Педагогический проект создания семейного клуба



« Я И МОЯ СЕМЬЯ»
( программа семейного клуба
в учреждении дополнительного образования детей)

ВВЕДЕНИЕ

Семья и учреждение дополнительного образования детей – это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Между тем, к сожалению, взаимоотношения учреждения и семьи, педагогов и родителей пока еще не всегда являются вполне нормальными, а их действия согласованными. Зачастую они выступают как противник, которые борются за первенство влияния на детей, очень точно это подметила Эллейн Нийт в своем стихотворении:
Этот хлеб недопеченный,
Недоваренную кашу –
Недоделки кухни нашей
Отдаем на кухню вашу.
Л.И. Новикова, указывая на силу влияния семьи на формирование личности ребенка, ставит вопрос: «Что же превращает семью в столь мощное средство воспитания, с кем не может конкурировать ни один другой институт общества?
Каким вырастит ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.
В современных условиях, когда идет бурная перестройка политического и социально-экономического уклада жизни общества и государства, система семейного воспитания также претерпевает значительные изменения, ослабевают внутрисемейные связи, сокращается рождаемость, основательно утрачены традиции народной педагогики, влияние старшего поколения на детей снижается или вообще остается невостребованной мудрость и жизненный опыт старшего поколения. Низкая заработная плата, несвоевременная ее выдача, безработица снижают уровень внутрисемейного эмоционального настроя. Идет переориентация на иные, чем прежде, ценности: дети включаются в коммерцию, рыночные отношения, новые идеологические установки приводят к напряжению в отношении дедов, отцов, детей.
Перестройка взглядов на роль семьи, возрождение ее природного назначения – задача сложная и кропотливая. Общеизвестно, что к семейной жизни надо готовить как к очень сложной деятельности и, чтобы в сознании людей семья вновь стала величайшей нравственной ценностью.
У каждого человека должны быть дом, семья, родня. Только здесь можно найти сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Самым близким можно доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что волнует каждого, посоветоваться. Каждая отдельно взятая семья – уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого человека есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых. А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был сам понят, чтобы тебе доверяли и ты доверял другим?

Клуб для родителей и детей как вариант комплексной
психолого-педагогической помощи.

Важным на сегодняшний день видится создание таких организаций для взрослых и детей, где в атмосфере сотрудничества, доверия и взаимоуважения решались бы педагогически и психологически значимые задачи. Оптимальной и особенно актуальной формой такой организации является клуб для родителей и детей. Согласно словарю В.Л. Даля «Клуб – это собрание, постоянное общество, которое собирается в особом помещении для беседы и увлечений». Клубы имеют много функций. В целом же клубом называют объединение, решающее в приоритете следующие задачи:
организация досуга его участников;
развитие коммуникативных умений;
развитие навыков самоуправления у детей, а также других навыков в зависимости от профиля деятельности.
Такая форма работы хорошо согласуется с актуальностью решаемых в предлагаемой деятельности задач и идейным замыслом авторов проекта.
Специфической особенностью создаваемого клуба (в последующие годы) также является то, что в него смогут прийти родители с детьми разного возраста. Поэтому необходимо в своей работе опираться на современные технологии работы с разновозрастным коллективом.
Оптимальным пространством для реализации задач клуба для детей и родителей является игровое пространство.
На первых этапах развития клуба организаторам этих встреч важно побудить родителей к участию в игре, заинтересовать их, настроить на сотрудничество с детьми. Через игру взрослым легче корректировать отношения между детьми (особенно учитывая их разновозрастность), прививать навыки самоорганизации, уважительное отношение друг к другу. Игра стимулирует взаимодействие и самих взрослых, стремление родителей повысить свою психологическую компетентность и педагогическую культуру. Это актуализируется и другими предполагаемыми формами работы клуба: обсуждением проблемных вопросов воспитания и развития ребенка, дискуссиями, занятиями с элементами психологического тренинга.
На последующих этапах развития клуба – восприятие родителей как своих союзников, совместное размышление как главное правило взаимодействия при разработке игровых программ для детей, посещающих клуб.
Родителям часто бывает трудно осознать и сформулировать те трудности и вопросы, которые им хотелось бы решить, не говоря уже о понимании важности общения с ребенком «на равных» и умения сотрудничать. Поэтому они не всегда будут готовы сразу воспринять и использовать те знания, умения и опыт, которые будут предлагаться на занятиях в клубе.


Краткое описание предполагаемой динамики развития клуба

По мере становления клуба, в его развитии можно будет выделить следующие этапы:
Подготовительный этап
Данный этап характеризуется рождением и обсуждением идей, изучением литературы по клубам и опыта работы других учреждений по данной проблеме, разработкой проекта по созданию клуба для детей и родителей. Он включает маркетинговые исследования по изучению запроса на данный вид психолого-педагогической помощи, актуальных потребностей потенциальных участников клуба.
Одной из второстепенных целей этого исследования является информирование и зарождение интереса у потребителей к планируемым встречам в клубе. Основной результат этапа – создание проекта клуба.

