с ответами для тренировочного решения. С помощью данного пособия, а также и других источников я познакомила и научила школьников работе с тестами, было рассмотрено несколько типовых тестовых заданий для тренировки с целью подготовки к ЭГЕ. Применяю в работе и различные пособия, такие как «Математика. ЕГЭ. Эффективная методика» (авторы Л.Д. Лаппо, А.В. Морозов, М.А.Попов), где можно было найти необходимый теоретический материал, материал для диагностики, разбор типичных ошибок, задания для тренировки, типовые тесты для контроля. Использую в своей работе и такие пособия как «ЕГЭ. Контрольные измерительные материалы. Математика.» Авторы: Л.О. Денищева, Е.М. Бойченко и др. В книгу включены тематические подборки заданий и образцы контрольно-измерительных материалов. Для подготовки как к традиционному экзамену по математике, так и к единому, а учащимися-старшеклассниками - для самоподготовки.Для подготовки к тестированию учащихся также использую такую литературу как «Тесты по математике в 5-11 классах» (составители Максимовская М.А. и другие), по геометрии - из методического пособия Тест по геометрии в 11 классе«Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус, шар»Вариант 1Если сфера касается всех граней многогранника, то она называется…а) описанной около многогранника;б) вписанной в многогранник;в) касательной к многограннику.2. Все вершины многогранника лежат на сфере, такой многогранник называется …а) вписанным в сферу;б) описанным около сферы;в) касательным к сфере.3. Шар можно вписать в…а) произвольную призму;б) треугольную пирамиду;в) треугольную призму.4. В прямую призму, в основание которой вписана окружность, можно вписать сферу, если…а) высота призмы равна диаметру вписанной окружности;б) центр сферы лежит на высоте призмы;в) высота призмы равна радиусу вписанной окружности.5. Во всякий цилиндр можно вписать сферу, если…а) центр сферы лежит на оси цилиндра; б) сфера касается оснований цилиндра;в) его осевое сечение – квадрат. Тест по математике в 5 классеЗапись и чтение натуральных чисел Вариант 11.Сколько тысяч в числе 1 389 213а) 389: б) 300; в) 1 389 213; г) 1389.2. Сколько сотен тысяч в числе, полученном при сложении чисел 999 999 и 111 111.а) сто одиннадцать; б) 1; в) 11; г) тысяча сто одиннадцать.3. как правильно записать цифрами число: два миллиарда пятьсот тринадцать миллионов триста пятьдесят шесть тысяч восемьсот.а) 25133568; б) 250013300568; в) 2513356800; г)205130356084. Запишите три раза подряд число 87 и три раза подряд число 13. Сложите полученные числа. В результате будет:а) один миллион десять тысяч сто;б) сто одна тысяча сто;в) десять миллионов сто одна тысяча;г) сто одиннадцать тысяч сто. 5. Какое из чисел больше20000+9000+900+90+9Или 30000+1000+100+10+1а) Второе; б) первое; в) числа равны; г) не знаю6. Какое из четырех чисел самое большое1) 1234567890; 2) 987654321;3) 10203040506070809;4) 90807060504030201.а) 1); б) 2); в) 3); 4) 4).7. На сколько отличается число 50000+4000+200+30+5от числа 40000+3000+100+20+4а) на 1111; б) на 1; в) на 11; г) на 11111. Тест по геометрии в 11 классеПовторение по теме «Многогранники» Сколько диагоналей у семиугольной призмы?а) 21; б) 28; 3) 14; г) другой ответ.2. Боковая поверхность правильной четырехугольной призмы равнв 16 см, а полная поверхность – 48 см. Найдите высоту призмы. а) 2см; б) 4 см; в)1 см; г) другой ответ.3. Найдите площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда по трем его измерениям, равным 3 см, 4 см, 5 см . а) 94 см ; б) 47 см ; в) 20 см; г) другой ответ.4. Найдите площадь сечения куба АВСDABDC плоскостью, проходящей через ребро АВ и середину ребра ВС, если ребро куба равно 2 см. а) 5 см; б) 4 2 см; в) 2 5 см; г) другой ответ.5. Высота правильной четырехугольной пирамиды равна 5 см, а сторона основания – 6 см.