Доклад на тему: Какую роль играет физическая культура в системе современного образования


Какую роль играет физическая культура в системе современного образованияСовременное содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы выпускник колледжа вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и на то, чтобы он был действительно образованным в физической культуре: владел средствами и методами работы со своим телом, знал его и не боялся; владел средствами и методами укрепления и сохранения здоровья, повышения функциональных возможностей основных систем организма; умел организовывать и грамотно проводить свои занятия физическими упражнениями. Сегодня урок физической культуры все больше становиться ответственным за формирование у учащихся ориентации на здоровый образ жизни. Для нынешнего поколения Казахстана эта ориентация жизненно необходима против растущей опасности наркомании, алкоголизма, никотиновой зависимости. Занятия физической культурой учат студентов самоконтролю, самокритике, т.е. ценить время, организовывать распорядок дня, без чего невозможна нормальная жизнь любого человека.
Современное содержание предмета физической культуры должно исходить из следующих условий:
- физическая культура должна удовлетворять интересам общества во всестороннем физическом развитии учащихся;
-физическая культура должна использоваться как средство организации здорового образа жизни человека, укрепления здоровья и поддержания долголетия;
-физическая культура должна способствовать индивидуальному развитию культуры собственного тела учащегося, возможности активно включаться в разнообразные трудовые, физкультурно-спортивные и культурные мероприятия;
- физическая культура должна обеспечивать формирование знаний, умений и навыков в организации и проведении самостоятельных форм занятий, чтобы использовать физические упражнения для целенаправленного развития физических качеств, двигательной подготовки и культуры движений;
- физическая культура должна развивать мышление, научить межличностному общению, уважению к себе и окружающим, давать возможность для самовыражения и содействовать самоопределению.
Исходя из этого можно сделать выводы насколько важна роль физической культуры в формировании личности обучающихся, их интересов и творческих способностей, в совершенствовании двигательных и психофизиологических качеств, в укреплении здоровья и профилактике заболеваний учащихся. Физическая культура это развитие физического и духовного в человеке, это способ жизни и способ развития целостной личности.
Поэтому в структуре средне - специального образования предмет физическая культура должен занимать одно из ведущих мест среди других предметов и способствовать решению важных общепедагогических задач. Физическая культура не должна быть лишь предметом в учебном заведении, она должна быть образом жизни детей.
Для этого необходимо преодолеть устаревшие традиционные формы, методы и средства педагогической деятельности, при которых наша физическая культура оставалась бы в образовании студентов лишь как процесс физической подготовки и средство укрепления здоровья учащихся. Решая традиционные задачи по развитию, совершенствованию двигательных навыков, воспитанию физических качеств и координационных способностей, многие преподаватели зачастую забывают о формировании положительного отношения и интереса учащихся к занятиям физической культурой и спортом. Одной из главных задач преподавателей физической культуры, должна стоять задача по  формированию у учащихся положительного отношения к физической культуре и спорту. Для решения этой задачи необходимо использовать разнообразие всех доступных средств и методов.
Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность учащихся на занятиях на уроке.
Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение. Как правило, именно он формируется у учащихся еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия студентов, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия преподавателя. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если учащиеся двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят преподавателя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий преподавателя перемежались улыбками, словами поощрения учащихся за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах.
Существует множество способов разнообразить проведение уроков: использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать различные новые физические упражнения; менять обстановку, условия урока (например, переходить из спортивного зала на воздух); использовать игровой и соревновательный методы, командные спортивные игры для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенности уроками физической культуры.
Игра – это одна из любимейших форм занятий для учащихся. С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, учащиеся совершенствуют правила и нормы рациональных форм движений, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. Это могут быть разнообразные спортивные игры, полностью соответствующие реальным требованиям.
Подвижные игры и занятия командными видами спорта на уроках физической культуры развивают дух коллективизма, сотрудничества, чувство товарищеского плеча, и коллективизма, кроме того способствует развитию дружеских, доверительных отношений.
Среди командных спортивных игр баскетбол занимает одно из самых почетных мест. Он был придуман в конце ХIХ века преподавателем физической культуры в американском колледже Спрингфилд. В системе физического воспитания баскетбол приобрел огромную популярность из-за экономической доступности игры, высокой эмоциональности, большого зрелищного эффекта и самое главное, что эта игра благоприятно воздействовала на организм человека. Баскетбол как нельзя лучше отвечает нынешнему времени. Трудно отыскать еще такой вид спорта, в котором сочетаются скорость, выносливость, сила, ловкость и самое главное ум. Баскетбол как нельзя лучше способствует всестороннему физическому развитию, так как основу баскетбола составляют простые естественные движения – прыжки, бег, передачи и броски.
Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания, соперничества, борьба за первенство и высокие достижения. Учащийся соревнуется не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях. Соревновательный метод усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных  возможностей организма, тем самым способствуя их наивысшему развитию.
Таким образом, физическая культура, являясь частью культуры общей, способствует развитию и подготовке учащихся к дальнейшей самостоятельной жизни, а спорт является так называемой "школой жизни". Ведь в спорте учатся не только выполнять тот или иной вид игровой деятельности (если речь идет об игровых видах спорта), но и работе в команде, тактике, стратегии, учатся проигрывать и побеждать, отношениям с соперниками и отношениям в своей команде (особенно в соревновательной деятельности), принимать самостоятельные решения не только в игре, но и в жизни и многому другому.
Занятия физической культурой и спортом формируют здоровое честолюбие, чувство собственного достоинства, способность держать удар, причем не, только в спортивном зале, подводят к духу честной конкуренции, что особенно важно для подрастающего поколения в современного Казахстана.
Как предмет физическая культура закладывает основу для формирования личностных свойств, таких как трудолюбие, позитивная активность, стремление не отставать от других. Это эффективное средство направления энергии учащихся в конструктивное русло. При этом поведение, знания и умения, личный пример преподавателя физической культуры становятся для учащихся более значимыми ориентирами, чем наставления и назидания. И если преподаватель физической культуры поможет сформировать у учащихся потребности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, то им будет легче осознать и принять для своей жизни такие социальные понятия, как дружба, равноправие, справедливость, красота, право на интересную жизнь, свобода и счастье.