Урок по изобразительному искусству на тему В осеннем лесу, парке (6 класс)


Тема урока: В осеннем лесу, парке. 6 класс ( по программе Кузина)
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- ознакомить учащихся жанром изобразительного искусства – пейзаж;
- с красками природы и разными видами и способами изображения этого прекрасного жанра на плоскости;
-систематизировать и обобщить знания и умения учащихся в использовании линейной перспективы, в изучении строения деревьев и кустарников, умении передавать эти знания и наблюдения в рисунках;
- показать связь человека и природы, развивать экологическое мышление.
Развивающие:
- развить художественный вкус, наблюдательность, фантазию, внимание, умение классифицировать краски, удачно применять их на практике.
Воспитательные:
- через искусство пейзажного жанра воспитывать в учениках любовь к предмету, к природе, к родному краю, ее естественному очарованию и величественной, к окружающему нас миру.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
        
Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная работа.
Оснащение урока:
Загадки, кроссворд, рисунки и фотографии различных пород деревьев и кустарников, репродукции картин художников с изображением пейзажей, иллюстрации с изображениями пейзажа родного края, выполненные разными способами (средствами) изобразительного искусства, интерактивная доска, ноутбук.
Для учащихся: альбомы, карандаши (ТМ,М, 2М), ластики, краски, кисти, цветные карандаши, вода, баночки для воды.
Межпредметные связи: природоведение, литература.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Ход урока:
1. Организационный момент:
а) приветствие детей;
б) проверка готовность к уроку;
в) эмоциональный настрой учащихся на урок.
(звучит спокойная музыка «Времена года»)
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята, на предыдущих занятиях мы с вами начали знакомиться с жанрами изобразительного искусства. А сейчас вместе вспомним:
- Сколько видов изобразительного искусства мы знаем? (пять)
- А кто может их перечислить? (графика, живопись, скульптура, архитектура и декоративно-прикладное искусство).
- На что, делятся все виды искусств? (на жанры).
- К каким видам искусства относится этот жанр? (к графике, живописи и скульптуре).
- Можно ли пейзаж использовать как фон? ( Можно. Если скульптуру, фигуру человека, животного или какое-то здание изобразить на фоне пейзажа, то оно при этом может стать и более ярким, и более выразительным ).
- А можно ли пейзаж использовать как самостоятельный вид изображения? (можно).
Так же вы должны были подготовить для сегодняшнего урока соответствующие принадлежности, средства и материалы. Надеюсь, что вы все готовы.
- Молодцы, я очень рада за вас.
3. Постановка цели и актуализация знаний.
Беседа. (учитель – учащиеся )- Ребята, у нас сегодня очень интересный и удивительно необычный урок. Тема сегодняшнего урока: " В осеннем лесу, парке".
О том, как прекрасен и разнообразен мир, можно узнать из стихов и рассказов, слушая записи голосов птиц и шума ветра, всматриваясь в живописные произведения художников.
А сегодняшний урок хочу начать с загадки:
                Дом со всех сторон открыт
                И резною крышей крыт!
                Заходи в зелёный дом,
                Чудеса увидишь в нём!  (Лес.)
Сегодня мы с вами поговорим о пейзаже. А что же такое пейзаж?
 - Ребята, пейзаж – это вид, изображение какой-либо местности в живописи или графике. Жанр и отдельное произведение, в котором основной предмет изображения – природа.
- Сегодня ваша работа будет состоять из кропотливого труда и беззаветной преданности и любви к рисованию.
- Искусство начинается тогда, когда ты сам позаботился о том, чтобы правильно увидеть. Природа всегда воодушевляет человека своей красотой. И вы, стремясь создать свои маленькие произведения живописи или графики, должны взять элементы, которые предлагает вам живая натура, и использовать их с привлечением собственных искренних чувств.
Да, мы сегодня будем рисовать лес или парк, кому что больше нравится. Хочу заострить ваше внимание на том, что в лесу, как в большом доме, есть свои этажи. Только их считают не снизу вверх, а сверху вниз, и они называются ярусами.
Самый первый ярус – самый высокий, его называют древостоем. Во втором ярусе находятся те деревья, которые мирятся с тенью, что падает от веток деревьев первого яруса. Там растут такие деревья, как… А что же растёт в третьем ярусе? (Там растут кустарники.) Какие именно там могут быть?.. А что будет ниже кустарников? (Трава и цветы.)
Лес называют нашим богатством. Как вы думаете: почему?