Найдите боковое ребро. а) 43 см; б) 37 см; в) 5 см; Г0 другой ответ.6. Найдите боковую поверхность правильной треугольной пирамиды, если сторона основания равна 2 см, а все двугранные углы при основании – 30.а) 2 см; б) 2 3 см в) 3 см; г) другой ответ.7. Высота правильной усеченной четырехугольной пирамиды равна 2 2 см, а стороны основания 1 см и 4 см. Найдите площадь диагонального сечения.А) 20 см; б) 10 см; в) 5 см; г) другой ответ. Адаптивность- латинское слово, обозначает приспособление. Адаптивная система обучения предполагает приспособление всех элементов педагогической системы.Центральное место в адаптивной системе обучения занимает ученик, его деятельность, качества его личности.Учитель работает в двух режимах:Обучает всех учащихся;Работает индивидуально с отдельными учениками. Основу данной технологии составляет базовая модель, состоящая из 3 фаз (описал С.И. Заир – Бек) ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ Настроить учащихся на достижение целей урока Работа с текстом индивид., парами Анализ пройденного процесса усвоения нового содержания В соответствии с этой технологией процесс обучения состоит из трех стадий. Стадия вызова (актуализировать и обобщить имеющиеся знания по изучаемой теме, вызвать интерес к ней, мотивировать учащихся к учебной деятельности).Стадия осмысления – получение новой информации, ее осмысление, и соотнесение с собственными знаниями).Стадия развития мышления и рефлексии – присвоение и обобщение полеченной информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще не познанного). Что дает учащимся данная технология?1.Повышается ответственность за качество собственного образования.2. Развиваются навыки работы с текстами.3.Развиваются творческие и аналитические способности, умение эффективно работать совместно с другими учащимися. Из практики работы Урок геометрии в 8 классе по теме: «Ромб, квадрат»Цель урока:-ввести понятие ромба и квадрата как частных видов параллелограмма.- рассмотреть свойства и признаки ромба и квадрата и показать их применение в процессе решения задач.- совершенствовать навыки решения задач. Ход урока:Стадия вызоваС целью актуализации знаний даю задание:Построить параллелограмм с равными сторонами.Дать определение параллелограмма, трапеции.Перечислить свойства. Стадия осмысленияРаздаю карточки с заданием с элементами исследования:1.Измерить углы.2.Провести диагонали и измерить углы, образованные данными диагоналями.3.Измерить углы, на которые делят диагонали данные углы.И предлагаю в течение 10-15 минут поработать, используя специальные пометки:-это я знаю;-новая информация;-информация, противоречащая моим знаниям;-информация требует пояснения;! – это интересно. Учащиеся выписывают из текста в таблицу. Знаю Хочу узнать Узнал Определение параллелограмма, трапеции Определение ромба, квадрата Свойства параллелограмма, трапеции Свойства ромба, квадрата Стадия размышления и рефлексии.С целью осмысления и обобщения полученной информации предлагаю работу по составлению таблицы, отметив знаки «+» и «- « Парал. Трапец. ромб Квад. 1. Все стороны равны 2. Противолежащие углы равны, сумма соседних углов 3. Противолежащие стороны параллельны и равны 4. Все углы прямые 5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. 6. Диагонали равны. 7, Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов. РефлексияМини-сочинение, стихотворение о ромбе и квадрате.Ромб сегодня изучали.Его свойства узнавали.Сможем мы навернякаРешать задачи на ура.Или вот такой вывод ( рефлексия) по теме: « Свойства степеней с натуральным показателем», 7 классПронько ЮляНа урок сегодня в школе Степень в гости к нам пришла.Незаметная такая.Рядом с цифрами она.Но серьезно нам сказала:«Степень в алгебре важна!»Позабудьте про гуляньеИ возьмитесь за дела?!Узнавать ее и помнить Мы должны ее всегда…А иначе не увидимМы в журнале даже «3». Степень стали изучатьСвойства всем нам надо знать.