Разработка урока внеклассного чтения по теме Е. Шварц Сказка о потерянном времени (3 класс)




Внеклассное занятие
по чтению по произведению Е. Шварца
«Сказка о потерянном времени»
УМК «Школа России»
Разработку подготовила
учитель начальных классов
Анкудинова Лариса Викторовна
2015 – 2016 уч. год
Внеклассное чтение по книге Шварца «Сказка о потерянном времени»
Одна из главных задач: способствовать развитию познавательной и исследовательской активности младших школьников.
Цели  урока:  
1.Образовательный аспект
Раскрыть нравственный смысл произведения;
Упражнять учащихся в литературном разборе текста, совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям, выборочного чтения;
Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умений самостоятельно работать с текстом, умений работать в группе, в паре;
Продолжить работу над пословицами, поговорками, фразеологизмами.
2. Развивающий аспект.
Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение:
умения давать героям оценку,
умения воссоздавать прочитанное,
умения раскрывать причинно-следственные связи;
развивать речь, мышление, внимание, память; обогащать словарный запас
3. Воспитательный аспект
Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: цена времени.
Создать условия для воспитания трудолюбия, стремления беречь и ценить время через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения.
Убедить ребят в необходимости планировать своё время, заполнять досуг полезными делами.
Показать нравственные качества человека.
Формировать умение выражать своё отношение к прочитанному.
4.Здоровьесберегающий аспект:
Научить распознавать причины, вызывающие проблемы с учебой;
Сформировать уверенность в том, что каждый способен справиться с этими проблемами;
Формировать отношение к человеку и его здоровью как ценности, понимание понятия здорового образа.
Методы работы – репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, практический.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - мы поможем тебе. Мы рады, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что наше занятие пройдет интересно и с пользой.
2. –Один древнегреческий ученый сказал: «Время – главная ценность человека» Если мы верно проанализируем произведение, то сможем объяснить эпиграф к нашему уроку. 
     
2 детей:
 Быстро несётся время
Словно ночной трамвай
Вот он летит через темень
Только не прозевай
Всё! Ушел!
Неужели больше ни одного?
Быстро промчится время
Если упустишь его!
- Для чего нам нужно бережно относиться ко времени? Время – это главная ценность человека. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен не растрачивать время понапрасну. Сегодня на уроке поработаем над этой сказкой и каждый из вас сделает вывод.
Вначале мы послушаем ребят, которые расскажут нам о биографии писателя:
3. Евгений Львович Шварц родился 120 лет назад в 1896 году в городе Казань. После окончания  университета работал в театральной мастерской. Любовь к театру будущему писателю привили его родители. Отец прекрасно пел, играл на скрипке. Сам Евгений Львович замечательно танцевал, пел, владел искусством пантомимы.
Ему пророчили большое актёрское будущее, но его манила литература. Написал много сказок для детей, рассказов для взрослых, пьес для постановки в театре. В своих сказках Евгений Шварц включает известных и неизвестных героев, перепутывает время. Кажется, что его герои, которые учат нас, вышли из реальной жизни.
4. Работа с текстом.
- А теперь вспомним, как начиналась вся эта история. Кто главные герои этой сказки? Найдите описание героев в сказке.
Дети: Главный герой сказки – Петя Зубов – ученик третьего класса четырнадцатой школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица третьего класса, ученик второго класса Зайцев Вася и ученица третьего класса Наденька Соколова.
- Какое же несчастье их объединило? Дети: “Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками”.
- Почему произведение названо сказкой? Что здесь сказочного? ( В нём есть волшебники, происходит волшебство. События, о которых говорится в «Сказке…» не могут произойти в нашей жизни.)- Что взято из жизни? (Неумение детей ценить время, их желание бездельничать)
4 Работа с деформированным планом (белые карточки)
Вам необходимо в правильной последовательности расставить происходящие события.
План:
1. Опасение волшебников. 1. Мальчик Петя Зубов.
2. Где же они – дети 2.Превращение мальчика в худого,
старики? высокого, бледного старика.
3.Превращение мальчика 3. «Бедный я старик! Несчастный
в худого, высокого, я мальчик! Чем же всё это кончится?»
бледного старика. 4. В лесном домике.
4. Мальчик Петя Зубов. 5. Опасение волшебников.
5. Вежливые школьники. 6. Где же они – дети-старики?
6. «Бедный я старик! 7. Превращённые отыскались.
Несчастный я мальчик! Чем же 8. Вежливые школьники.
всё это кончится?» 9. Обратное превращение.
7. Обратное превращение.
8. В лесном домике.
9. Превращённые отыскались.
Учитель: Молодцы, ребята! Какими словами автор заканчивает свой рассказ?
Дети: “Они- то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет”.
физминутка 6. У вас на столе листочки (красные и оранжевые карточки). Вы должны найти начало и конец каждой пословицы и объяснить их смысл.
День да ночь – сутки прочь (Бесцельное существование, однообразно прожитое время).
Час упустишь ,годом не наверстаешь (Вовремя не выполнишь дела, потом не наверстаешь)
Все в свой срок: придет времечко, вырастет и семечко.
Вчера не догонишь, а от завтра не уйдешь.
Деньги пропали - еще наживешь; время пропало - его не вернешь.
Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя — глазок продирает.
7. Приём синквейн- Что такое время? Давайте попробуем описать понятие время при помощи приема синквейн:
Время
Мимолетное, быстротечное
Бежит, летит, мчится
из прошлого, через настоящее в будущее
необратимое течение
8. Работа по карточкам. (зелёные карточки)
- Хотели бы вы быть похожими на героев этой сказки? Мы знаем, что вы хотите быть умными, хорошо учиться.
- Назовите качества характера, которые помогают добиться успехов в учёбе и в жизни?
- Перед вами карточки, на которых написаны качества человека и хорошие и плохие. Выберите из них те качества, которые помогают людям добиваться успехов.
1. Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный, аккуратный, целеустремлённый, неряшливый, сообразительный, стеснительный, спокойный, организованный. 9. Индивидуальная работа с карточками (белые карточки)
- Молодцы, вы правильно определили слова, надеемся, что вы будете работать над собой. А теперь новое задание. Мы написали проблемы, с которыми дети встречаются в школе. Подумайте и поставьте галочку рядом с теми проблемами и трудностями, которые бывают у тебя. Будьте честными.
Карточка
- почерк стал хуже
- буквы бывают неровными, кривыми
- трудно учить уроки
- много ошибок и исправлений
- долго собираюсь делать уроки
- быстро отвлекаюсь
- трудно выучить стихотворение
- трудно решить задачу
- трудно запомнить условие задачи
- быстро устаю
- мне бывает трудно усидеть на одном месте
Учитель: Поднимите руки, кто не закрасил ни одного кружка, два, три кружка - МОЛОДЦЫ!
Если больше 3, тебе нужно подумать и изменить режим дня!
( жёлтые карточки)
10.Чтобы достичь своей цели, нужно придерживаться определенных правил. Мы нашли 12. Ваше задание – отметить только 5 важных действий, направленных на достижение поставленной цели
Быть настойчивым, быть решительным, не расстраиваться при неудаче, не торопиться, не ждать быстрого результата, верить в успех, не унывать, поддерживать друзей в трудную минуту, не сдаваться, не стесняться попросить помощи, не бросать начатое дело, верить в то, что всему можно научиться
10. Рефлексия
- В заключении, хочется напомнить, что Время – главная ценность человека.
(Терять бесценное время просто так – это все равно, что терять свою собственную жизнь! Многое зависит от самого человека. Так давайте изменять свои мысли и характер в лучшую сторону. Мысли можно и нужно воспитывать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут умные и правильные поступки.
Тест на закрепление. Обведи в кружок верные утверждения. (белые карточки)
Петя Зубов  учился в первом классе.
Однажды он превратился в старика.
Шёл расстроенный Петя по лесу и набрёл на избушку Бабы-Яги.
Зашёл мальчик в дом, зарылся в сено и уснул.
Когда Петя проснулся, Баба-Яга его чаем напоила.
За столом сидели злые волшебники.
Поведала Баба-Яга Пете свою печальную историю.
Волшебники превращали детей в стариков, а потерянное время забирали себе.
Подарила Баба-Яга Пете волшебную палочку.
Выбрался Петя из домика и побежал в город искать школьников-стариков.
Ровно в полночь переставил Петя стрелки на часах.
Взмахнул Петя волшебной палочкой – и все его желания исполнились.
Старики снова стали детьми, а волшебники – взрослыми.