Этап привлечения детей и родителей в клуб
Рекламирование и проведение первых встреч клуба, первые успехи и разочарования. Основная активность организаторов направлена на то, чтобы участникам встреч в клубе было комфортно и интересно, чтобы посетив занятия один раз, им захотелось прийти и в другой, а затем – остаться в клубе. Это предполагает отсутствие жесткой регламентации, вариативность, динамичность и гибкость при планировании содержания и проведения занятий. В нем, безусловно, должны быть учтены интересы родителей и ребят (разного возраста) – от элементарных до самых сложных. Предполагается поиск и появление имени.

Этап формирования относительно стабильной группы участников клуба
На этом этапе особенно важно установление правил взаимоотношений между участниками: детьми и взрослыми, внутри взрослого и детского коллективов. При этом правила должны вырабатываться всеми, без препятствования рождению любых инициатив со стороны детей и родителей, даже если они, на первый взгляд, могут показаться непродуктивными для установления желаемой культуры общения и атмосферы сотрудничества. Организаторам нужно найти возможность конструктивного обсуждения любых инициатив по установлению правил, а если их авторы не убедятся на основе коллективного разговора в их нецелесообразности, то позволить начать их реализовать. Через опыт собственных ошибок будет обогащаться опыт общения всех участников. Безусловно, речь не идет о допущении каких-либо действий, высказываний, унижающих или оскорбляющих достоинство кого-либо. В этом случае должны быть оговорены и обсуждены варианты реагирования.
На этом этапе особый смысл приобретает участие самих детей и взрослых в разработке содержания занятий, исходя из реальной ситуации, особенностей и предпочтений всех его членов, адаптированности его участников к деятельности клуба и уровня его развития. Чем разнообразнее будут виды, формы и содержание встреч, тем устойчивее авторитет и значение клуба для его членов, продуктивнее реализация поставленных целей и задач его деятельности. Предполагается «посвящение» в члены клуба.
Формирование устойчивой группы участников (ядра клуба).
Предполагается рождение ядра клуба как органа само- или со - управления, состоящего из детей и взрослых, ответственного за материальное благополучие, решение актуальных вопросов, поступление и распространение вне и внутри клуба нужной информации, связи с различными коллективами и другое. Этот этап соответствует коллективу в его социально-психологическом значении как высшему уровню развития реальной контактной группы, отличающийся интегративным единством коммуникативной направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности.

Развитие клуба как и любого другого коллектива, подчиняется определенным социально-психологическим закономерностям. В связи с этим следует отметить, что предполагаемые этапы становления клуба, за исключением первого, подготовительного, не имеют жестких временных границ. Переходом с этапа на этап будут качественные преобразования внутри клуба.

Цели, задачи, направления работы и формы деятельности клуба

Основной целью своей работы организаторы деятельности клуба видят создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развития и укрепления партнерских отношений между ними. То есть, участникам клуба будет предоставляться возможность учиться, получать новый опыт общения, заниматься интересным делом, возможность оказать поддержку другим и себе, поделиться своими успехами, сформировать мнение о себе как об успешном человеке, родителе.
В силу этого основным методологическим принципом работы клуба является признание личного достоинства и самоценности личности каждого члена клуба, а привлекательным и значимым фактором для всех участников – эмоциональная атмосфера их встреч. Это возможно при живом, гибком, эмоционально насыщенном содержании работы клуба.

В деятельности клуба предполагаются следующие направления:

Работа с родителями
Задачи организаторов: повышение психологической компетентности и педагогической культуры участников;
организация взаимодействия и обмена опытом между родителями.
Задачи участников: - развитие навыков анализа своих действий и постановки перед собой задач по их изменению;
раскрытие в себе качеств и способностей успешного родителя.
Формы работы: обсуждение проблемных вопросов воспитания и развития ребенка, дискуссии, групповые психологические занятия с элементами тренинга, психодиагностика, соконсультирование, лекции и др.

Игровые занятия с детьми.
Задачи организаторов:- повышение культуры общения в ( разновозрастном ) детском коллективе;
создание условий для развивающего познавательного досуга.
Задачи участников: - получение опыта самопознания и творческого самовыражения;
-поиск и освоение новых конструктивных форм взаимодействия с детьми и взрослыми.
Формы работы: игровые развивающие занятия; сюжетно-ролевые игры; сказкотренинг; театрализация; спортивные состязания, сказочные эстафеты, игры в шашки и шахматы, пластино - изобразительные артформы (работа с глиной, соленым тестом, рисование, бумажная пластика и др.).

Совместные занятия с детьми и родителями
Задачи организаторов: создание безопасной, доверительной атмосферы на занятиях клуба;
- развитие ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенка и признание самоценности личности каждого ее члена.
Задачи участников: приобретение опыта семейной игры, новых способов совместного времяпрепровождения;
- поиск и апробация новых форм сотрудничества, общения «на равных».
Формы работы: совместные родительские собрания-праздники, конкурсы, практикумы, деловые игры, мастерские, совместные игровые занятия, проведение праздников, чаепитие, элементы психологического тренинга, экскурсии, походы, коллективное творческое дело и др.

