Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку Удивительные приключения в стране Родного языка


Тема: Удивительные приключения в стране Родного языка.
Задачи: убедить обучающихся в том, что язык – это главное средство общения, показатель внутренней культуры человека и относиться к нему нужно бережно; развивать внимание, умение работать для других; воспитывать интерес к изучению русского языка.Форма: игра – представление
Оборудование: название «Единоречье», изображение Слова, Люкса, словарные и диалектные слова на карточках, выставка книг о слове, высказывания о языке:
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом», - К.Паустовский.
«Настоящий, сильный, где нужно нежный, трогательный, где нужно серьёзный, строгий, где нужно – бойкий и живой язык народа», - Л.Н.Толстой.
«Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат», - А.П.Сумароков.
«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий», - В.Г.Белинский.
Ход игры
Организационный момент
Давным – давно, когда нас и в помине не было, когда наши прадедушки только-только ещё размышляли, родиться или подождать, была страна в краю дальнем Единоречье. Страна речи общей, для всех понятной. Все слова там были равными, все в чести. И все между собой дружили. Люди пользовались словами, какими хотели, называли всё своими именами. И новые слова имели право изобретать, лишь бы были понятными.

Так было, покуда не явился, откуда ни возьмись, некий Любитель красивых слов. Сокращённо он именовал себя Люкс. Был он неприметен и невзрачен. Кисло-сладкий, улыбка официальная.
( на доску вывешивается рисунок Люкса)

Больше всего на свете его интересовали звания и знаки отличия, хотел, чтобы его замечали. И начал он цепляться к словам. Отмечал красивые и некрасивые, по его мнению, приличные и неприличные.
Что тут началось. Взбесились слова: начали ссориться, драться за чины, должности, степени, перестали друг друга узнавать, становились хуже. Симпатичное лицо – потомок прекрасного лика, превратилось вдруг в морду, а та потом, не приведи господи – в харю, а та и вовсе – в мурло.
И косились друг на дружку уныло и угрожающе.
А Люксу того и надо было. Распалось Единоречье. А вскоре было объявлено о возникновении Косноязычия – королевства с королём Люксом единственным во главе.
Первый королевский указ гласил:
(ученик зачитывает указ)
Поскольку следует отметить, что следует выражаться не как-нибудь, не просто, а очень просто, то есть употреблять как можно меньше слов умных и красивых, а больше слов. Пусть новых, но простых.
За нарушение – штраф, вплоть до молчания. Во имя и в назидание. Блюсти и не рыпаться.
Король Люкс Единственный и Неповторимый
.
Выступления детей, конкурсные задания.
Непросто стало говорить в таком краю. Вот, например, как объяснялись между собой в магазине продавец и покупатель.
(инсценировка стихотворения Э.Успенского «Про дивано – иностранно - чемодано – огурец»)

Покупатель: Глубокоуважаемый, глубокопродавец!
Продайте мне, пожалуйста, глубокоогурец!
Продавец: Глубокоуважаемый, глубокопокупатель!
Мы продаём диваны, серванты и кровати.
Быть может, вы ошиблись, глубокогражданин,
И забрались глубоко не в этот магазин.
Покупатель: Глубокоуважаемый, глубокопродавец!
Ведь я же иностранец, поймите, наконец!
У нас, у иностранцев, так завелось отцами,
Диваны и серванты зовутся огурцами.
Продавец: Глубокоуважаемый, диванец-чемоданец,
Наверное, вы очень глубокий иностранец.
Поскольку среди наших обычных молодцов
Я не встречал ни разу подобных огурцов!
Покупатель: Глубокоуважаемый, глубокопродавант!
Я препираться с вами здесь не намеревант.
Я подобрал вот этот пружинный огурец,
И вы его на крышу поставьте, наконец!
Продавец: Глубокоуважаемый, да что же я балбес?
Да чтобы я на крышу с диванчиком полез?
И хот себя я чувствую отменным молодцом!
Да я свалюсь оттуда и вместе с огурцом!
Покупатель: Глубокоуважаемый, я вам хочу сказать…
Не надо вам на крышу с диваном залезать.
А шутки с продавцами шутить я не привык,
У нас обычно крышей зовётся грузовик.
Продавец: Глубокоуважаемый, глубокоиностранец!
Прошу вас заберите скорее ваш диван.
И чтобы я вас видел у нас последний раз,
Не то возьму я гирю и гирей тресну вас!
Учитель: Он был весьма расстроен, а покупатель рад…
У них обычно гирей зовётся шоколад.
Учитель: А речь некоторых ребят стала не простой, а очень простой.
«А потом было вот что: тот ему как даст! А он ему: «Кья!» А тот ногой – на-на. А этот ему – бздынь! А тот сразу – и-и-и-у! На! Получай! Шарах-бац-трах! Правда, здорово!»
А в речи ребят появились новые слова, значения которых нельзя было найти ни в одном словаре.
(мини-викторина «помоги понять!»)
Врезать – ударить
Дошло – понял
Блин – слово – связка
Козёл – нехороший человек
Бабки – деньги
Загнать – продать
Крутой – серьёзный
Разборки – выяснение отношений
На фиг – зачем
Прикинь – подумай
Тупой – ничего не знает
В школе на уроке русского языка можно было услышать следующие диалоги.
( инсценировка диалогов)

