Конспект внеклассного мероприятия Путешествие по стране Филологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №43
г.Владикавказ РСО-Алания










Сценарий разработала и провела мероприятие учитель русского языка и литературы
Парастаева И.Ю.




Владикавказ,2017
Цель мероприятия:
1. Расширить знания учащихся, помочь продемонстрировать память, мышление, эрудицию. Заставить работать воображение. Развивать культуру речи.
2. Воспитывать любовь и интерес к русскому языку и литературе, дружбу и взаимопонимание между учащимися.

Ребятам раздаются путевые листы, разъясняются правила игры. (Каждая команда проходит 6 станций. Время пребывания на станции – 5 минут, переход на другую станцию – 2 минуты). На каждой станции игроки сразу же получают заработанные баллы, их выставляют в путевой лист ведущие – члены жюри, там же отмечают наиболее отличившихся ребят. Члены жюри последней станции для каждой команды выставляют общий балл за игру. В конце – линейка, на которой подводятся итоги, выслушиваются члены жюри, проходит награждение команд и наиболее отличившихся ребят.

Ход игры
Станция 1 . «Разминочная». Веселый ЕГЭ. Слайды 3 -
Станция 2. «Литературная».
Очень английская и очень хорошо воспитанная девочка из сказок писателя, священника и профессора математики. Немного зануда. Но её это даже украшает. Однажды она погналась за Белым кроликом и оказалась в Чудесной стране. Кто это? (Алиса. Л. Кэрролл «Алиса в стране Чудес».)
Очень самостоятельный современный мальчик. Умеет варить суп. Организовал ферму в деревне. Хозяйство у него зажиточное, современное. Кто это? (Дядя Фёдор. Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пес и кот».)
«Он заслонил собой солнце, и стало темно, как в сумерки. Он был огромного роста, голова его была как купол, руки – как вилы, ноги – как придорожные столбы, рот – как пещера, а глаза метали искры.» Кто это? (Джинн из сказки «Алладин и волшебная лампа».)
«Между тем росла, росла  Поднялась – и расцвела,  Белолица, черноброва,  Нраву кроткого такого.» Кто это? (Царевна. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)
«Руки кривые, на руках когти, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.» Кто это? (Зверь лесной, чудо морское. С.Аксаков «Аленький цветочек».)
«Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прекрасна и нежна, но изо льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя.» Кто это? (Снежная королева. Г.Х.Андерсен «Снежная королева».)
«Неужели это он? Глаза у него стали маленькие, как у свиньи, огромный нос свешивался ниже подбородка, а шеи как будто и совсем не было. Голова ушла глубоко в плечи, и он почти совсем не мог её повернуть, а ростом он был такой же, как и семь лет назад, - совсем маленький.» Кто это? (Карлик Нос. В. Гауф «Карлик Нос».)
Самоуверенный, невежественный, но вместе с тем храбрый мальчишка. Возможно, в будущем станет хорошим актёром или даже главным режиссёром. Недаром он сумел сплотить вокруг себя целую группу актёров-единомышленников, которые справились со злым директором театра. (Буратино. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
Станция 3. «Знатоки языка»
1) Четвёртый лишний. Найти в ряду из четырёх слов лишнее, аргументировать свой ответ (2 балла):
носок, мозоль, георгин, помидор (мозоль – ж.р.);
магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь (вестибюль – м.р.).
2) Назвать слова, имеющие пару для обозначения женщины данной профессии: агроном, журналист, врач, диктор, скрипач, учитель, редактор, дирижёр, корректор, приёмщик, певец, тракторист, композитор, спортсмен, геолог, писатель (журналист, скрипач, учитель, приемщик, певец, тракторист, спортсмен, писатель, 8 слов, 8 баллов.)

Станция 4 «Угадайкино». Знаете ли вы басни Крылова?
Вашему вниманию мы предлагаем «Кавардак из басен Крылова». Вы должны узнать, из каких басен составлено наше «произведение». Всего их восемь. (Одна правильно названная басня – 1 балл. Максимум – 8 баллов.)
Свинья под дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала. (1) А Васька-кот в углу, Припав за уксусным бочонком, Мурлыча и ворча, трудится над курчонком. (2) Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться; И надо ж беде случиться, (3) Вороне где-то Бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. Тут на беду Лиса близёхонько бежала. (4) «Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай!» (5) У кумушки глаза и зубы разгорелись. (6) Глядит, а в гости к ней голодный Волк тащится. «Что, кумушка, беда! – он говорит. –  Ни косточкой не мог Нигде я поживиться; Меня так голод и морит. (7) Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей» (8) «Бедняжка куманёк! Да не изволишь ли сенца? Вот целый стог:  Я куму услужить готова». И серый рыцарь мой, Обласкан по уши кумой, Пошёл домой. (7) Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (4)
Ответы: 1 – «Свинья под дубом»; 2 – «Кот и повар»; 3 – «Волк и Ягнёнок»; 4 – «Ворона и Лисица»; 5 – «Демьянова уха»; 6 – «Лисица и Виноград»; 7 – «Волк и Лисица»; 8 – «Стрекоза и Муравей».

Игра со зрителями. Что я люблю (или не люблю).
Учитель просит учеников изучить таблицу и ответить на вопрос: любят ли дети или не любят делать то, о чем написано. (Или задает вопросы, дети поднимают руки).

Точить лясы, бить баклуши, считать ворон, ломать голову, витать в облаках, доводить до белого коления, раздувать из мухи слона, выводить на чистую воду, вставлять палки в колеса, жить душа в душу, играть первую скрипку, держать язык за зубами, метать гром и молнии, жить на широкую ногу, плясать под чужую дудку.

Станция 5. «Риторическая».
1 задание. Скороговорю.
Разбиться на тройки (или пары), проговорить заданную скороговорку хором 3 раза так: медленно, быстрее, очень быстро (2 минуты на подготовку). Без ошибок – 2 балла, с 1-2 ошибочками – 1 балл, с ошибками, плохо – 0 баллов.
Боря Ире дал ириску, Ира Боре - барбариску.

Саша шустро сушит сушки, Саша высушил штук шесть, И смешно спешат старушки  Сушек Сашиных поесть.

Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня.

На дворе трава
На траве дрова
Не руби дрова
На траве двора.

Станция 6. «Игровая».
Собери пословицы. Знаете ли вы пословицы о слове и речи? Собери пословицу из набора слов. (1 пословица – 1 балл.)
Ласковое слово лучше мягкого пирога.
От приветливых слов язык не отсохнет.
На добрый привет добрый и ответ.
Азбука – к мудрости ступенька.
Ведущий: Пока члены команды собирают пословицы, поиграем со зрителями и проверим, какие вы читатели.
Игра со зрителями. Вам даны два списка. Один – список авторов. Другой – список книг. Соедините автора и его произведение.
Список авторов:
Ю.К. Олеша.
Л. Кэрролл.
А. Линдгрен.
К.Г. Паустовский.
Д. Роулинг.
А.С. Пушкин.
Д.Дефо
М.Твен

Список произведений:
«Три толстяка».
«Руслан и Людмила».
«Малыш и Карлсон».
«Заячьи лапы».
«Гарри Поттер и тайная комната».
«Алиса в Зазеркалье».
«Приключения Робинзона Крузо.».
«Приключения Тома Сойера»
Станция 7. «Художественная». Чей портрет? (негатив – цветная иллюстрация героев произведения).
(Один портрет – 2 балла: 1-ый - назван герой, 2-ой – книга или автор. Максимум – 20 баллов.)

Внеклассного мероприятия
по русскому языку в 6 классе
"Путешествие по стране Филологии"