Организация домашней учебной работы в условиях работы ФГОС НОО и ФГОС ООО. Памятка для учителя английского языка.


Организация домашней учебной работы в условиях работы ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Памятка для учителя английского языка.

Домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. В условиях интенсификации обучения особенно важна правильная организация домашних заданий. При этом возникает ряд вопросов, решение которых связано и с совершенствованием учебного процесса, и с охраной здоровья школьников.
Школьная практика показывает, что при организации и дозировании домашней учебной работы учащихся имеются существенные проблемы:
Во-первых, в школах наблюдаются необоснованные перегрузки обучающихся по объему задаваемых домашних заданий, в том числе на каникулярное время.
Во-вторых, присутствует несформированность у школьников соответствующих умений работы с домашними заданиями:
- неумение организовать свое рабочее время;
- отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий, что приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала;
- неумение расчленять домашнее задание на отдельные смысловые части, осуществлять самоконтроль по выполнению домашнего задания и др.
В-третьих, существует проблема невыполнения школьниками домашнего задания.
Каковы причины невыполнения домашнего задания?
Опыт показывает, что далеко не каждый учитель предусматривает трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при самостоятельном выполнении домашних заданий, и не всегда правильно устанавливает причины их невыполнения. Эти причины можно условно разделить на две группы - объективные и субъективные.
Объективные причины связанны главным образом с недостаточной подготовкой учащихся, недочетами в работе учителя, неблагоприятными домашними условиями.
К субъективным причинам относятся причины, связанные с отрицательным отношением ученика к учебной деятельности, с его общей неорганизованностью.
Причинами объективного характера можно объяснить следующие явления: ученик не умеет самостоятельно работать с учебными книгами и контролировать свою работу; ученик считает предмет трудным; непосильность домашнего задания, связанная или с недостаточной подготовкой ученика в классе, или с нереальными требованиями учителя; ученик затрудняется связать содержание материала, сообщенного учителем на уроке, с текстом учебника; неблагоприятные бытовые условия: выполнение семейных обязанностей, отнимающих много времени, отсутствие нормальных условий для учебной работы, различные бытовые и семейные неурядицы и т.п.
К субъективным причинам относят: отсутствие интереса к учению (непонимание роли знаний в будущей жизни, заучивание наизусть); непонимание целей и содержания домашнего задания; ненормальные взаимоотношения между учеником и учителем; общая неорганизованность школьника (слабые волевые качества, недостаточный контроль со стороны родителей).

Основные требования к организации и дозированию домашнего задания обучающихся.
Домашняя учебная работа – форма организации учебного процесса; самостоятельная учебная работа учащихся по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований, совершенствованию учебных умений и навыков, выполняемая вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием. В отличие от самостоятельной работы на уроке, в домашней работе ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы.

Основными документами, регламентирующими объем (дозировку) домашнего задания, являются:
1. Конвенция о правах ребенка, которая закрепляет за ним право на отдых и досуговую деятельность. Необходимо учитывать данный факт при задавании на дом. Рекомендуется тщательно следить за объемом домашнего задания, учитывать выходные и каникулярные дни, а так же периоды заболевания детей.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
- определяет каникулы как плановые перерывы при получении образования для отдыха или иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком,
- устанавливает обязательность самостоятельной подготовки к занятиям, выполнения заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10):
- п. 10.10. Обучение в 1-м классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
- п. 10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах – 10-15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25-35 см у обучающихся 1-4 классов и не менее 30-45 см – у обучающихся 5-11 классов.
- п. 10.30. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах – 1,5 ч., в 4-5 классах – 2 ч., в 6-8 классах – 2,5 ч., в 9-11 классах – до 3,5 ч.
Кроме государственных документов, лежащих в основе организации домашнего задания в школе, каждая общеобразовательная организация (далее ОО) вправе создавать локальные акты, принимать решения по конкретным вопросам, связанным с выполнением учениками домашнего задания. Положение разрабатывается и утверждается в ОО в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», ст. 41 «Охрана здоровья обучающихся»), в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 (п. 10.30.), уставом ОО.

