Конспект занятия Путешествие по математической стране



Составила: Воспитатель
Гусельникова Оксана Антоновна
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной группы
Название: Путешествие по математической стране
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Цель: Составление и решение простых арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 10.
Задачи: Обучающие:
1. Закрепить прямой и обратный счёт в пределах от 1 до 20.
2. Закрепить умение детей решать арифметические примеры на сложение и вычитание в пределах 10.
3. Закрепить представление о структуре задачи (условие, вопрос, решение, ответ).
4. Закрепить умение составлять задачи по картинкам и решать их.
5. Закрепить названия дней недели, геометрических фигур, величинные понятия.
6. Упражнять в ориентировке на листе бумаги.
Развивающие:
1. Увеличить объем внимания и памяти.
2. Развивать речь, уметь аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
3. Осуществлять решения в соответствии с заданными правилами и алгоритмами.
Воспитательные:
1. Уметь самостоятельно работать;
2. Поддержать интерес к познавательной деятельности ребенка;
3. Формировать у ребенка умение самостоятельно контролировать процесс работы и оценивать результаты своего труда.
Оборудование: Листы, простые карандаши, набор цифр от 0 до 9, картинки на составление задач, цветочки с примерами, три вазы с цифрами 6, 7, 8, наборы геометрических фигур, мяч.

Этапы: Алгоритм действий педагога, поддерживающих активность и познавательный интерес детей Совместная деятельность педагога и детей
Мотивационно-ориентировачныйЦель: Мотивировать детей на включение в совместную деятельность Воспитатель:- Здравствуйте, дорогие ребята.Вы, наверное, обратили внимание, что сегодня у нас много гостей… Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель:
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
Воспитатель учит нас.
Давайте, ребятки, учиться считать,
Делить, умножать, вычитать, прибавлять.
Запомните все, что без точного счета,
Не сдвинется с места любая работа.
Воспитатель:- Ребята, скажите мне, пожалуйста, в какой науке мы используем такие действия, как сложение, вычитание, сравнение?
Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительной, сказочной стране под названием Математика. В этой волшебной странемного разных городов. Города эти необыкновенно красивы, в них много зелени и цветов. Чтобы полюбоваться ими, мы будем делать остановки, и выполнять различные математические задания. Я думаю, что наше путешествие будет интересным и познавательным. Но прежде, чем мы отправимся в путь, нам нужно усвоить некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать.
- Ты сиди за столом стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)
- Столик – это не кровать и на нем нельзя… (ЛЕЖАТЬ)
- Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)
Воспитатель: - Хорошо, все вспомнили наши правила поведения на занятии. Теперь можно смело отправляться в путешествие. Дети внимательно слушают воспитателя. Дети здороваются с гостями группы.
Дети заслушивают письмо от Царицы Математики.
Ответы детей
Ответы детей
Основной этап: Воспитатель: -А на чём мы отправимся в математическую страну, вы узнаете, если правильно выполните графический диктант. Возьмите простой карандаш в правую руку и поставьте его на точку. От точки ведём:1клеточку вниз, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 2клетки вправо, 2 клетки вниз, 4 клетки влево, 1 клетка вниз, 1-вправо, 1-вниз, 1-вправо, 1-вниз, 5-вправо,1-вверх, 1-вправо, 1-вверх,1-вправо, 1- вверх, 4- влево, 5- вверх, 1 – влево.
Воспитатель:  - Какой вид транспорта получился? (кораблик)
Воспитатель:  - Отправляемся в путешествие на корабле. Первый город, к которому причалил наш корабль, называется город Цифроград. Жители этого города хотят, чтобы вы вспомнили счёт от 1 до 20 и обратно. Если я дотронусь до вас большим цветком, то вы считаете вперёд, а если маленьким, то обратно. Будьте внимательны, каждый следующий должен повторить последнее названное число предыдущего.
Воспитатель:  Молодцы, у вас отлично получилось. Но жители Цифрограда решили проверить ваши знания и подготовили вам вопросы.
-Назовите соседей чисел 5; 7.
-Назовите соседа числа 3 справа, числа 8 справа.
-Сколько будет, если 2 увеличить на 1?
-На сколько 6 больше 5?
-На сколько 2 меньше 3?
-Как составить 6 из двух одинаковых чисел?
-Что получится, если вычесть число из равного ему?
-Какое число получится, если прибавляем единицу? (последующее)
-Какое число получим, если будем отнимать единицу? (предыдущее)
-Какое число я задумала, если оно на 1 больше 8? На 1 меньше 10?
-Расположите числа 3, 8, 4, 7, 2, 6, 1
• в порядке возрастания
• в порядке убывания.
Воспитатель:- Очень хорошо! Справились со всеми заданиями. Мы прощаемся с городом Цифроградом и отправляемся в город под названием «Примеры».В этом городе много клумб, на которых цветут волшебные цветы. На цветах написаны примеры. Вам нужно посчитать примеры и поставить цветок в соответствующую вазу. 
