Урок литературы в 10 классе на тему Идеал женщины в романе Л.Н.Толстого Война и мир


Урок литературы в 10 классе на тему «Идеал женщины в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Из каких неуловимо-тонких и разнообразных
оттенков духовно-телесной жизни соткан
этот «чистейшей прелести чистейший
образец». Подобно пушкинской Татьяне
воплощает она как бы музу поэта, отражает
его собственное лицо в зеркале «вечно
женственного».
Д.Мережковский
Цель: познакомить с женскими образами романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; выявить идеал женщины в произведениях И.С.Тургенева, А.С.Пушкина, И.А.Гончарова.
Ход урока
1)Л.Н.Толстой утверждал: «Женщина тем лучше, чем она больше отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание». А талантливая писательница 60-х годов 19 века Цебрикова в статье «Наши бабушки» упрекала Наташу Ростову в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации. Кто прав: автор романа или критик?
2) Беседа.
- С какими женскими образами мы встречались при изучении литературы 19 века?
(Татьяна Ларина, тургеневские девушки, Ольга Ильинская)
- Каков идеал женщины у Тургенева, Пушкина, Гончарова? Как эти писатели представляли её роль в обществе?
В романе достаточное количество женских образов, но какой же из них любим Толстым? Попытаемся ответить на этот вопрос.
1. Первый образ – Соня. Какое место она занимает в романе? Как автор относится к Соне? Прав ли писатель, называя Соню «неимущей, у которой всё отнимается» и «пустоцветом»? (она не родная дочь в семье, но ей здесь очень уютно, потому что её так же трепетно и нежно любят, как и других детей).
2. Следующий образ – Вера. Её странное, холодное поведение не вяжется с обстановкой в семье. Она то самое исключение, которое, как всегда, лишь подтверждает правило.
Берг и Вера Ростова. Любит ли Берг Веру? Дело не в материальном расчёте (Берг мог найти невесту и богаче) и не только в стремлении породниться с графами. Берг по-своему любит Веру, потому что находит в ней родную душу. Любовь этих героев не возвышает их, она идёт не от сердца, потому что сердца-то и нет у Берга, или оно у него такое же аккуратное и сухое, как и он сам.
3. Жюли Карагина. Что руководило отношениями Бориса Друбецкого к Жюли? Автор ещё раз подчёркивает фальшь и корысть в отношениях людей света. Толстой показывает, чем руководствуются люди высшего света, заключая браки (нижегородские леса, пензенские имения, а не любовь).
4. Элен. Светлая красавица, символ блеска, но и пустоты светской жизни. Женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе на любую безнравственность и интригу. Холодное великолепие, мраморные плечи и неизменяющаяся улыбка делают её похожей на бездушную статую.
- Есть ли «сердце» (в понимании Толстого) у Элен?
Элен никого никогда не любила, сердце у неё мёртво. Она не просто увлекается и ошибается, переходя от поклонника к поклоннику, а это у неё сознательная линия поведения. Именно поэтому и появляются разврат и зло, что у неё нет сердца, а есть только низменные инстинкты. В романе Наполеон говорит о ней: «Это прекрасное животное». Низость её поведения с Пьером, связь с Долоховым и Б.Друбецким, некрасивая её роль в истории с Наташей и Анатолем, попытка выйти за двух мужей сразу при живом Пьере – всё создаёт облик развратной и расчётливой светской красавицы. «Где вы – там разврат, зло», - сказал о ней Пьер, и это исчерпывает её характеристику.
5. Княгиня Лиза Болконская. Какое место она занимает в романе?
6. Княжна Марья Болконская. У неё некрасивое лицо с прекрасными лучистыми глазами, глядя в которые забываешь о некрасивости лица, тяжёлых шагах, нескладности фигуры. Она – воплощение глубокого духовного начала и удивительной, самоотверженной любви. Все её достоинства особенно ярко проступают в сравнении с Жюли . Она умна, романтична и религиозна. Покорно переносит издёвки отца, не переставая его любить. Что самое главное для княжны? (делать добро).
7. Наташа Ростова. «Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать её. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что можно про неё сказать». (Л.Н.Толстой) Наташа некрасива. Толстой много раз это подчёркивает. Обаяние её – в простоте, естественности. Наташа вся переполнена жаждой жизни. Она стремится всё делать сама, чувствовать за всех, всё видеть, во всём участвовать. Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были рядом с ней. Основа её существования – любовь.
А) Наташа и Борис.
Б) Наташа и Денисов.
В) Наташа и Андрей. Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь(ночь в Отрадном). Первый бал героини стал началом любви её и князя Андрея, любви двух очень разных людей. Увлечение Анатолем Курагиным переживала очень тяжело. Судит сама себя. Встреча с князем Андреем после тяжёлого ранения, уход за героем. Тяжело видеть её страдания после смерти князя Андрея. Она чувствует себя очень одинокой. Гибель брата, эта «новая рана» вызвала Наташу к жизни. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними.
Г) Наташа и Анатоль Курагин.
- Почему Наташа увлеклась Анатолем? Полюбив, она желает счастье сейчас же, немедленно. Он должен быть с нею рядом всегда, везде. Любить каждую минуту и быть любимой – единственная её потребность. Нет рядом князя Андрея – значит время останавливается. Проходят дни впустую. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Так, попав в окружение светской львицы Элен, Наташа невольно поддаётся его воздействию, любя Болконского, увлекается Курагиным, веря в то, что он человек благородный и женится на ней.
- Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе мы судить её? Увлечение Анатолем произошло из-за неистребимой потребности героини жить полно, любить, быть любимой. И это ещё одно доказательство того, что перед нами не схема, а живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться.
Д) Наташа и Пьер. Наташа много пережила; душевные страдания, конечно, изменили её внешний облик, чувства стали глубже, проявление более сдержанными. Женщина, которая предстаёт перед нами в конце романа, безразлична к проблемам женской эмансипации. Толстой показал Наташу в прекрасный период её жизни, когда важнее ребёнка для неё нет ничего. А её отношение к мужу? Не всё понимала она в деятельности Пьера, но он для неё – самый лучший, самый честный и справедливый. Высшее призвание и назначение героини Толстой видит в материнстве, в семье, в воспитании детей, так как именно женщина является тем светлым и добрым началом, которое ведёт мир к гармонии и красоте. Любовь и семья – основа жизни, нравственная основа всего, что происходит в жизни. В образе Наташи выражен идеал женщины, которому всю жизнь поклонялся Толстой. Мы с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи её умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей Отчизны. В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды.
8. Подведение итогов урока. Учащиеся делают выводы об идеале женщины Л.Н.Толстого.