Методические советы по планированию и проведению классных часов и тренингов саморазвития в 5 – 9 классах в соответствии с курсом Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности»

Методические советы по планированию и проведению классных часов и тренингов саморазвития в 5 – 9 классах в соответствии с курсом Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности»
Использование приёмов технологии саморазвития личности А.А.Ухтомского – Г.К.Селевко – одно из эффективных, но недостаточно используемых в воспитательной работе средств. Ставка делается на целенаправленное и системное обучение детей основам теории самосовершенствования. Базой теоретической подготовки служит курс Г.К.Селевко «Самосовершенствование личности», дающий ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приёмы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности. Главной целью данного курса является формирование веры личности в самоё себя и признание смыслом жизни путь непрерывного самосовершенствования. В построении курса «Самосовершенствование личности» прослеживается иерархическая структура потребностей, обоснованная А.Маслоу:
7-10 лет – познание окружающего мира, первичная социализация – «Этика поведения».
10-11 лет – самопознание – «Познай себя», 5 класс.
11-13 лет – самовоспитание, самообучение – «Сделай себя сам», 6 класс; «Научи себя учиться», 7 класс.
13-14 лет – самоутверждение – «Утверждай себя», 8 класс.
14-15 лет – самоопределение – «Найди себя», 9 класс.
15-17 лет – самоактуализация – «Управляй собой», 10 класс; «Реализуй себя», 11 класс.
Линейная логика разделов курса опирается на то, что в каждом возрастном периоде создаются особо благоприятные (сенситивные) предпосылки для формирования определенных сфер развития личности. С 5 класса начинается систематизированное изложение понятий и проблем самосовершенствования личности, психолого-педагогический курс представляет для ребят как бы «психологию и педагогику для себя» и на уровне своего возрастного развития. Ребенок должен осознать, кто он есть, как он себя оценивает, что и почему с ним происходит. Поэтому курс начинается с доступного пятиклассникам обзора психологических качеств личности, как бы приводя в некоторую систему имеющиеся у них представления о своей личности, помогая детям понять себя, создать осознаваемый образ своего «Я».
Планирование классных часов и тренингов общения в 5 классе по методике
Г.К. Селевко «Познай себя»
Дата
Тема
Содержание работы
Цель


Знакомство с собой. Образ вашего «Я». Сходство и различие наших «Я»
Составление мнения, представления о себе
Познакомиться с самим собой


Вы – личность. Как вы воспринимаете окружающий мир.
Качества личности. Ощущения и их яркие проявления
Научиться различать в себе хорошие и плохие качества


Внимание! Внимание!
Произвольное и непроизвольное внимание. Виды внимания
Научиться концентрировать различные виды внимания


Дайте волю воображению
Роль воображения в жизни. Воображение и творчество.
Научиться творчески представлять себя, окружающий мир.


Мир эмоций
Эмоции и чувства. Упражнения на эмоции в мимике и на уровень тревожности
Инструктаж по контролю своих эмоций. Снижение уровня тревожности.


Настроение – «О’кэй!»
Хорошее настроение. Настроение как длительная эмоция.
Научиться поднимать настроение. Определение психологического фона.


Темперамент пятого типа
Понятие темперамента. Органы чувств. Свойства нервных процессов.
Определить свой темперамент. Выход из социально-сложных ситуаций.


Характер – русский
Что такое характер? Экстравертность и интровертность.
Заполнение анкеты «Мой характер», тест на оптимизм. Определение важных черт характера.


Воля. Самостоятельность
Понятие воли. Степень волевого усилия. Самостоятельность
Воля как черта характера. Развиваем силу волю.


Настоящий друг?
Понятие дружбы. «Какой вы друг?»
Сплочение коллектива. Формирование понятий настоящей дружбы.


Основное отличие человека от обезьяны
Сознание человека. Ассоциации, умения и навыки.
Отвечаем на вопросы: как устроен мозг человека, сознательное и бессознательное. Связи и ассоциации.


Богиня Мнемозина
Моя память. Виды памяти. Рекомендации «Как учить стихотворение».
Поисковая работа, работа с памятью, развитие памяти.


Как мы думаем. Логика мысли
Суждение и умозаключение, «анализ» и «синтез», индукция и дедукция.
Развитие мышления, пути умозаключений


Решение проблем
Разбираем задачи-проблемы, алгоритм решения проблем.
Научиться разбирать сложные ситуации


Каждому – по потребностям. От каждого – по способностям
Интересы физические, социальные, духовные; способности.
Рассмотрение различных предметов на предмет способностей. Определение ценностей жизни.


