Конспект интегрированного занятия по правовому воспитанию «Путешествие по сказкам» в подготовительной к школе группе



МАДОУ ЦРР Д/С №110 корпус 2 «Теремок»




Конспект интегрированного занятия по правовому воспитанию
«Путешествие по сказкам»

в подготовительной к школе группе

Конкурс рисунков на асфальте
« Я имею право»




Воспитатель: Козлова Татьяна Алексеевна





г. Тюмень


Задачи:
1.Закреплять элементарные знания детей о правах ребенка.
2. Развивать творческие способности детей в выборе символов, в рисунках на асфальте.
3. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
4. Воспитывать нравственно-правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.
Предварительная работа: чтение художественных произведений: К.И Чуковский "Доктор Айболит", "Бармалей", "Тараканище"; разбор статей "Декларации прав человека" на примере сказок, драматизация русских народных сказок «Волк и семеро козлят»», «Заюшкина избушка».
Материал: сюжетные картинки из русских народных сказок «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот, лиса и петух», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Теремок», игрушки: Домовенок, Буратино, портфель, учебные принадлежности, запечатанный конверт с письмом, белый лист А4, цветные маркеры, волшебная палочка.
Ход:
Воспитатель: Добрый день, дорогие друзья! Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о вас, о детях, как о равноправных членах общества. Часто в жизни человека возникают ситуации, когда мы теряемся и не знаем, как поступить. На наших глазах обижают слабого, а мы не знаем, как ему помочь, и  как наказать обидчика, или, не разобравшись, наказываем невиновного. Но есть закон, с помощью которого мы можем разобраться в спорных ситуациях. Он называется "Декларация прав человека". Если точно соблюдать все, что записано в "Декларации прав человека" (а записано в ней то, как правильно должны вести себя люди друг с другом), то беспорядок и неразбериха прекратятся. А чтобы их соблюдать, нужно сначала познакомиться со статьями "Декларации". Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.  И в этом нам помогут сказки.
Звучит из спальни голос петуха:
Несет меня лиса За темные леса, За быстрые реки, За широкие горы. Кот - коток, спаси меня. Воспитатель: Кто зовет на помощь? Дети:  Петух. Воспитатель:  Из какой он сказки?

Дети:  Из сказки "Кот, лиса и петух". Воспитатель:  Что лиса натворила? Дети:  Она украла петуха. Воспитатель:  Что она хотела с ним сделать? Дети:  лиса хотела съесть петуха.
Воспитатель:  Какое право нарушила лиса?
Дети:  Лиса нарушила право петуха на жизнь и свободу. Воспитатель:  Ребята, вспомните, в каких еще сказках жизнь и свобода героев подвергалась опасности? Дети:  В сказках: "Гуси - лебеди", "Красная шапочка", "Волк и семеро козлят", "Колобок", "Маша и медведь". (показ картинок из сюжетов сказок).
Воспитатель: положите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье – жить и радоваться жизни!
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!
Так написал когда-то маленький мальчик на своем рисунке. Давайте ребята каждому праву придумаем свой символ и нарисуем его вот на этом листе маркером. Какой символ мы нарисуем для права на жизнь и свободу? (дети рассуждают, рисуют солнышко). Этот символ будет напоминать вам о данном праве.
Воспитатель: Посмотрите какой ребус я для вас приготовила.
Воспитатель достает карточки с буквой "Я" (7 шт.), выкладывает их на мольберте.
- Сколько букв "Я"? Верно, семь! Семь -Я! Что у нас получается?
Дети: Семья!
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на семью, право жить с мамой, папой . У каждого ребенка есть право иметь братика, сестренку, бабушку и дедушку.
Воспитатель: А сейчас, давайте поиграем с нашими пальчиками.





Пальчиковая гимнастика "Моя семья"
Раз, два, три, четыре!
Кто живет в моей квартире?
Хлопки на счет

Раз, два, три, четыре, пять
Всех могу пересчитать!
Хлопки на счет

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, два котенка, мой щегол, сверчок и я
Поочередное поглаживание пальчиков