Основные виды домашнего задания.
По своим частным целям домашние задания можно разделить на следующие виды:
а) домашние задания для подготовки учащихся к очередной теме или уроку;
б) задания для повторения и закрепления теоретических знаний;
в) задания для обобщения изученного учебного материала;
г) задания для выработки прочных умений и навыков в решении задач.
По своему характеру домашние задания могут быть:
а) теоретические;
б) практические;
в) решение конкретно-практических задач.
По срокам выполнения домашние задания делятся на такие виды:
а) одноурочные задания, которые необходимо выполнять к следующему уроку;
б) длительные задания, выполнение которых рассчитано на срок от недели и более;
в) задания с неопределенным сроком выполнения.
Домашняя работа не должна быть копией работы на уроке. На дом должны даваться только необходимые задания, т. е. существенно важные для успешного усвоения учебного материала и в то же время те, что не могут быть выполнены в классе. Например, для успешного усвоения планируемых результатов необходимо использовать большой дополнительный материал, обращаться к справочникам, первоисточникам, предварительно проводить наблюдения и т. д. Сюда можно отнести подготовку рефератов, докладов, создание презентаций, работу над исторической справкой, по изготовлению оборудования, конспектирование и т. д.
Домашние задания должны иметь развивающий характер, поэтому в объем домашней работы необходимо включать задания на понимание всеми детьми необходимости постоянно приобретать знания, на развитие готовности к самообразованию, на развитие у учащихся творческих способностей, на формирование научного мировоззрения, метапредметных умений. Домашнее задание может быть дано лишь при условии его доступности и подготовленности учащихся к его самостоятельному выполнению в ходе предшествующих занятий. Если новый материал на уроке плохо понят, то учитель не может требовать, чтобы учащиеся выучили его к следующему уроку или выполнили дома соответстветствующую письменную работу, так как при этом основная тяжесть усвоения переносится на домашнюю работу, что недопустимо.

По форме организации выделяют виды домашнего задания:
- индивидуальная учебная домашняя работа – задается отдельным обучающимся класса. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе, проектов и др.;
- групповая учебная домашняя работа – группа обучающихся выполняет задание, являющееся частью общего классного задания.
Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.
- дифференцированная домашняя работа – работа, рассчитанная на разный уровень сложности.
Дифференцированная учебная домашняя работа – организация самостоятельной работы школьников, которая реализуется посредством типичных приемов и видов дифференцированных заданий, которые одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения и включают несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.
- одна на весь класс (фронтальная) – самый распространенный вид домашней работы, в ходе выполнения которой у обучающихся отрабатываются различные УУД. Постоянное применение таких заданий не ведет к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их не стоит, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные УУД.
- творческая домашняя работа (нестандартная) – направлена на развитие творческих способностей обучающихся; создает условия для организации работы с одаренными детьми; может быть использована для профильного обучения и реализации программ с углубленным изучением предмета. Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперед. Так как ребенок должен поработать с различной литературой, разными источниками, обработать найденный материал.