«Я» в общении
Интересный ли ты собеседник? Умеешь ли ты слушать? Проблемы в общении
Развить умение слушать, привить вежливость в общении


Заведите друга – дневник
Творческий проект «Мой молчаливый друг-дневник»
Разработать форму самонаблюдения, размышление над собственными ощущениями, переживаниями, мыслями.


Богатства вашей личности
Диаграмма «Что я знал из данного курса»
Обобщение и систематизация основных понятий

В дальнейшем познание себя пронизывает все разделы курса. В каждом классе (с 5 по 9) предусмотрено расширение сведений по психологии личности, создание системы целевых ориентаций подростка, которые бы определили ближайшие, средние и более дальние перспективы
Какова структура занятия?
Разминка - упражнения, позволяющие настроиться на разговор («Испорченный телефон», «Ручеёк», «Внимание», «Зеркало»)
Завязка - проблемная ситуация, формирующая соответствующую мотивацию для занятий.
Основная часть - рассматриваются вопросы основного материала. Используются упражнения, практические работы на закрепление и применение.
Итоги, рефлексия-это способ прислушаться к себе, поразмышлять о своём внутреннем состоянии и его причинах.
Релаксация - расслабление, выход из интеллектуальной сферы
Каковы организационно-методические особенности занятий?
Особенность деятельности – работа с внутренним миром ребёнка, с его переживаниями, интересами, отношениями. В процессе занятий применяются словесные, наглядные и практические методы. Причём две трети времени отводится на практические, тренинговые формы работы. Основной метод, используемый на занятиях - беседа и диалог. Часто применяются высказывания «по кругу»; письменные работы школьников (продолжи предложение, творческий рассказ, мой выбор и др.), в которых они излагают свои переживания и мнения откровенно. Эффективны игры:
диагностические, в которых ученики познают себя, свои качества
( «Путаница», «Зеркало», «Встаньте в круг», «Взгляд» и т.д.)
активизирующие («Ромашка», «Замри», «Букет» и т.д.)
игры-театрализации (Фестиваль «Я- личностей»)
ролевые игры: от проигрывания ситуаций-проб до моделирования общественных отношений
На занятиях широко применяются эпиграфы, «Мысли мудрых людей», афоризмы, рубрика «Словарик».
Записи. Им на занятиях придаётся большое значение. Перед школьниками ставится задача: составить личный дневник о самом себе, который можно оформить рисунками, фотографиями, собственными сочинениями в стихах и прозе. Чтобы усвоить важнейшие понятия, новые термины по желанию рекомендуется детям оформлять «Словарь понятий». Практическая работа должна составлять 2/3 классных часа.
Рассмотрим наиболее эффективные приёмы саморазвития личности ребёнка.
Упражнение «Знакомство с собой» (5класс). Цель - помочь учащимся ответить на вопрос, кто я такой и какой я есть. Процедура выполнения: ответьте на вопросы: «Кто я такой? Какой я есть?», запишите ответы в тетрадь. Вам помогут следующие фразы: «Я - учениккласса; мои самые хорошие качества; больше всего в себе мне нравится; я люблю играть; мне нравится; моё любимое развлечение». Все учащиеся высказываются вслух по очереди, но каждый про себя тоже отвечает на вопрос. Ответы на вопросы можно фиксировать и в своей тетради - дневнике. Всё, что рассказали или написали дети,- это знакомство ребёнка с собой, со своим «внутренним человеком», который называет себя «Я».
Домашнее задание: «Мой портрет в лучах солнца» (5 класс). Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности. Ход упражнения: – Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей. Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?»
Упражнение «Самооценка воли» (5класс): Оцените по 5 бальной системе свои усилия в воспитании волевых качеств, представив своё «Я - волевое». Используйте цвета: 5 - красный 4 –оранжевый 3-жёлтый 2 – зелёный 1 – синий. Ваш «коэффициент воли» (по самооценке) может быть определён как средний балл по всем показателям.
Я - волевое
1
2
3
4
5

Самодисциплина
(требовательность к себе)






Самообладание
(спокойствие, уверенность)






Самоконтроль






Доведение начатого дела до конца






Настойчивость (преодоление трудностей)






