Стаатья из цикла Здоровый образ жизни: Создание здоровьесберегающей среды


Создание здоровьесберегающей среды - это одно из условий для рационального сочетания труда и отдыха обучающихся в образовательном процессе.
Сегодня современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающий и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям.
50 % информации мы запоминаем из того, что видим, поэтому особое значение в развитии познавательной сферы и личности в целом играет зрительная информация. Исходя из этого учащиеся с дефектами зрения находятся, как правило, в более неблагоприятном положении по сравнению со здоровыми детьми: вследствие дефектов зрения мышление ребёнка опирается на неточные и неполные данные, что может привести к формированию искажённых понятий и представлений.
Для профилактики близорукости рекомендуется использовать:
упражнения для глазодвигательных мышц:
- плотно закрыть и широко открыть глаза (повторить 5 – 6 раз);- посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы;- вращать глазами по кругу по часовой стрелке и обратно.
упражнения, снимающие утомление глаз:
- сидя, крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, а затем открыть на 3 – 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз (упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровоснабжения век и расслаблению мышц глаза);- сидя, быстро моргать в течение 1 – 2 секунд (способствует улучшению кровоснабжения);- стоя, смотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, а затем поставить палец руки на 25 – 30 см от глаза, перевести взор на кончик пальца и смотреть прямо на него 3 – 5 секунд. Опустить руку. Повторить 10 раз (снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии);- сидя, закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальцев в течение минуты (способствует расслаблению мышц, улучшает кровоснабжение).
Смена цветовой гаммы.
работа на доске мелом разного цвета.
Каждый цвет гаммы влияет на определённые моменты:
Красный цвет всегда влияет на физическое состояние,
жёлтый – на умственное,
голубой - на эмоции.. Для разрядки и снятия эмоционального напряжения можно использовать специальные релаксационные видеоролики (шум воды, движение травы при ветре…)
Во время урока рекомендуется использовать музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно – перспективные.
Самая большая физминутка проводится на 20 минуте урока, так как на этой минуте наступает фаза компенсированного (преодолеваемого) утомления.
Так как ребёнок должен быть здоров не только физически, но и психически,  нужно формировать адекватную самооценку у детей. Поэтому в работе с детьми мы должны употреблять такие слова и выражения, которые не унизят ребёнка, а помогут ему поверить в себя. Не нужно забывать “Слово – лечит, слово и калечит»
Создание психологически комфортных условий в процессе обучения
Используемые  в работе технологии дифференцированного  и личностно- ориентированного обучения, здоровьесберегающие технологии  позволяют добиваться  благоприятного  эмоционально-психологического климата в классе, на уроках, здоровьесберегающего  стиля  общения, наличие эмоциональных разрядок, содействует  формированию у обучающихся адекватной самооценки, индивидуальный подход к обучающимся способствуют сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся, воспитанников.
Формирование мотивации к здоровому образу жизни, культуры здоровья
На уроках и внеклассных мероприятиях проходит процесс формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни,  прививается культура здоровья.. Например внеклассные мероприятия, которые способствуют всестороннему развитию личности, формированию здорового образа жизни, изучению пагубного влияния вредных привычек на организм человека. Педагог должен способствовать формированию устойчивых позиций к негативному поведению, умению сказать "нет" различным пагубным привычкам.