По характеру требований домашние задания делятся на:
а) обязательные, выполнение которых обязательно для всех учащихся класса или отдельных учащихся, если это индивидуальные или групповые задания;
б) желательные или свободные задания, которые даются учащимся в форме пожелания их выполнить.
При правильной организации домашних заданий учитываются следующие параметры:
1. объем домашней работы по предмету (устной и письменной);
2. ее содержание;
3. сложность предлагаемой работы;
4. степень самостоятельности учащихся при ее выполнении;
5. методика задавания;
6. подготовка учащихся к выполнению домашнего задания.
При организации выполнения домашнего задания учащимися в образовательной организации педагогические работники также должны учитывать рекомендации СанПиН:
- обучение в первом классе проводится без балльного оценивания знаний и домашних заданий;
- объем домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 часа, в 4 – 5 классах - 2 часа, в 6 - 8 классах - 2,5 часа, в 9 - 11 классах - до 3,5 часа. Учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день;
- начинать самоподготовку целесообразно в 15 - 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
- приготовление уроков проводить в закрепленном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту учащегося;
- предоставлять выбор очередности выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с учебного предмета средней трудности; предоставлять возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;
- проводить "физкультурные минутки" длительностью 1 - 2 минуты.
Давая задание, учитель делает не только прикидку времени, требуемого для выполнения домашней работы средним учеником, но и учитывает индивидуальную подготовку каждого: домашнее задание для слабых учеников не должно быть осложнено, чтобы они могли сосредоточиться на одном и разобраться в главном; в то же время можно увеличить объем задания сильному ученику, но обязательно точно указать, что дополнительно должны сделать учащиеся.
Оптимальный объем домашнего задания по одному предмету составляет:
- В 2-4 классах в среднем на одно задание расходуется – 15-20 минут,
- В 5-6 классах (12-13 лет) в среднем – 35-40 минут, включается 1 задание алгоритмического типа и 1 – развивающего.
- В 7-8 классах (14-15) лет в среднем на выполнение домашнего задания ученик должен затрачивать 45 минут, включается 1-2 задания алгоритмического типа и 1 – развивающего характера. В качестве необязательного можно использовать и творческое задание.
--В 9-11 классах (14-15 лет) в среднем на выполнение домашнего задания ученик должен затрачивать 50 минут, включается 1-2 задания алгоритмического типа и 1 – развивающего характера. Отдельным учащимся уже в обязательном порядке следует дать творческое задание. На этом этапе следует широко использовать домашние задания, рассчитанные на длительный срок.
Необходимо учесть и то обстоятельство, что существует определенная динамика работоспособности в течение недели: понедельник – период включения; вторник, среда – период оптимальной работоспособности, четверг и последующие дни – период спада. Учащимся, занимающимся в первую смену, начинать готовить домашние задания можно не раньше, чем с 16-17 часов.
Для учащихся второй смены на подготовку домашних заданий следует отвести время, начиная с 8.00.-8.30 часов утра; нельзя допускать, чтобы они готовили уроки вечером после возвращения из школы, так как работоспособность к концу дня понижается. Домашние задания необходимо выполнять в день их получения. Усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 10-12 часов после восприятия. Весьма полезно, чтобы учащиеся непосредственно перед сном уделяли 8-10 минут беглому просмотру (повторению) изученного материала по учебникам и, не подвергая себя никаким дополнительным раздражениям, в спокойном состоянии ложились спать.

Организация выполнения домашних заданий по английскому языку.
Упражнения, которые задаются в качестве домашнего задания, могут выполняться не только в письменной форме, но и устной. Объем письменной домашней работы не должен превышать третьей части объема работы, выполненной в классе. Время, которое затрачивается на выполнение устного упражнения, не должно превышать установленной нормы. Упражнения могут усложняться рядом разнообразных заданий, что увеличивает объем работы. В качестве домашних заданий могут быть упражнения типа усложненного списывания со вставкой (букв, целого слова), а также разные виды грамматического разбора. Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при устном описании предмета, явления).
Не все виды упражнений одинаково ценны в качестве домашних заданий в разных конкретных условиях. Поэтому чрезвычайно важно решить вопрос о степени эффективности каждого из них в данном конкретном случае. Злоупотреблять такими заданиями, которые значительно увеличивают время выполнения уроков (составлять схемы, таблицы, готовить домашние сочинения и т. д.) недопустимо.
По иностранному языку временной предел по всем классам – 30 минут. Объем определяется одним устным и одним письменным заданием. Задание на дом по домашнему чтению дается не менее чем за неделю.