Отказ от неразумных желаний, соблазнов






Преодоление тревог, страхов






Ситуации-пробы (5класс):
1) Вы обещали маме, что останетесь дома, чтобы ей помочь, но ваш друг только что зашёл за вами с двумя билетами в цирк. Ваше решение?
2) Вы вспомнили, что не сделали домашнюю работу по математике на завтра, когда уже легли спать. Ваше решение?
Попробуйте вместо того, чтобы оправдываться и спорить, проявить спокойствие и даже выразить частичное согласие. Чтобы сказать это с достоинством, искренне, нужна воля.
Упражнение «Народная мудрость о труде и учении» (7класс) Задание: Обсудитепословицы и поговорки: «Руки работают, голова кормит. Золотые руки у того, кто учился хорошо. Сначала труд, потом почести придут».
Тренинг «Голосуйте за меня!» (8 класс)
Упражнение 1. Автобиография.
На составление 5 минут.
Упражнение 2. Самопрезентация, или Кто я?
За 5минут составить 20 слов или предложений.
Упражнение3. Моя визитная карточка.
За 5 минут придумать визитную карточку.
Упражнение 4. SOS- нужен лидер!
Составьте список экстремальных ситуаций, которые могут с вами произойти.Вы должны решить, кто из присутствующих может разрешить конкретную критическую ситуацию с меньшими потерями для группы. Имя лидера каждой ситуации определяется путём голосования всех членов группы.
Упражнение 5. Доверенное лицо.
В течение 3-4 минут составьте тезисы (план) своего выступления на звание «Лидер года».
Упражнение 6. Олимпийская система.
Каждая пара путём дискуссии определяет, кто в ней лидер.
Итогом всех упражнений является присвоение звания «Лидер класса», а также изучение памятки «Программа развития»:
Развивайте желание «Я хочу стать лидером»
Скажите себе и другим: «Я могу стать лидером»
Отвергайте сомнения в своих лидерских способностях
Продумайте, с чего начнёте свою деятельность в качестве лидера
Запишите в тетрадь, что не будете делать никогда в качестве лидера
Как будете удерживать престиж в качестве лидера
На кого будете опираться, с кем советоваться
Как практически будете осуществлять свою лидерскую роль
Каждый этап самосовершенствования и саморазвития предполагает какое-то самоопределение личности. Так, в 9 классе проблема самоопределения личности приобретает чрезвычайно актуальный характер: обучающиеся должны сделать выбор своего дальнейшего жизненного пути, выбор направления своего профессионального развития. Акцент делается на профессиональное самоопределение, но важное место отводится и осмыслению жизненных и духовных ценностей. Упражнение-анкета «Я в этом мире» (уровень самоопределения 9класс)
Отметьте свою самооценку (по пятибалльной системе) по каждой позиции. Сравните результат с данными констатирующего теста, проведенного в начале учебного года.
IX класс. Определились ли вы в своих жизненных выборах?

Я знаю (определился), кем быть
5   4   3   2   1
не знаю

Уровень моих знаний для выбранной профессии достаточен
5   4   3   2   1
недостаточен

Я готовлюсь к своей профессии регулярно
5   4   3   2   1
не готовлюсь

У меня есть идеал дружбы
5   4   3   2   1
нет

У меня есть идеал любви
5   4   3   2   1
нет

Считаю себя патриотом
5   4   3   2   1
не считаю

Я знаю, каким быть
5   4   3   2   1
не знаю

У меня есть вера в духовной области
5   4   3   2   1
нет

Я знаю, чего я стою (свои возможности)
5   4   3   2   1
не знаю

Я готовлю себя к будущему
5   4   3   2   1
не готовлю


Сравните свои результаты на начало и конец учебного года. Сделайте выводы.
Я = профессиональное
Могу - Хочу - Надо

Я = ценности личностного самоопределения
Любовь - Деньги - Дружба - Творчество

Я = духовное самоопределение
Вера - Философия - Смысл жизни

Следует отметить, чтодля самооценки, саморефлексии и выхода на совершенствование личности школьника используется образ «Я», который служит системообразующим понятием. 5 класс: Я – физическое, Я – социальные (жизненные) роли, Я – многогранное, Я – личность, Я – воспринимающее, Я – внимание, Я – воображающее, фантазирующее, Я – эмоциональное, Я – темперамент, Я – характер, Я – друг, Я – память, Я – думающий, Я – хочу (потребности), Я – могу (способности).
6 класс:Я – внутреннее, Я – имидж, Я – обаятельный (обаятельная), Я – забота о здоровье, Я – поведение, Я – волевое, Я – вырабатываю характер, Я – друг, Я – в труде, Я – член коллектива (товарищ), Я – деловой, Я – экологическое сознание, Я – без вредных привычек.
7 класс:Я – индивидуальность в ученье, Я – учащий себя, Я – в работе с информацией, Я – читающий, Я – говорящий, Я – способы умственных действий, Я – культурное самообразование.
8 класс:Я - самоутверждение, Я - в личностном и социальном общении, Я-в труде и творчестве, Я - в сфере общечеловеческой нравственности.
9 класс. Я- жизненные планы: самопознание, самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самоопределение.
Отметим положительные моменты курса «Самосовершенствование личности»:
основа для сознательного управления развитием ребят;
учёт возрастных потребностей и возможностей ребят;
целенаправленность курса, система, линейная логика, практическая направленность, значимость;
разнообразие форм и методов, действенная помощь классному руководителю.

15