Урок литературы Авторский идеал семьи в романе Л.Н.Толстого Война и мир

Дисциплина: Литература
Тема: Авторский идеал семьи в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Цель урока: на примере семей, представленных в романе "Война и мир", показать, что основой общества может стать семья, отношения в которой основаны на искренних и глубоких чувствах.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Вид урока: урок-исследование.
Обучающий компонент: продолжить работу над анализом романа Л.Н. Толстого «Война и мир», показать значение семьи в формировании личности человека.
Развивающий компонент: дальнейшее развитие навыков работы с текстом, умения анализировать текст; развитие монологической речи учащихся.
Воспитывающий компонент: продолжить работу по воспитанию у обучающихся чувства уважения, любви к близким, чувства долга перед семьей.
Методы обучения, используемые образовательные технологии: проблемное исследование произведения в ходе беседы, реализация опережающего задания, элементы самостоятельной творческой работы.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Межпредметные и внутрипредметные связи: история, русский язык, информатика.
Ресурсное обеспечение:
Оборудование: компьютеры, проектор, музыкальное сопровождение, фрагменты художественного фильма «Война и мир».
Методическое обеспечение: текст романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, отпечатанные задания для работы в группах.





Ход урока

1. Оргмомент. Вступительное слово преподавателя.
- Любой писатель продолжает жить, если живут его произведения. Жизнь книг – это наше чтение, наше существование в них. Каждый раз, когда кто-то берет книгу в руки, ее жизнь начинается снова. На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали великое творение Льва Николаевича Толстого – роман «Война и мир». Знакомились с героями, переживали вместе с ними, сопоставляли факты истории, анализировали художественные открытия Толстого.
- О чем заставил нас задуматься этот роман?
- Роман очень многопланов и дает ответы на множество вопросов. Но прежде чем мы перейдем к теме нашего урока, мне хотелось бы вспомнить с вами содержание романа и проверить знание текста.

2. Актуализация опорных знаний.
- Несколько человек будут работать за компьютерами с тестом, остальные будут отвечать на мои вопросы.
Тестирование на ПК
Вопросы группе:
Определите, каких героев характеризует писатель данными цитатами. Объясните свой выбор.
а) «что-то влекло его постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарён был искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми».
б) «Эти слова с одинаковым выражением на полном, веселом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения». Он – «сама распущенная доброта».
в) «В день именин ужинало маленькое общество людей самых близких, как говорила княгиня, – родные и друзья. Шутки были невеселы, новости не интересны, оживление - очевидно поддельно».
г) «Старик с зоркими умными глазами», «с блеском умных и молодых блестящих глаз», «внушающий чувство почтительности и даже страха».
д) «Всякий, приезжавший в дом, испытывал одно и то же чувство готовности к любви и ожидания счастья», «(они) в Петербурге жили так же гостеприимно, как и в Москве, и на их ужинах сходились самые разнообразные лица».
е) «женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение».
ж) «Тихая семейная жизнь и спокойное семейное счастье в Лысых Горах представились ему. Он уже наслаждался этим счастьем, когда вдругначинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение».
-Какое слово дважды повторилось в последней цитате?
3. Объявление темы и цели урока.
- И именно о семейном счастье пойдет речь на сегодняшнем уроке, и мы определим авторский идеал семьи в романе. Это и будет темой нашего урока. Запишите тему в тетради.
Каждый человек в жизни стремится найти свое счастье, и каждый понимает счастье по-своему. Для одних счастье – в любимой работе, для других – в богатстве. Но, пожалуй, любому человеку хотелось бы иметь крепкую семью, любящих родителей и детей. И если все это есть, человек ощущает себя счастливым.
Эпиграфом к нашему уроку могут послужить слова писателя: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизньс возможностью делать добро людям».
Цель нашего урока: понять, какая семья, по мнению писателя, является настоящей семьей. Сравнивая семьи в романе, мы создадим модель счастливой семьи в понимании Толстого. Может быть, и мы с вами разделим его точку зрения

4. Проверка опережающего задания.
- Каково значение слова семья? (дома студенты находили и выписывали определения из словарей).
1. Группа живущих вместе близких родственников.
2. перен. Единство, объединение людей, сплоченных общими интересами. Студенческая семья. (Толковый словарь русского языка/под ред. С.И.Ожегова)
Итак, в словарях говорится о семье как группе живущих вместе близких родственников, как о едином целом, когда боль одного откликается страданием в другом члене семьи, а радость приумножается, ведь твой успех воспринимается как общий. Cемья – это основа жизни человека, оплот его спокойствия, счастья, душевного равновесия. Семья – первая незаменимая школа жизни.