Вот и вся моя семья!
Упражнение "Фонарики" обеими руками

Воспитатель: Какой символ мы нарисуем для этого права?
(После рассуждений детей приходим к выводу написать «7 Я» ).
Воспитатель вносит в группу игрушку домовенка.
Воспитатель: Интересно, какой это мальчик к нам пришел и одет как-то странно? Мальчик, ты кто? Как тебя зовут?
Домовенок: Я домовенок. А как меня зовут, я не знаю. Имя мне никто не давал.
Воспитатель: Ребята, а разве может быть так, что у ребенка нет имени? У каждого ребенка есть право на имя. Имя ему дают родители при рождении.
Домовенок: А я сказочный герой, поэтому имя мне никто не дал!
Воспитатель: Домовенок, не расстраивайся. Мы с ребятами придумаем тебе имя. Как же нам его назвать?
Дети: Кузя, Нафаня и т.д.
Воспитатель: Теперь, домовенок, тебя зовут Кузя, Кузьма. Нравится тебе твое имя?
Кузя: Очень, нравится. Спасибо вам, ребята!
Воспитатель: Кузя, для того, чтобы ты лучше познакомился со всеми детьми, мы приглашаем тебя поиграть. Наша игра называется "Обратись друг к другу по имени"
Игровое упражнение "Обратись друг к другу по имени"
Правило игры: Нужно обращаться друг к другу ласково, нежно.
Воспитатель: Вставайте, ребята, в круг, передавайте палочку, поворачиваясь лицом к соседу, и обращайтесь к нему ласково. Например: Сашенька, Сонечка
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на имя. Какой символ мы нарисуем для этого права? (Дети приходят к выводу написать слово «И М Я»)


Воспитатель выставляет на мольберте картинку из сказки «Заюшкина избушка»,
Воспитатель:  Какая сказка изображена? Дети:  "Заюшкина избушка". Воспитатель:   Кто попал в беду? Дети:  в беду попал Заюшка. Воспитатель:  Что с ним случилось? Дети:  Лиса выгнала Заюшку из его избушки. Воспитатель:  Что нарушила лиса? Дети:  Право. Воспитатель:  А какое право нарушила лиса? Дети:  Лиса нарушила право на неприкосновенность жилища. Воспитатель:  Да, у каждого должно быть свое жилище, и никто не может его отобрать.
Воспитатель:  Ребята, вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на неприкосновенность жилья?
Дети: «Три поросенка», «Теремок», «Три медведя».
Воспитатель: Какой символ мы нарисуем для этого права?
(Дети рассуждают и рисуют домик).
Воспитатель выставляет на мольберте картинку из сказки «Айболит» Чуковского.
Воспитатель:  Какая сказка изображена? Дети:  "Айболит»
Воспитатель:   Каким правом воспользовались звери? Дети:  Право на медицинское обслуживание. Воспитатель:  Какие звери приходили к Айболиту? Инсценировка отрывка сказки «Айболит» (Дети надевают наголовники и разыгрывают сюжет сказки)
Воспитатель: Какой символ мы нарисуем для этого права? (Дети рассуждают и рисуют красный крест).

Воспитатель вносит игрушку Буратино.
Воспитатель:  Что случилось, Буратино? Почему ты грустный? Буратино:  Я хочу учиться в школе, но не знаю, что нужно взять в школу. Воспитатель:  Наши дети тоже скоро пойдут в школу. Они тебе помогут.
Два ребенка собирают портфель для Буратино и объясняют, что они кладут: букварь, пенал, тетрадь, ручку, линейку.
Воспитатель: Ребята, каждый человек имеет право на образование. Когда вам исполнится 7 лет, вы все пойдете в школу. Сначала в школе вас научат читать и писать, и в этом вам поможет книга. Какую книгу подарил тебе, Буратино папа Карло?
Буратино: Азбуку.
Воспитатель: Какой символ мы нарисуем для этого права?
(Дети рассуждают и рисуют книгу).
Воспитатель: Буратино, а что это у тебя в руках?
Буратино: Письмо, почтальон передал для вас.
Воспитатель читает: Кому: детям и воспитателю группы «Смешарики». От кого? От героев сказок. А ты открывал конверт и читал письмо?
Буратино. Нет! Нет! Очень хочется заглянуть хоть одним глазком в этот конверт, но я этого не сделал! Я знаю это не хорошо. Ведь письмо не для меня написано.
Воспитатель: Ребята, правильно ли поступил Буратино - не стал раскрывать конверт с чужим письмом? А как бы вы поступили? (ответы детей). Молодцы! Каждый ребенок имеет право на тайну переписки. Какой символ мы нарисуем?
(Дети рисуют конверт).

Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем письмо: «Уважаемый воспитатель, дорогие дети! Мы герои сказок, очень благодарим вас за то, что помогли нам разобраться. Теперь мы знаем, какие права были нарушены в наших сказках. Мы хотим, чтоб о наших правах знали все и предлагаем вам поучаствовать в конкурсе рисунков на асфальте «Я имею право». За самый лучший рисунок вы получите приз. Ваши любимые сказочные герои».
Воспитатель: Ребята, вы готовы нарисовать свои права на асфальте на улице цветными мелками? Давайте повторим символы.

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Он на свете не один!
Воспитатель: Наше занятие закончилось. За ваш труд я хочу вас наградить еще одним правом, правом на отдых.




Дети собираются на улицу, берут цветные мелки и рисуют в подготовленных нарисованных квадратах рисунки на тему: «Я имею право».

В конце конкурса подводятся итоги и награждаются победители. Призы получают все, кто принимал участие в конкурсе.







7 Я
















Заголовок 215