урок обучения грамоте и презентация Новая работа знакомых букв.»


Этап урока Деятельность учителя и учащихся УУД, формирующиеся на данном этапе
1.Мотивация к учебной деятельности Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть на своем уроке.
-Вспомним, какие буквы гласных звуков вы знаете?
Слайд 1 «лента букв»
- Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание. Как вы это будете делать?(выясним , что мы не знаем и сами откроем новое знание)
- какой еще эталон вы видите на доске?(эталон «терпение»)
-О чем говорит этот эталон?
-Почему надо быть терпеливым в учебной деятельности?
-Желаю вам успешной работы!
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии - Что в начале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной?(надо повторить все , что будет необходимо для открытия нового знания)
- Вспомним как произносятся гласные звуки?
-как обозначаем на схеме гласные звуки?
- Какие бывают гласные звуки?(ударные и безударные)
- А теперь поговорим о гласных звуках, о которых мы говорим, но задание для вас будет новое.
Задание. «Кто лучше знает гласные звуки?»
1)[йа] 2)[ р] 3)[ н]

- Подумайте и скажите, какие из перечисленных звуков относятся к буквам гласных звуков?
Обоснуйте свой ответ.
У вас на парте лежит карточка со схемой (Р1), закрасьте кружочек под тем номером, который соответствует правильномуответу.
1)[йа] 2)[ р] 3)[ н]
Самостоятельная работа.
-Кто не нашел букву гласного звука?
-кто может доказать?
Познавательные:
Общеучебные:умение структурировать знания,контроль о оценка процесса и результатов деятельности;
Логические: анализ,синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные: контроль, коррекция;
Прогнозирование(при анализе пробного действия перед его выполнением).
3.Выявление места и причины затруднения - Какое задание вы должны были выполнить?
-Почему вы испытали затруднения?
(мы не знаем всех секретов букв гласных звуков)
- Какой шаг учебной деятельности выполнили?
(мы выяснили что знаем, что не знаем)
-Что будем делать дальше?)Физминутка.
Вика называет буквы, если буква гласного звука, то хлопаете, если согласного, то приседаете.
Познавательные:
Умение структурировать знания;
Постановка и формулирование проблемы;
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
4.Построение проекта выхода из затруднения -прочитаем тему нашего урока. «Новая работа знакомых букв».
Какова же цель нашей деятельности? Что же мы сегодня должны узнать?
(секреты букв гласных звуков)
Домысливание
-правильно. Мы должны узнать секреты букв гласных звуков, уметь их находить, развивать фонематический слух,
Определим план наших действий. Предлагаю вам заполнить таблицу (р2), ОНА НА ПАРТЕ У ВАС.
Вопросы
1Какие звуки обозначают буквы гласных звуков е,ё, ю,я?
2. Для чего они служат?
3. - буква е обозначает звук [ ],после букв обозначающих согласные звуки
- буква ё обозначает звук [ ],после букв обозначающих согласные звуки
- буква ю обозначает звук [ ],после букв обозначающих согласные звуки
- буква я обозначает звук [ ],после букв обозначающих согласные звуки
Регулятивные:
Целеполагание как постановка учебной задачи,планирование, прогнозирование.
Познавательные:
Общеучебные: знаково-символические-моделирование;
Выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.
5.Реализация построенного проекта - Какие звуки обозначают эти буквы?
1 пара
2 пара
- для чего они служат?
-буква е обозначает звук [ э]
- буква ё обозначает звук [ о]
- буква ю обозначает звук [ у]
- буква я обозначает звук [ а]
Давайте вместе откроем первый секрет этих букв. Назовем еще раз букву ю, а теперь назовем букву у. они звучат по-разному
-В чем же отличие?
На этот вопрос вы ответите, проводя исследовательскую работу в парах.
1 пара сравнивают название букв а и я;
2 пара – е и э.
Один из вас называет букву, которая служит для обозначения мягкости,а в другой- для обозначения твердости.
Вместе вы вслуживаетесь в звучание их названий и находите отличие.
Исследовательская работа в парах
- как только закончите, дайте об этом знать.
Проверка
1 пара[ а ],[ йа ] 1 звук, 2 звука
2 пара[ э ],[ йэ ]1 звук, 2 звука
А теперь вместе произнесем.
О – [ о ], 1 звук
ё- [ йо ] 2 звука
у-[ у ] 1 звук
ю- [ йу ] 2 звука
-какой же вывод можно сделать?
Вывод: в названии букв е,ё, ю, я мы слышим 2 звука и обозначаем следующим образом:
Слайд
Открыть второй секрет нам поможет игра «Превращение слов».Вы должны читать хором слова, появляющиеся на экране.(слайд ). Пел, мел, сел
- прочитайте и определите сколько звуков обозначает буква е?
- что обозначает слово ел?(действие)
- какой звук обозначает буква е в слове ел? (в этом слове буква е обозначает не один, а два звука [йэ ].