Интересные сведения: для того, чтобы сделать 270 экземпляров книги по 190 страниц каждая требуется целое большое дерево. А ещё из древесины изготавливают лекарство. Резину, лаки, смолы, воск, краску, целлофан, ткани, клей.
Так как же мы должны относиться к лесу?  (Беречь и охранять его: не ломать, не мусорить и защищать от пожара)
Используя свое умение, вы можете образно передать правду жизни, реальность окружающего мира, постараться передать неподдельную и чарующую красоту определенного уголка или явления природы.
Вы должны суметь как можно точнее передать оттенки цвета и игру света. Умело передавать воздушное пространство с применением и использованием такого закона, как перспектива.
Учащимся демонстрируются иллюстрации известных художников и рисунков с изображением пейзажа.
4.Практическая работа учащихся
Ребята, обратите внимание на деревья, видимые из окна школьного кабинета. Как устроено дерево? Теперь сравните свои наблюдения с репродукциями картин художников. Как передали художники строение деревьев и кустарников? (Демонстрация репродукций художников или показ слайдов)
Объясните зависимость расположения ветвей на стволе, характера силуэта от породы дерева. В чём отличие кустарника от дерева? (У дерева чётко просматривается ствол, а у кустарника множество равноценных побегов с ветками.)
Что у дерева выше: крона, верхние ветви или макушка ствола? (Крона и ветки).
Но прежде, чем мы приступим к практической работе – сделаем небольшой отдых.
                        Физкультминутка.
Отдых наш – физкультминутка.              Учащиеся встают.
Занимай свои места.                                 Стать около стола.
Шаг на месте, левой, правой.                  Шагать на месте.
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,                       Выпрямить спину.   
Раз и два, раз и два!                                  Шагать на месте.
И под ноги не смотрите,                             Повороты головой в стороны
Раз и два, раз и два!                                  Шагать на месте.
 Начинаем работу с лёгких карандашных линий, которыми разрабатываем композицию. Напоминаю, что слово «композиция» в переводе с латинского обозначает сочинение, составление, расположение. А основными правилами композиции является выделение сюжетно-композиционного центра.
Средствами композиции являются линия, перспектива, светотень, штриховка (штрих), пятно (тональное и цветовое). Поэтому вторым этапом практической работы будет цветовая разработка. Работать можно способом «лессировок» (многослойная живопись), «по сырому» и «по сухому» (в сочетании).
Дальше необходима детальная проработка рисунка.
        Учащиеся изображают свой уголок природы, в котором разные по характеру и внешнему виду деревья (большие и маленькие, толстые и тонкие), кустарники и травы. Дети выявляют индивидуальные особенности в их строении, проявляют своё творчество, фантазию. Стараются передать фактуру ствола и крону. Учитель ведёт наблюдение, оказывает помощь тем, кто в этом нуждается.
5.Первичное закрепление знаний:
Работа по схеме вопрос – ответ.
- Что такое пейзаж?
- Изображение природы.
- Что является основными выразительными средствами пейзажа?
- Цвет. Композиция. Перспектива.
- Что передается цветом?
- Чувства, мысли, образы.
- Какие бывают цвета?
- Хроматические и ахроматические.
- Что такое свет?
- Что такое композиция?
- Построение картины, при взаимосвязи всех ее частей.
- Что такое перспектива?
- Закон и способ изображения объемных тел на плоскости.
- Что такое эскиз?
- Набросок этюда или картины.
- Наиболее освещенная часть предмета.
- Что такое тень?
Дети активно применяют свои знания и умения для того, чтобы как можно шире показать все возможности изобразительного искусства.
Звучит музыка, соответствующая теме урока.
6. Подведение итогов урока:
- выставка работ учащихся. Учитель отмечает хорошие стороны, указывает на ошибки;
-лучшие работы будут показаны на школьной выставке по изобразительному искусству;
- Учитель выставляет оценки в журнал.
- Напутствие учащимся с пожеланиями дальнейших успехов в творчестве;
7. Домашнее задание:
- Включив свое воображение, фантазию и художественный вкус образно передать реальность и красоту окружающего мира, природы.
     - Уборка рабочих мест.
Литература :Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе В.С. Кузина/ авт.-сост. С.Б. Дроздова. – Волгоград: Учитель, 2006.
Кивотов С.А. Загадки о расстениях. М., «Просвещение»,1969.
Изобразительное искусство. 5-8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся / авт.-сост. М.В. Сластникова, Н.В. Усова, Е.И. Веретенникова. – Волгоград: Учитель, 2012.