Презентация по окружающему миру на тему: Черное море (4 класс)


Что такое море? Черное море – живое! Морская Жизнь Начинаем с наблюдений и сбора материала в природе Зачем? Чтобы узнать и полюбить живое море.Чтобы научится наблюдать – не только смотреть, но и видетьЧтобы научиться понимать живую природу – мир вокруг себя (не только море) – отвечать на вопросы - что? – как? – почему? Чтобы почувствовать эту природу своей – и сохранить ее для своих детей. Море начнется в море – и будет – всю смену Кто-то увидит и поймет больше, кто-то - меньше Чтобы увидеть эту рыбу – надо хорошо нырять. Учитесь нырять! Правила наблюдения в море.Не шуметь! – рыбы слышат в воде лучше, чем мы видим. Плавать по-одному, по-двое2. Наблюдение- не охота. Будешь хватать крабов- не узнаешь про них ничего. Охотимся глазами. Исследование Это игра. Но серьезная – может получиться настоящее исследование.Во первых, подумайте что Вам более интересно.Во, вторых, найдите проблему – загадку – вопрос.В-треьих, предложите свое решение – гипотезу.Четвертое – собираем материал, ставим эксперименты – проверяем гипотезу. Кто в Черном море кусается?Акул нет, морских ежей с иголками – нет, ядовитых португальских корабликов нет –Самое «опасное» - медузы.Крабы кусаются (небольно ) если их хватать руками. Соленость – 17 грамм соли в литре – в 2 раза меньше, чем в океанеРазнообразие жизни – снижено (донных обитателей в 5 раз меньше, чем в Средиземном море). Урожайность – высокая. Потому что реки несут не только воду, но и соли – удобрение для морских растений. В Черное море стекает вода с трети территории Европы - а берега его замкнуты. Разнообразие жизни – сравнительно невысокое (донных обитателей в 5 раз меньше, чем в Средиземном море).Кроме низкой солености – в этом виноваты и холодные черноморские зимы Нет морских ежей и морских звездНет осьминогов, кальмаров, каракатицНет коралловНет больших акул и больших китовНет смертельно опасных медузНет морских черепахА еще – много кого нет, потому что -выловили и поубивали люди – например, тюленя-монаха, огромных тунцов. Урожайность (продукция экосистемы) Черного моря – высокая. Потому что реки несут не только воду, но и соли – удобрение для морских растений. Много удобрений – много растений Главные морские растения – микроскопические одноклеточные водоросли, живущие в толще воды – ФИТОПЛАНКТОН. Их не видно глазом – но видно, как они меняют цвет морской воды. Иногда они «зацветают» - как в пруду. Это плохо. Вот некоторые водоросли планктона – очень необычные. Цветения микроводорослей планктона могут приводить к заморам рыбы. Но, вообще-то, много фитопланктона – много пищи для зоопланктона. Черноморский зоопланктон Много планктона – много пищи для рыб, питающихся им. А значит больше и рыбы вообще. Когда-то в Черном море было очень много рыбы. Древние греки начали строить города-колонии по берегам Черного моря – 3000 лет назад. Потому что здесь было много рыбы. Больше чем в Средиземном море!Двухметровые тунцы!Сейчас – все куда-то подевалось…Теперь у берегов Греции гораздо больше рыбы, чем на Черном море. Почему? Просто всю рыбу выловили: сначала -самые крупные виды, потом помельче… Хищная морская улитка рапан появилась в Черном море 50 лет назад – и с тех пор съела половину видов двустворчатых моллюсков, в том числе – черноморского гребешка, и почти всех устриц.Новые виды в Черном море появляются все время – и жизнь в море – тоже – все время меняется. Черное море переудобрено, рыба в нем – переловлена. Нынешняя жизнь в Черном море – совсем не та, что была 100 лет назад. Теперь, Черное море – для одних - нефтяные трубы и терминалы, и других - такие пляжи летом. Их большинство. Вот это и есть главные проблемы Черного моря (все – дело рук наших предков и наших рук) - переудобрение (непонятно как исправить)- перелов рыбы (можно исправить)- вторжения новых видов (нельзя исправить) Тунцов не спаслиДельфинов спаслиЧто будем делать дальше?ОБСУДИМ? Следующее занятие - в море