Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».


Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Для художника не может и не должно быть героев,
а должны быть люди.
Л. Н. Толстой
План
I Тема женщины в русской литературе XIX века.
- в русской литературе акцент на положительных героинях
- сосредотачивали внимание на богатстве внутреннего мира
женщин
- мир одухотворяет их внешний облик
- пушкинская Татьяна Ларина
- тургеневская Лиза Калитина
- этот принцип использовал и Л. Толстой при создании
женских образов
II Образы женщин – это представление Л. Толстого о красоте, добре и зле.
В основе изображения героинь – приём противопоставления.
- Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни общества, в семье
- он выводит в романе большое количество женских образов
- их можно условно разделить на две большие группы: в первую входят женщины - носительницы народных идеалов, такие, как Наташа Ростова, Марья Болконская и другие, а ко второй группе относятся женщины высшего света, такие, как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина
- сопоставляются героини, разные по складу характера,
воспитанию, стремлениям и убеждениям
- проводится мысль, что за внешней красотой часто скрывается пустота и притворство, а за видимой некрасивостью – богатство внутреннего мира
2. Любимые героини Л. Толстого – Наташа Ростова, Марья Болконская:
а) эмоциональная Наташа и сдержанная, кроткая Марья;
- первая встреча - тринадцатилетняя Наташа – день её рождения
- вместе с ней – свежее дыхание жизни
- внешность Наташи - она может быть прекрасной, а может быть уродливой
- в ее душе ни на секунду не прекращается напряженная работа, не доступная постороннему глазу
- в Наташе, по словам Толстого, «постоянно горел внутренний огонь и отблески этого огня сообщали ее внешности нечто лучшее, нежели красота»
- воспитанием княжны Марьи занимался отец – гордый и самодовольный человек с трудным характером
- в кроткой княжне Марье смирение и сдержанность сочетаются с жаждой простого человеческого счастья - образ княжны Марьи отличается особенной привлекательностью
- автор постоянно напоминает о ее некрасивом лице
б) предельно искренние и естественные Наташа и Марья;
- жизнелюбие Наташи , жажда жизни распространяются на близких и родных ей людей: Петю, Соню, Бориса, Николая
- в этот же мир невольно оказался вовлеченным князь Андрей Болконский. Не смог устоять перед ее обаянием и Борис Друбецкой, товарищ детства
- «Он ехал с твердым намерением ясно дать почувствовать и ей и родным ее, что детские отношения между ним и Наташей не могут быть обязательством ни для нее, ни для него». Но, увидев ее, он потерял голову, потому что тоже погрузился в ее мир радости и добра.
- не случайно именно Наташу любят Андрей Болконский и Пьер Безухов, не случайно в нее влюбляется Василий Денисов
- Марья находит радость и утешение в религии и общении с божьими людьми
-на первый взгляд она кажется робкой и забитой. Но в ее характере есть наследственная болконская гордость, врожденное чувство собственного достоинства, которое проявляется, например, в ее отказе от предложения Анатоля Курагина
- несмотря на стремление к тихому семейному счастью, которое глубоко таит в себе эта некрасивая девушка, она не хочет стать женой светского красавца ценой унижения и оскорбления своего достоинства.
в) богатство внутреннего мира двух героинь;
- богатый духовный мир, внутренняя красота, которую так любили в Наташе Пьер Безухов и Андрей Болконский и которой восхищается Николай Ростов в своей жене
- до конца отдаются каждому своему чувству, будь то радость или печаль
- они обе больше думают о других, близких и любимых людях, чем о себе
- их душевные порывы часто самоотверженны и благородны
- для княжны Марьи Бог всю жизнь оставался тем идеалом, к которому стремилась ее душа.
- и Наташа, особенно в тяжелые периоды своей жизни (например, после истории с Анатолем Курагиным), отдавалась чувству преклонения перед Всевышним
- им обеим хотелось нравственной чистоты, духовной жизни, где не было бы места обидам, злобе, зависти, несправедливости, где все было бы возвышенно и прекрасно
г) Болконская и Ростова в момент тяжёлых испытаний для страны;
- общая для всей страны беда заставляет Наташу забыть о своих страданиях и горестях
- для Наташи главной становится мысль о спасении России
- в эти трудные дни особенно сильной становится ее любовь к людям, желание сделать все возможное, чтобы помочь им
- Марья Болконская и Наташа Ростова – патриотки, чистые и честные натуры, способные на глубокие и сильные чувства
- Наташа близко к сердцу приняла бедствие, которое обрушилось на Россию с приходом Наполеона
- она совершила подлинно патриотический поступок, заставив сбросить с подвод имущество и отдать эти подводы под раненых
- с самоотверженной любовью и мужеством, поражая окружающих, Наташа, до последнего дня ухаживала за князем Андреем
- с особой силой в эти дни проявилась твердость характера скромной и застенчивой княжны Марьи
- компаньонка- француженка предложила княжне Болконской, оказавшейся в трудном положении, обратиться за помощью к французам
- княжна Марья посчитала это предложение оскорблением ее патриотических чувств, перестала общаться с мадемуазель Бурьен и выехала из имения Богучарово
д) смысл жизни – в семейной жизни.
- обе героини посвящают себя мужьям и детям
- отдают все свои душевные и физические силы воспитанию детей и созданию домашнего уюта
- и Наташа (теперь Безухова), и Марья (Ростова) счастливы в семейной жизни, счастливы счастьем своих детей и любимых мужей
- Наташа Ростова в финале романа – уже не очаровательная тоненькая и подвижная девушка, а зрелая сильная женщина, любящая жена и мать
- Наташа не особенно разбирается в политической деятельности мужа, но она чувствует и знает главное – ее добрую, справедливую основу
- другой счастливый союз – это семья Марьи Болконской и Николая Ростова
- самоотверженная нежная любовь княжны Марьи к мужу и детям создает в семье атмосферу духовности, облагораживающе действует на Николая, который ощущает высокую нравственность того мира, в котором живет его жена
3. Второй круг женских образов – это Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Карагина:
а) Анна Павловна Шерер – хозяйка светского салона;
- характернейшая примета Анны Павловны - статичность слов, жестов, даже мыслей: “Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может, не находит нужным избавляться”
б) Жюли – «самая богатая невеста России»;
- Жюли носит маску меланхолии: “Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни и ожидает успокоения только “там”
- даже Борис, озабоченный поисками богатой невесты, чувствует искусственность, ненатуральность ее поведения
в) Элен в маске благопристойности.
- Элен последовательно совершает несколько предательств.
- как и все представители семьи Курагиных, она живет по неизменному закону исполнения личных желаний и не признает никаких моральных норм
- Элен выходит замуж за Пьера только с целью обогащения
- она открыто изменяет мужу, не видя в этом ничего постыдного и противоестественного
- она не хочет иметь детей, потому что семья для нее ничего не значит
- следствием ее интриг в свете становится смерть
- будущего для этой героини автор не видит
Вывод
- эти женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.
- высшее призвание и назначение женщины писатель видит в материнстве, в воспитании детей, ибо именно женщина является хранительницей семейных устоев, тем светлым и добрым началом, которое ведет мир к гармонии и красоте
III Значение образов женщин в развитии толстовской мысли.
- Толстой создал целую галерею женских образов
- сложно определить, какой же лучший женский образ в романе «Война и мир»
- даже отрицательные и нелюбимые героини были придуманы автором неспроста
- они показывают нам человеческие пороки, неспособность отличать напускное, поверхностное от действительно важного
- и пусть каждый решит сам для себя, какой же самый привлекательный женский образ в романе «Война и мир»