Тема: «Какую роль играет учитель в нравственном развитии своих учеников?»


«Жаңа Ғасыр» № 175 гимназия
Салыкова Динара Токтарбаевна
Орыс тілі мен әдебиеті мұғалімі
Баяндама
Тема: «Какую роль играет учитель в нравственном развитии своих учеников?»«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам». Сухомлинский В.А.
В настоящее время мы живем в мире с нестабильной обстановкой, где материальные ценности важнее, чем нравственные качества, меняются наши приоритеты, ценности и уклад жизни. Поэтому особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, для того, чтобы они могли противостоять современным соблазнам, информационной вседозволенности и сохранить все те ценности, что их родители прививали им с детства. Для нас теперь важно воспитать в детях истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих знаниями и, самое главное, с нравственными принципами. Размышляя о необходимости воспитания нравственно-духовных качеств человека, С.А.Назарбаева особое значение придает педагогам, указывая на огромную роль учителя в жизни любого человека. Будущее общества зависит от системы образования, поскольку сегодняшние дети через время станут вершить судьбы страны в новом времени.
В Послании Президента РК народу Казахстана говорится, что «Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения, патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание – эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности». Ведущая роль в осуществлении всего этого принадлежит педагогам, именно они несут в общество общечеловеческие ценности, живущие в сердце: совесть, любовь, сострадание. Они дают ребенку самый важный дар – это способность найти в своем сердце вечные нравственно-духовные ценности, присущие каждому человеку, и обрести истинное счастье, гармонию и покой. Таким образом, нравственно-духовное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы.
В ходе своей педагогической деятельности я часто задавалась вопросом, какова первоочередная функция педагога – образовательная или же воспитательная. На своем опыте я не раз убеждалась, что понятия «воспитание» и «образование» тесно связаны друг с другом. Как писал В. Гюго: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно». Я полностью согласна с этим высказыванием. Воспитание – это педагогически организованный целенаправленный процесс развития учащегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Учитель с детства раскрывает общечеловеческие ценности в ребенке, прививает правильное отношение к миру, учит корректировать свое поведение в соответствии с нормами морали и голосом совести, учит жить идеалами гуманности, уважения, милосердия, доброты и терпимости по отношению к окружающему миру. Все хорошее, что делают учителя ради своих воспитанников, помниться учениками всю жизнь. Настоящий учитель сыграет в судьбах детей огромную роль и его облик навсегда останется в сердце учеников. Ученики проводят в школе большую часть своего времени, школа – это эпицентр их жизни, поэтому они неосознанно начинают копировать поведение своих учителей, классных руководителей. Учитель должен своим поведением, быть примером для своих учеников. В глазах ребят ему необходимо не только быть правдивым, искренним, честным, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы, против негативных проявлений окружающей жизни. Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика.
Таким образом, учитель играет большую роль в духовно-нравственном воспитании ученика, являясь примером для подражания, поэтому еще одной функцией педагога, как бы это парадоксально не звучало, является самовоспитание и умение демонстрировать положительный пример перед учащимися. Как например из жизни великих учителей мы видим, как они проявляли свои мысли в словах, а затем и в делах.
Как истинный учитель, Аль-Фараби не только писал об основополагающем значении вечных духовно-нравственных ценностей, но и сам жил в соответствии с этими ценностями. Аль-Фараби жил очень просто, помогал бедным, лечил их, трудился вместе с ними, много путешествовал, он не был привязан ни к почестям, ни к богатству. Аль-Фараби познал истинное счастье в творчестве, благочестии и служении человечеству.Истинный учитель воспитывает в своих учениках умение жить и работать в обществе, различать между добром и злом, жить в согласии со своей совестью, несомненно такой учитель навсегда останется в памяти учеников.
Воспитание личности – это многогранный и очень тонкий процесс, который должен охватывать все сферы жизни учащегося, даже включая его семью. Учитель часто является проводником между ребенком и его родителями. Базовые ценности лежат в одном пространстве с семейными, поэтому для их совместного функционирования педагог постоянно сотрудничает с родителями, с семьей. Результаты моего исследования отношения родителей с учащимися 5-х классов показали, что семейные дела со своим ребенком обсуждают не более 15%. 35% из опрошенных родителей стараются подать пример ребенку чтением книг, журналов и газет. При этом 85% родителей рассуждают с ребенком на тему смысла жизни. Опираясь на данную статистику, я веду работу с родителями, беседую с ними о важности установления хороших крепких отношений с их детьми в первую очередь внутри семьи. Если ребенок уверен в своем «тыле», ему легче начать отношения со своими сверстниками, педагогами и другими взрослыми людьми. Отсюда следует, что роль учителя как проводника между ребенком и его семьей занимает большое место в духовно-нравственном воспитании его личности.
Я выделила только несколько функций учителя в сфере нравственно-духовного формирования личности ученика. На самом деле, их намного больше. Воспитание – это сложный процесс, даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, использование наркотиков, смещение ценностей и т. д.) делают процесс воспитания еще более трудным. Я считаю, в такой обстановке нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его умение вовремя выявить проблему, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, родителям – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения.