Конспект урока по литературному чтению на тему Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е.Л. Шварца ( 4 класс)


Урок литературного чтения, 4 класс
Тема: Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е.Л. Шварца.
Цели урока:
Обучающие: продолжать работу над произведением, закреплять умение определять тему и главную мысль произведения, способствовать расширению словарного запаса учащихся, формированию целостного восприятия текста, формировать у учащихся деятельностные способности.
Развивающие: способствовать развитию связной речи, умению выражать свои мысли и высказывать обоснованно своё мнение, развитию мышления, воображения; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
Воспитывающие: создавать условия для воспитания культуры учебной деятельности, коммуникативной культуры учащихся при работе в группе, способствовать воспитанию интереса к урокам литературного чтения, пониманию ценности времени, важности воспитания в себе положительных качеств личности.
Оборудование:
учебник, толковый словарь, таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал», таблица для ответов «Верные и неверные утверждения», карточки с заданиями для групповой работы, компьютер, проектор, экран, презентация.
Педагогические технологии:
- здоровьесберегающие;
- личностно-ориентированного обучения;
- игровые технологии;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные;
- технология развития критического мышления.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
1.Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Мы сегодня снова будем c вами наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.

- Я вам всем желаю успешной работы на уроке.
2. Этап вызова
Игра «собери пословицу»
ДЕЛУ – ВРЕМЯ КОЛИ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО
СКУЧЕН ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА ПОТЕХЕ – ЧАС
- Что объединяет все эти пословицы? (Они о том, что время необходимо проводить с пользой, т. к. время без дела – время, потраченное зря).
Кроссворд
28575285751. Как звали обладательницу хрустальной туфельки?2. Во что превратилась карета золушки, когда часы пробили 12?3. Чьё сердце поразил ледяной осколок Снежной Королевы?4. Как звали девочку, которая поспешила на помощь Каю?5. Кто нашёл хрустальную туфельку Золушки?
-  О каких сказках идёт речь в кроссворд? -  Кто автор этих замечательных сказок?- Что же объединяет писателя, драматурга Е. Шварца со сказками «Золушка», «Снежная Королева»? (Пересказал их по – новому и написал сценарии для фильмов)
- Как вы понимаете высказывание Е.Л. Шварц «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь» ?Создание проблемной ситуации. Формулирование целей урока.
- Фантазия Е. Л. Шварца была неистощима, а он сам был великим тружеником. Писатель всегда старался не тратить времени попусту, как это неосторожно сделали в сказке ленивые школьники.
- Представьте себя на их месте. Не правда ли страшно?
- Как же надо жить, чтобы не терять времени зря?
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберёмся в поступках героев, дадим им характеристику?
Работа с таблицей «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
- Перед вами на столах лежат пока ещё пустые таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
Вспомните все, что вам уже известно о героях сказки и запишите это кратко в первую колонку таблицы.
Подумайте, что бы вы ещё хотели узнать, и запишите это во вторую колонку.
(Дети самостоятельно работают с таблицей)
Знаю Хочу узнать Узнал
Игра «Верные и неверные утверждения»
- Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли Вы, что…»Правила игры:
1.У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами я указала № вопросов.
2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...».
3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-» .
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
+ _  _  +  _  _ + _ + +
          Верите ли вы, что…
Дети, напрасно теряющие время, превращались в старичков.
Злые волшебники считали время на калькуляторе. ( СЧЁТЫ)
Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (4)
Дом волшебников освещался керосиновой лампой.
Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще)
До леса дети – старички доехали на троллейбусе. ( Трамвае)
Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.
Часы в доме волшебников называли часики. ( Ходики)
Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз.
Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.
- Какие вопросы вызвали затруднения?
ФизминуткаМы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем,
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
3. Этап осмысления
Словарно-орфографическая работа
Работа с толковым словарем.
– Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.
Окладистая (борода) – широкая, густая.
Керосиновая (лампа) – лампа, заправленная керосином, в который опущен фитиль. Горящий фитиль, накрытый стеклянным колпаком, освещает помещение.
Ходики – небольшие настенные часы с гирями и маятником.
Пола, по́лы – нижняя часть раскрывающейся одежды.
– Подберите синонимы к словам «хмурый», «сберечь».
Хмурый – угрюмый, ненастный, невеселый, печальный.
Сберечь – сохранить, спасти, сэкономить.
– Подберите антонимы к словам «состариться», «трудиться».
Состариться – помолодеть.
Трудиться – бездельничать, лениться, лодырничать.
Работа с текстом.
Составление «Кластера»