Это умножения.Это разделения.Возвести, конечно, в нуль.Не забыть произведение.Степень в степень возвести.Всем ребятам надо знать.Эти свойства выражать.И тогда в журнале 5Будет снова и опять. Опорный сигнал – это ассоциативный символ (знак, слово, рисунок и т.п.), заменяющий некое смысловое значение. Опорный конспект ( пиктограмма) - Наглядная схема, в которой отражена подлежащая усвоению информация, связи между блоками, выделение значимого цветом, шрифтом. Рисунок Размер Форма Условные знаки Цвет Слова Чертежи Шифры Графики Цифры Схемы Буквы Средства выражения опорного сигнала: Возможные этапы работы с опорными конспектами: 1. Изучение теории в классе.2. Домашнее задание: опорный конспект + учебник + помощь родителей.3. Первое повторение: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти, учитель проверяет.4. Устное проговаривание опорного конспекта.5. Второе повторение: обобщение и систематизация (уроки взаимоконтроля, использование игровых технологий).6. Контроль, оценки. 2.Применение опорных таблиц и работа сними. 7 класс, урок геометрии по теме: « Свойства параллельных прямых».Во всякой теореме различают две части: условие и заключение. Условие теоремы – это то что дано, а заключение – то, что требуется доказать. Составьте таблицу.-В чем заключается разница между этими теоремами? 8 класс, урок геометрии по теме: «Четырехугольники»Цель: систематизировать основные свойства и признаки четырехугольников, их определения и формулы вычисления площадей, повторить связь между основными фигурами.(по ходу урока зарисовать генеалогическое древо) С целью формирования у учащихся элементов исследовательской деятельности по геометрии даю задания, которые помогают углубить знания и проводить небольшие исследования: развить тему задачи, найти обобщение, установить сходство. 2.На рисунке изображены фигуры, которыми можно заполнить всю плоскость, смещая их параллельным переносом. Выберите две – три понравившиеся фигуры и для каждой найдите пары чисел, характеризующих параллельные переносы. Заполните этими фигурами лист бумаги. 7 класс, тема: «Прямоугольные треугольники» Поверхность стола разбита на равные квадраты. Среди треугольников и четырехугольников с вершинами в вершинах квадратов найди равнобедренные треугольники и прямоугольные треугольники.Найди четырехугольники, имеющие: а) две равные стороны;б) две параллельные стороны;в) прямые углы. Информационные технологии во все сферы образовательного процесса. Использование компьютерной техники открывает огромные возможности для педагога: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний, поможет сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями. Широко использую в своей работе электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Информатизация образовательного процесса – это реальность сегодняшнего дня. . Метод проблемного обучения эффективно способствует формированию у учащихся математического склада мышления, интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации. Он направлен на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей. Используя современные технологии, у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. Литература: 1. «Подготовка к тестированию по математике», Н.В. Ермак, И.В. Квасова, Л.В.Филонова (Министерство образования Российской федерации, БГПУ). 2. «Математика. ЕГЭ. Эффективная методика»,авторы Л.Д. Лаппо, А.В. Морозов, М.А.Попов.3. «ЕГЭ. Контрольные измерительные материалы. Математика», Л.О. Денищева, Е.М. Бойченко и др.4. «Тесты по математике в 5-11 классах», Максимовская М.А. и другие.5. Современные подходы к обучению математике в условиях введения ФГОС второго поколения (методические рекомендации, ГОАУ ДПО Амурский областной ИРО, кафедра математического образования)6. УМК.7. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по математике, С.Б. Климентов и другие.