- итак , открываем 2 секрет: не только в названии буквы е – 2 звука, но (и в словах эта буква может обозначать 2 звука)
- а третий секрет мы должны раскрыть, наблюдая в какой позиции слова буквы е, ё, я, ю обозначают 2 звука.
- откроем букварь на стр 94.
- прочитайте слова, которые предлагает девочка-резвушка.(слайд )
Обозначьте карандашом те слова, в которых буквы е,ё, ю,я обозначают 2 звука.
Взаимопроверка
-встаньте те, у которых возникли разногласия.
- с чем вы не согласны?
- что нужно, чтобы определить количество звуков?
(внимательно вслуживаться в слово, развивать фонематический слух)
Юбочка ямка юра
Итак , когда же буквы е,ё,ю,я обозначают в словах 2 звука?
Вывод: буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука в начале слова(это 3 секрет)
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные:
Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
Смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.УУД постановки и решения проблем:
Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
6. Первичное закрепление во внешней речи -ребята, что вы узнали? (секреты букв гласных звуков е,ё,ю,я)
- чтобы закрепить новое знание, я предлагаю вам потренироваться.
- рассмотрите слова, которые начинаются на буквы е,ё,ю,я.(ёжик, ели)
- в тетрадях выполните звуковой анализ слова ёжик
Коммунитивные: управление поведением партнера;
Умение выражать свои мысли.
7. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Самостоятельная работа
Проверка на слайде
- сколько звуков в слове? (5)
- называем каждый звук хором, а характеристику звуку даете по очереди.
- каждый звук обозначаем буквой. (4)
- почему? (ё- обозначает 2 звука)
- а схему слова ели дополните в букваре карандашом.
Проверка
- внимание на следующую картинку.(слайд )
-строим в тетради звуковую схему слова яхта.
Проверка
- сколько звуков в слове? (5)
- называем каждый звук хором, а характеристику звуку даете по очереди.
- каждый звук обозначаем буквой. (4)
- почему? (я- обозначает 2 звука)
- а схему слова юг дополните в букваре карандашом
-проверка
- кто считает, что уже хорошо может определить количество звуков, которые обозначают буквы е,ё,ю,я?
- следующая работа поможет нам проверить это пока с помощью игры.
Игра «Сколько звуков?»
- прочитаем пары слов в букваре на стр 94.
Под звуковыми схемами зачеркните слова, в которых изучаемые буквы обозначают 1 звук. А теперь поиграем. (Слайд )Если изучаемые буквы обозначают 1 звук, то встает Алмат, если 2 звука, то – девочки. Регулятивные:контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Коррекция;
Познавательные:
Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
8. Включение в систему знаний и повторение Работа над лексическим значением слов.
- а теперь мы будем читать слова, которые начинаются на буквы е,ё,ю,я и познакомимся с их лексическим значением.
- читаем первую группу слов.(слайд ) ел, ела,ели- чем похожи данные слова?(начинаются на букву е,обозначают действие)
- какое из данных слов может обозначать название дерева?(ели)
- читаем 2 группу слов.(слайд )
- в каком слове опасное место- парный согласный на конце?
(ястреб)
- кто такой ястреб?(птица)
- посмотрите на эту птицу.
- в каком слове букв столько же, сколько и звуков?(якорь)
- читаем 3 группу слов.(слайд )
- назовите слова, в которых один слог?(еж,ерш)
- чем эти слова похожи?(начинаются на букву ё, на конце слышим парный согласный звук [ ш ] – это опасное место)
-чем отличаются данные слова?(количеством букв и звуков, лексическое значением)
- на экране вы видите данную рыбу, и я думаю вы сможете объяснить, почему ее так назвали.
- читаем 4 группу слов. (слайд )
- назовите слово, обозначающее жилище.(юрта )
- какое слово для вас еще непонятно?
Кто сможет объяснить значение слова юнга?
Молодцы. А теперь каждый составит предложение с одним из этих слов.
Проверяем
Отгадаем и прочитаем загадки. Стр 95
Читаем и отгадываем Регулятивные: прогнозирование
9. Рефлексия учебной деятельности Что нового вы узнали на уроке?
- какую цель мы поставили в начале урока?
Вы достигли поставленной цели?
У вас на партах лежат цветные карточки.
Зеленый- означает- положительный ответ –да
Желтый – сомнение
Красный- отрицательный ответ – нет
Я буду говорить утверждения, а вы поднимаете карточки согласия, сомнения или несогласия.
- я знаю 3 секрета букв гласных звуков е,ё,ю,я.
-в самостоятельной работе у меня все получалось.
- я сегодня доволен своей работой на уроке. Молодцы! Познавательные:
Общеучебные: умение структурировать знания;оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:умение выражать свои мысли.
Регулятивные:волевая саморегуляция; оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.