- Кто был героями сказки? (Петя Зубов – ученик 3 класса 14 школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица 3 класса, Наденька Соколова ученица 3 класса и ученик 2 класса Вася Зайцев).
- Какое несчастье их объединило? (Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь, человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали себе злые волшебники. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками.)- Кто первым обнаружил, что он уже не школьник, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик?
- Заметил ли Петя, что с ним случились перемены?
Чтение по ролям
- Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на странице5 по ролям (АВТОР, ПЕТЯ ЗУБОВ, ТЁТЯ НАТАША).
Выборочное чтение.
- Как герой воспринимает волшебство? Огорчается, расстраивается, пугается.
- Какие слова нам об этом говорят? Прочитал, чуть не плача, жалеет себя: бедный, несчастный, что со мной будет.
- Прочитайте, сожалеет ли Петя о случившемся? С
-Одинаковым ли было поведение ребят?
- Найдите отрывки, где автор рассказывает о том, как Петя искал и находил остальных ребят, превращённых в стариков.
Проблемный вопрос.
- Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе много других?
- Прочитайте, как просыпался город.
- Почему люди так бояться не успеть, опоздать, отстать? (Жизнь будет серой, унылой, бесцельной, пройдёт мимо.)
Проблемный вопрос.
-Что могло бы произойти, если бы все жители города были как эти дети, лодырями и прогульщиками? (Остановилась бы жизнь.)
-Почему дети смогли победить волшебников? (Нашли друг друга и научились ценить время.)
Работа над выразительными средствами речи.
- Вспомните, какие фразы использовал автор, чтобы мы яснее, чётче могли представить события, душевные состояния героев? Как они называются?
(Устойчивые обороты речи - фразеологизмы.)
С.6 - пошёл куда глаза глядят. В неопределённом направлении, неизвестно куда.
с.8 - терять время понапрасну. Бездельничать.
с.10 - держать ухо востро. Быть очень осторожным, осмотрительным.
с.13 - как сквозь землю провалился. Исчез, скрылся куда-то.
с.13 - и в ус не дует. Не обращает никакого внимания.
с. 14 - не терять времени даром.
– Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы и поговорки? Найдите и объясните их смысл.
«Все пропало», «И в ус не дует», «Держит ухо востро», «Не терять времени даром», «Как сквозь землю провалился», «Терять время понапрасну».
Физминутка
Тик-так, тик-так -Все часы идут вот так:Тик-так.Смотри скорей, который час:Тик-так, тик-так, тик-так.Налево - раз, направо - раз,Мы тоже можем так.Тик-так, тик-так
Работа в группах.
1 группа
Выбери и отметь зелёным карандашом те черты характера, которые помогают добиться цели.
- целеустремлённость
- самостоятельность
- внушаемость
- настойчивость
- настырность
- дисциплинированность
- смелость
- сила воли
- рассеянность
- нерешительность
- решительность
- упрямство
- сдержанность
- несдержанность
- трусость
- безволие
2 группа
Прочитай. Закрась зелёным карандашом 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели.
- быть настойчивым
- быть решительным
- не расстраиваться при неудаче, ошибке
- не торопиться
- не ждать быстрого результата
- верить в успех
- верить в то, что всему можно научиться
- поддерживать друзей в трудную минуту
- не унывать
- не сдаваться
- не посовать перед неудачей или трудностями
- не стесняться попросить помощи
- не бросать начатое дело
3 группа
Выберите подходящие к уроку пословицы.
- Всякому дню подобает забота своя.
- Поспешишь, да людей насмешишь.
- На хотенье - есть терпенье.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Без дела жить - только небо коптить.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- После дела гулять хорошо.
- Работе время, досугу час.
4 группа.
Выделите главную мысль сказки.
Петя Зубов всегда опаздывал на уроки.
Петя Зубов не ценил своё время.
Не надо терять понапрасну время.
От любого несчастья может спастись человек.
Петя Зубов научился не терять время зря.
Поучительный смысл произведения.
– Для читателей автор написал замечательные слова, которые дают человеку уверенность в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова и объяснить.
– Автор хотел сказать, что очень много зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации всегда найдется.
4. Этап рефлексии.
- Кто главные герои сказки? (дети и волшебники)
- Что для волшебников означало «время»?
- А что для ребят оно означало сначала и потом?
- Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Иными словами, делать нас богаче, сильнее, умнее. И вот какая интересная взаимосвязь получается – чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну.
Составление синквейна со словом время.
-Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке. Какое эмоциональное настроение сейчас у вас?
2297430230505
- Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал …
Мне показалось интересным …
Домашнее задание
- Придумать свое продолжение сказки и оформить в виде книжки-малышки.
Проинсценировать часть сказки (по выбору учащихся)