5. Подготовка к усвоению нового материала. Постановка проблемы.
- В романе «Война и мир» тема семьи нашла яркое отражение в судьбе центральных героев.
- Как вы считаете, через семьи каких героев раскрывается “мысль семейная”?
- Вы, я надеюсь, прочитав роман, узнали эти семьи. Нам предстоит сегодня разобраться, какую же семейную жизнь Толстой считает «настоящей»?
- Для этого обратимся к заданиям, которые находятся у вас на столах. Вы будете работать в группах. Каждая группа представляет конкретную семью. По окончании работы представитель каждой группы познакомит нас с выводами, которые вы оформите на лепестках ромашки, являющейся символом семьи, и мы попробуем все вместе создать модель счастливой семьи. Кроме того, вы должны написать сочинение-миниатюру с использованием ключевых слов.

6. Исследование проблемы: работа в группах по заданиям.
- Ребята, в течение урока вы будете заполнять таблицу, которая поможет при подведении итогов урока.

1 группа. «Семья Ростовых».
План задания:
Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок: “Именины Ростовых” (том 1, часть 1, главы 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17).
Какие нравственные ценности лежат в основе жизни этой семьи?
Записать на первом лепестке нравственные качества, на которых строится данная семья, а на втором – ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этой семье.
Написать сочинение-миниатюру с использованием ключевых слов.
Заполнить свою часть таблицы.

Преподаватель подходит к столу «Семья Ростовых».
Другие группы готовятся по своим заданиям.

Беседа с группой «Семья Ростовых».
- Когда впервые показана семья Ростовых?
- Какими деталями подчеркивается единство, близость в семье?
- Какой предстает перед нами Наташа? Прочтите отрывок.
- Вспомните, в начале романа Толстой дает описание салона А.П. Шерер. Можно ли представить среди дам этого салона Наташу? Почему она не может быть в числе гостей Шерер?
- Что больше интересует автора: внешность или внутренний мир? Докажите.
- Какие поступки Наташи характеризуют ее «ростовскую породу»?
- Что вы можете сказать о Николае Ростове?
- Расскажите о Пете Ростове.
- Что вы можете сказать о родителях Наташи?
- Расскажите о графине Ростовой.
- Какой вывод вы можете сделать об этой семье?

- Запишите в тетради семейный кодекс Ростовых:
- гостеприимство;
- уважение к каждой личности;
- искренность и понимание в отношениях между родителями и детьми;
- «жизнь сердца».

- Теперь вы работаете с заданиями, а я перехожу к следующей семье.


2 группа «Семья Болконских».
План задания.
Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок: “Приезд князя Андрея в Лысые Горы” (том 1, часть 1, главы 22 – 25).
Какие нравственные ценности лежат в основе жизни этой семьи? Чему учит отец своих детей, разум или чувство, любовь к семье или к родине ставит он на первое место?
Какими деталями объединяет автор членов этой семьи?
Записать на первом лепестке нравственные качества, на которых строится данная семья, а на втором – ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этой семье.
Написать сочинение-миниатюру с использованием ключевых слов.
Заполнить свою часть таблицы.