№1 Учитель: Объясни нам значение слова «тупой».
Ученик: А это когда нож перестаёт резать, и мама начинает обзывать папу разными словами.
№2 Учитель: Объясни значение слова «лукоморье».
Ученик: Это лук, который выращивают на берегу моря.
№3 Учитель: Почему слово «Бим» пишется с большой буквы?
Ученик: Потому что это фамилия собаки.
№4 Учитель: Составьте предложение со словом «сиял».
Ученик: Он шёл через поле, сияя от горя.
№5 Учитель: Составьте предложение, в котором были бы слова «кот» и смотреть».
Ученик: Когда я случайно наступил коту на лапу, он закричал: «Смотреть надо, куда наступаешь!»
№6 Учитель: Придумай сложное предложение со словосочетанием «я огорчился».
Ученик: Когда учитель поставил мне в дневник двойку, я огорчился и переправил её на пятёрку.
№7 Учитель: Составь предложение со словом «мама».
Ученик: Мама любила своего сына, как родную дочь.
И в школьных сочинениях можно было прочесть примерно следующее:
1. Древние люди молча сидели у костра. Затем кто-то негромко заиграл га гитаре.
2. Мой друг очень симпатичный. У него растрёпанные волосы и большие оттопыренные уши.
3. Я убегал от кота, который стал гавкать на меня.
4. Он бросился в лодку и начал грести коромыслами.
5. Она говорила неразборчиво, потому что у неё заплетались зубы.
6. Её глаза висели на длинных ресницах.
7. И тогда он взял нож и застрелился.
8. Соловей сидел на ветке и каркал.
9. Он сильно ударился головой, после чего долго хромал.
10. На руках у вратаря были кожаные перчатки и синие спортивные трусы.
И вот долго ли, коротко ли мучались слова от правления Люкса, да только надоела им такая жизнь. И восстали слова, объявили Люксу войну, решив жить по своим грамматическим правилам. И, как во всякой сказке, добро всегда побуждает зло, так и в нашей сказке всё закончилось благополучно: изгнали люкса в тар-тарары, и всё в государстве Единоречье встало на свои места. А законы, по которым оно живёт, существуют и поныне. Только государство Единоречье переименовано в страну Родного языка.
Конкурсные задания на проверку знаний по русскому языку.
Дорогие ребята! Продолжаем наше путешествие по стране Родного языка. Я предлагаю вам ряд заданий, которые позволят узнать, так ли хорошо знаете вы свой родной язык.
Задание №1. Я называю превосходную форму прилагательного, а вы решаете, правильная ли это форма.
Строгий – строгайший, строжайший
Добрый – добрейший
Умный – умнейший
Тихий – тихайший, тишайший
Глубокий – глубокайший, глубочайший
Богатый – богачейший, богатейший
Высокий – высокайший, высочайший
Скучный – скучнейший
Редкий – редкейший, редчайший
Древний – древнейший
Пока учитель работает с ребятами, у доски группа слабых ребят собирают из слов предложения о русском языке.

Задание №2. Исправь ошибки.
Полярники дрейфили на льдине.
Леса бывают хвойные, лиственные и смешные.
Петя позавтракал и отравился в школу.
Задание: разодрать предложение на части.
Задание № 3. Цепочка – аукцион.
Я называю числительное с существительным. Нужно продолжить цепочку, называя следующее числительное с другим существительным. Всё это должно быть связано со школьной тематикой.
Один директор, два сторожа, три ручки, четыре стула, пять парт, шесть шкафов, семь окон, восемь линеек, девять карандашей, десять ступенек…Задание № 4. Ответ в рифму.
Загадка эта нелегка
Пишусь всегда через два «к».
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я …(хоккей).
2. В конце двойное «л» пиши,
А как зовут меня, реши:
Без мастера гранёным стал
Блестящий правильный …(кристалл).
3.Он на вокзалах есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное «р» содержит он,
А называется … (перрон).
4. На большие расстоянья
Мчится он без опозданья.
Пишется в конце два «с»
Называется… (экспресс).
Во мне два «к», не забывайте,
Таким, как я , всегда бывайте.
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом…(аккуратный).
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками… (троллейбус).
Задание №5. «Найди слова»
Я найду слова везде: и на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!

Ребята составляют слова из слова Единоречье.
Задание №6. Поймёт ли русский русского?
Живая разговорная речь людей, живущих в разных местах, России имеет свои особенности, местные слова. Попробуйте понять, о чём идёт речь?
Вы идёте по глухому лесу вдоль реки, впадающей в Белое море. Тропка змеится вперёд. И вдруг из-за вековой ели како-то дедка кричит вам: «Эй, друг, туды не ходи: там няша! Что подумаете вы при этом?
(няша – болото)

2. Приехав в какую-то деревню в Псковской области и, спросив, «Мальчик, а ваши где?», услышите в ответ: «Да, батька уже помешался, так ён на будвореце орёт, а матка, тая шум с избы паше»… что сказал мальчик? (Отец закончил вторую вспашку поля и теперь пашет огород возле избы, а мать выметает сор из избы)
3. Мальчик, собираясь на улицу, слышит от мамы: «Не забудь одеть спотки». (Спотки – варежки)
Заключение.
Наш русский язык богат и прекрасен! Сколько замечательных слов сказано о нём, сколько создано книг.
(зачитываются высказывания о русском языке, представляются книги на выставке)
Но как мало мы вслушиваемся в нашу речь, речь своих собеседников… А язык – это как воздух, вода, небо, солнце, то без чего мы не можем жить, то к чему мы привыкли. Так давайте же ценить то, что имеем! Беречь его и приумножать его богатства!
Подведение итогов конкурсов, награждение участников.