Структура встреч может содержать одно, два или три направления работы в сочетании с самыми разнообразными ее формами.

Возрождение семейных традиций.
- Игровые семейные программы «Забавная деревенька»;
- часы общения – азбука истины семейного творчества;
- «История моей семьи в фотографиях»;
- «Семейный архив представляют юные»;
- Фольклорные программы «Скоморошина», «Балаган Петрушки»;
- Проведение встреч «Наша родословная»;
- «Семейные династии обучающихся Центра»;
- «Молодость наших мам и пап».

Образование новой системы подготовки к семейной жизни».
Школа для девочек «Спящая красавица»;
Объединение «Рукодельница»;
«Семейная педагогика»;
«Домашний очаг»;
Творческие выставки «Сюрпризная мастерская», «Подарок в доме», выставки семейных творческих работ.

Организация семейного досуга и творчества детей и взрослых
Семейные праздники «Улыбнемся друг другу» (для младших школьников);
«Огоньки творчества», проведение дней семейного отдыха (интеллектуальные игры, посиделки, вечера, спортивные соревнования);
Встречи –знакомства с интересными людьми;
Лаборатория «Очумелые ручки»;
Праздники «Папа, мама и я – спортивная семья.

Организационно-методическая просветительная деятельность:
Педагогические консультации для родителей;
Родительские собрания, сотрудничество педагогов и родителей;
Беседа с воспитанниками «Семья вместе – и душа на месте», «Что в имени твоем?».

Привлечение родителей к организации работы клуба:
Формирование ядра клуба;
Помощь в организации выездных экскурсий и культурных мероприятий;
Проведение профориентационной работы, экскурсии детей на предприятия, где работают родители;
Привлечение родителей к улучшению материальной базы клуба;
Совместная работа взрослых и детей в объединениях по интересам
«Для дома, для семьи» (вязание, выпиливание, шитье, выжигание, резьба по дереву, вышивание и т.д.);
Фабрика игрушек – самоделок.

Ожидаемые результаты.

На уровне родителей:
Участие родителей в жизни клуба в качестве постоянных его участников поможет им:
повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности;
преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
относиться к ребенку как к равному;
развить умение объективно оценивать свои поступки;
знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в его воспитании ;
проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
установить хорошие доверительные отношения с ребенком;
освоить разнообразные игры и способы совместного времяпрепровождения в семье.

На уровне детей:
Постоянное участие детей в занятиях клуба поможет им:
расширить представление о себе, своих способностях и возможностях творческого воплощения своих идей и фантазии;
узнать разнообразные игры, в которые можно поиграть дома с родителями и друзьями;
освоить конструктивные способы взаимодействия в трудных ситуациях;
научиться уважительно относиться к мнению своих друзей и взрослых людей, вырабатывать коллективное мнение.

На уровне организаторов:
Основными результатами деятельности организаторов можно считать следующее:
наличие среды, достаточно безопасной для самораскрытия, обмена опытом и апробации новых форм взаимодействия;
организована жизнь клуба;
получен новый профессиональный опыт.

Оценка результативности программы

Так как реализация программы имеет достаточно длительный срок и свои особенности на каждом из его этапов, то и подходы к оценке их результативности будет различаться. Очень важно знать, насколько реализация программы соответствует поставленным задачам, что идет хорошо, а где есть слабые стороны, не видимые на первый взгляд. При оценке результативности программы можно выделить 3 уровня оценок:
оценка потребности;
оценка процесса;
оценка результатов.
Одним из критериев надежности и работоспособности программы является его соответствие ценностям и потребностям людей. Поэтому при проектировании необходимо учесть мнения и установки родителей, для чего было проведено предварительное маркетинговое исследование. Кроме того, в процессе привлечения в клуб участников (на втором этапе проекта), с каждым пришедшим на занятие родителем проводится ознакомительная беседа для выяснения его ожиданий, потребностей, интересов и информирования о целях и формах работы клуба.
Оценка процесса включает в себя изучение отзывов родителей и детей о проекте в ходе его реализации. Это необходимо для возможной коррекции планов, гибкого реагирования на возникающие ситуации и управления происходящими процессами. При оценке обращается внимание на опыт, активность, изменение в поведении участников и их мнения о содержании и формах работы клуба. А также включаем те оценки, которые могли бы стимулировать и направлять их деятельность.
Оценкой результатов выявляется их соответствие поставленным целям и задачам. Так как задачи проекта направлены на родителей, детей и взаимоотношения между ними, то при оценке результатов организатором надо обращать внимание на возможные изменения и в участниках, и в их отношениях.

Первый результат проекта, его подготовительного этапа, достигнут – создан сам проект.
На втором этапе, этапе привлечения детей и родителей в клуб уместно применение в основном качественной оценки. Методы и формы оценки: прямое и опосредованное наблюдение, интервью, шкалы оценивания и другое.
На третьем и четвертом этапах , когда будет сформирована стабильная группа участников клуба, планируется проведение количественной и качественной оценки через опросники, анкеты, совместной деятельности детей и родителей, тесты, наблюдение и др.












Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415