Методика проверки домашнего задания.
Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приемы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете, определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала. Домашнее задание, выполненное учащимися, обязательно контролируется и оценивается учителем. Отличительная черта контроля за выполнением домашних заданий – органичное соединение объяснения нового с результатами проверки домашней работы, что способствует экономии времени, активизирует процесс обучения. Проверка домашних заданий требует определенной системы. Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока. При проверке домашнего задания практикуются следующие формы:
1. фронтальная проверка выполнения письменного задания;
2. выборочная проверка письменного задания;
3. фронтальный опрос по заданию;
4. выполнение аналогичного упражнения;
5. взаимопроверка, самопроверка выполненного задания;
6. опрос с вызовом к доске;
7. опрос по индивидуальным карточкам;
8. проверка с помощью сильных учеников еще до начала урока;
9. дифференцированная проверка: использование проверочных заданий разных по характеру и уровню сложности;
10. контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы учащегося на уроке у всех или отдельных учащихся;
11. контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся в то время, когда все остальные обсуждают и дополняют ответы товарищей;
12. внеурочная проверка тетрадей учителем;
13. непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания; взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями;
14. самоконтроль учащихся; контроль письменных работ, проводимый хорошо успевающими учениками.

В наши дни учителя пришли к инновационным методам проверки, среди которых:
1. Постановка неожиданных вопросов, которые представляют собой сформулированные иначе, чем задание после параграфа, вопросы. Если ученики внимательно выполняли домашние упражнения, они без труда ответят на них.
2. Рецензирование устного ответа – ученики слушают ответ своего одноклассника и представляют устную рецензию на него, в которой отмечают недостатки и достоинства ответа, дополняют его.
3. Диктант по домашнему заданию. Учитель может подготовить на уроке языка выборочный, графический или диктант по орфограммам. Материал для него берется из домашнего упражнения.
4. Краткий письменный ответ. Вопрос, заданный учителем, звучит предельно конкретно, чтобы ответ на него можно было выразить в двух словах. Такие задания закрепляют знания и обращают внимание учеников на основные моменты в заданном параграфе. Письменный ответ способствует тому, что выученная теория отложится в памяти на длительное время.
5. Проверка при помощи компьютерных технологий. Упражнение, пример или задача проецируется на экране, при этом цветным шрифтом выделены самые сложные моменты. Ученики сверяют свои записи с изображением на экране и исправляют ошибки, если они имеются.
Отметка за выполнение домашних заданий ставится в соответствии с дидактическими целями урока, с предъявляемыми требованиями (нормативами) и на основании локальных актов образовательной организации.
Таким образом, педагогу рекомендуется для организации домашнего задания учитывать:
1. На объяснение домашнего задания отводить не менее 1-2 минут на уроке;
2. Осуществлять инструктаж по выполнению домашнего задания;
3. Предупреждать учащихся о возможных затруднениях;
4. Включать в содержание домашнего задания работу над ошибками;
5.Осуществлять дифференцированный подход к подбору домашнего задания;
6. Проверять наличие записей домашнего задания в дневниках учащихся;
7.Давать для работы дома задания, подобные которым выполнялись на уроке;
8. При выдаче домашнего задания продумывать его оптимальный объем;
9. Дозируя домашнее задание, учитель должен спланировать работу такого объема и содержания, чтобы учащиеся не испытывали перегрузки;
10. Систематически проверять домашнюю работу учащихся.
Список литературы
1. Алексеева, О. В., Литвинова, Е. А. Домашняя работа как одна из форм занятий учащимися по предмету // Начальная школа. – 2004. – № 12.
2. Громцева, А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: [учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов] / А. К. Громцева. – М.: Просвещение, 1983. – 144 c.
3. Данилов, М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Сов. Педагогика. – 2001. – № 8.
4. Древелов, X. Домашнее задание: книга для учителя / Х. Древелов / пер. с нем. Н. С. Кабановой. – М.: Просвещение, 1989. – 77 с.
5. Посохина, Е.В. Организация домашней учебной работы в образовательной школе / Составители Е. В. Посохина, Н.В. Немыкина, Е.В. Прокопенко– Белгород: изд-во ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2016. –59 с.
15