Воспитатель: - Из города «Примеры» мы перемещаемся в город «Времечко». В круг скорей вставайте, на вопросы отвечайте. Игра с мячом.
Сколько дней в неделе?
Сколько рабочих дней в неделе?
Назовите выходные дни.
Какой сегодня день недели?
Назовите первый день недели?
Какой день недели будет завтра?
Какой день недели между пятницей и воскресеньем?
Назовите 5 дней недели, не пользуясь названиями дней недели (сегодня, завтра, послезавтра, вчера, позавчера).
Что длиннее неделя или месяц?
Сколько месяцев в году?
Воспитатель: - Замечательно, ребята! Жители этого города убедились, что вы знаете все, что со связано со временем «на отлично». Аследующий город этой удивительной страны называется«Задачи». Давайте вспомним: из каких частей состоит задача (условие, вопрос, решение, ответ).
- Что такое условие задачи?
-Что такое вопрос?
-Что мы записываем при помощи цифр и знаков?
-Когда мы пользуемся знаком «+», а когда «-»?
Воспитатель:-Посмотрите ребята, жители этого города оставили вам подарок – чудесную картину. Давайте попробуем составить по ней задачу.
Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинку, на которой изображены 2 вазы с ромашками. Детям необходимо определить, сколько цветов в каждой вазе, а затем посчитать, сколько цветов всего нарисовано.
Воспитатель:- На этом подарки не закончены. Чтобы вы не заскучали, горожане подготовили для вас задачу: «На клумбе цвело 7 роз. Две розы завяли. Сколько роз осталось на клумбе?» 
Воспитатель:-Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданиями данного города. Жители прощаются с нами и желают приятного пути. Отправляемся в город «Отдыхай-ка».Я предлагаю вам выйти на палубу и немного размяться!
Раз, два, три, четыре, пять,Все умеем мы считать,Отдыхать умеем тоже,Руки за спину положим,Голову поднимем выше,И легко – легко подышим!Повторить 2 раза.
Воспитатель:- Вот мы немного отдохнули и теперь со свежими силами мы можем продолжать наше путешествие. Следующий город
прекрасной математическойстраны называется «Логика».Жители города хотят с вами немного поиграть.
Игра «Назовите лишнее слово в ряду»
Зима, среда, лето, осень.
1, 2, 3, круг, 4, 5.
«+», «-», пятница, «=».Круг, квадрат, декабрь, многоугольник.
Воспитатель:- Замечательно! А теперь давайте порешаем логические задачи:
«Пошли 2 девочки на луг за цветами, а навстречу 2 мальчика. Сколько всего детей идёт на луг?» (всего 2 девочки).
«На столе лежат 2 яблока и 2 груши. Сколько овощей лежит на столе?» (ни одного).
«В ведре 7 литров воды. Хватит ли этой воды, чтобы наполнить три двухлитровые банки?»
«Кто громче мычит: петух или корова?»
Воспитатель:- Наконец, мы прибыли в последний город волшебной страны Математики, который называется «Концовки». Я начну предложение, а вы его закончите:
Если левая рука слева, то правая рука…
Если стол выше стула, то стул…
Если сестра старше брата, то брат…
Если река глубже ручейка, то ручеёк …
Если лента шире тесёмки, то тесёмка…
Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…
Если Игорь живёт дальше от школы, чем Оля, значит Оля живёт…
Воспитатель:-Ребята, вот и закончилось наше увлекательное путешествие по стране Математика. Посмотрите, жители страны оставили для нас письмо. Хотите узнать, что в нём? 
«Ребята, вы молодцы, выполнили все задания правильно. Мы рады, что вы посетили нашу страну, и надеемся, что вам у нас понравилось».
Воспитатель:- А теперь, ребята, давайте сядем на наш быстроходный кораблик и отправимся домой! Дети выполняют задание воспитателя.
Ответы детей
Дети отвечают на вопросы
Дети решают примеры и раскладывают цветы в соответствующие вазочки
Дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя
Ответы детей
Один ребёнок составляет задачу, второй повторяет условие, третий - вопрос. Выкладывают решение при помощи цифр и арифметических знаков, дают полный ответ.
Дети выкладывают решение
Дети выполняют действия по тексту физминуткиДети слушают воспитателя и определяют лишнее слово
Дети внимательно слушают условия задачи и быстро дают ответы
Дети слушают начало предложения и пытаются логически его закончить
Дети рассаживаются по местам и представляют морское путешествие домой
Рефлексивно-оценочный
Цель: Восстановить в памяти детей то, что они делали, о чем говорили, создать ситуацию успеха Воспитатель:- Ну вот, ребята, мы и вернулись обратно в садик. Напомните, какую страну мы посетили? А в каких городах мы сегодня побывали?
Воспитатель:- Ребята, я думаю, жителям страны Математика будет интересно, если мы сейчас вспомним, с какими заданиями мы справились без труда, а над которыми пришлось хорошенько подумать?
Воспитатель:- Ребята, а что нового мы узнали в стране «Математика»?
Воспитатель:- А где могут пригодиться полученные знания? Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.