Беседа с группой «Семья Болконских»
- Ничто не может изменить спокойной, деятельной и размеренной жизни старого княжеского дома в Лысых Горах. «Те же часы. И по аллеям прогулки». И как всегда, рано утром величественный маленький старик «в бархатной шубке с собольим воротником и такой же шапке» выходит гулять по свежему снегу. Он стар, он заслужил этот покой, эту размеренную жизнь. Но не о покое думает этот старик.
- О ком идет речь? Расскажите о Николае Болконском.
- В какой сцене впервые предстает Андрей Болконский?
- Я предлагаю посмотреть отрывок из фильма «Война и мир» и ответить на вопросы.
Отрывок из фильма (эпизод проводов князя Андрея на войну)
- С каким чувством отец отправляет Андрея на войну?
- Как должен служить сын, по мнению отца?
- Что значит четырежды повторенное отцом слово “спасибо”?
- Какая борьба происходит в душе старого князя в момент прощания?
- Докажите, что Андрей Болконский безмерно уважает отца и имеет настоятельную потребность общаться с ним?
- По какому порядку жила семья Болконских? Прочитайте отрывок. (Т.1, ч.1, гл.22).
Чтение отрывка
- Как вы думаете, почему старый князь давал нетрадиционное образование дочери: сам преподавал ей алгебру и геометрию? Ведь в те времена девушек-дворянок предпочитали обучать языкам, музыке, рукоделию и танцам?
- Какой Толстой рисует Марью Болконскую? Что выделяет в ней?
- Почему князь не дал состояться браку Анатоля и своей дочери?
- Какие качества демонстрирует Марья?
- Как воплотит Марья отцовский идеал семьи?
- Какой вывод о семье Болконских вы можете сделать?
- Запишите в тетради семейный кодекс Болконских:
- служение Отечеству;
- постоянная деятельность;
- сдержанность чувств;
- «жизнь разума».

-Чем же похожи семьи Ростовых и Болконских?
- Можно ли назвать эти семьи счастливыми?
- Мы видим много счастливых моментов, которые сближают людей, но горе, которое случается в семьях, еще сильнее их объединяет. Смерть князя Андрея открывает Наташе страшный мир потерь. Ростовы потеряли на войне Петю, умер старый граф Ростов. Болконские теряют князя Андрея, старого князя. Но Толстой не заканчивает роман трагедийными картинами, в эпилоге мы видим новые семьи. Какие?
- Вы работаете со своими заданиями, а я перехожу к семье Безуховых.

3 группа “Семья Безуховых”.
План задания.
Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок: “Отношения между Пьером и Наташей” (том 4, эпилог, глава 10, 16).
Какие нравственные принципы лежат в основе жизни этой семьи? Какими словами автор показывает существование внутренней, духовной связи между мужем и женой?
Записать на первом лепестке нравственные качества, на которых строится данная семья, а на втором – ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этой семье.
Написать сочинение-миниатюру с использованием ключевых слов.
Заполнить свою часть таблицы.

Беседа с группой «Семья Безуховых»
- Расскажите, какой путь проходит Пьер Безухов? Через какие испытания проводит его автор романа?
- Давайте посмотрим отрывок из фильма и проанализируем его.
Эпизод фильма «Война и мир»
- Каким мы видим Пьера в начале и в конце романа? Что о нем узнаем? - Почему именно Пьеру, который, по сути, никогда не имел семьи, удалось создать такую семью?
- Какой показана Наташа в эпилоге?
Чтение отрывка (эпилог, ч.1, гл.10)
- Как вам нравится Наташа в роли жены и матери?
- Сделайте вывод об этой новой семье.
-Запишите в тетради семейный кодекс Безуховых:
- понимание на уровне мыслей друг друга;
- преданная любовь;
- нежная забота о детях.

7. Обобщение и систематизация знаний учащихся. Представление результатов групповой работы.
- Ваша работа завершена, и теперь мы посмотрим, что же группы внесли в таблицу.
- Какие качества семей вы записали на лепестках ромашки? Представители групп выходят к доске с тезисами, написанными на лепестках, и на доске составляется модель счастливой семьи.
- Давайте послушаем сочинения об этих семьях.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Преподаватель подходит к доске и обращает внимание учащихся на модель счастливой семьи.
- Главный талант семьи - талант заботы, понимания, любви. Любимые герои Толстого обретают в эпилоге счастье в семье, через них Толстой утверждает свой идеал семьи, основанной на тех нравственных принципах, которые мы сегодня определили.
- Что положительного можно взять из образов семей ХIX века, изображённых в романе, в век XXI? Что бы вы хотели взять в свою семью?
- Я благодарю вас за помощь и сотрудничество на уроке, за вашу доброжелательность, активность, искренность.
- Оценки за урок вы видите на слайде.

10 . Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение на темы:
1) «Браки, построенные по расчету, станут ли они семьей?»
2) Согласны ли вы с утверждением Толстого-писателя: «нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях».

- Закончить наш урок мне хотелось бы такими словами:
Берегите друг друга:
Добротой согревайте.
Берегите друг друга:
Обижать не давайте.
Все друг другу прощайте
Без притворства и лести,
Берегите друг друга,
И всегда будьте вместе.


15