Конспект урока Черное море. Общие черты природных условий





УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ

ПО ТЕМЕ:

«ЧЕРНОЕ МОРЕ. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ»




Разработала:
учитель географии
МБОУ «ИСШ»
Архипова Н.Н.



Тип урока: урок-исследование, заочное путешествие.
Цели урока:
Сформировать у учащихся представление об особенностях природных черт Черного моря.
Систематизировать знания учащихся о природно-ресурсном потенциале моря.
Совершенствовать умения и навыки работы с картами и дополнительной литературой.
Развивать творческую активность учащихся, умение работать в коллективе, выступать перед аудиторией.
Продолжать воспитание экологического мировоззрения учащихся.
Оснащение урока:
физическая карта, карты атласа;
карточки для работы в группах;
пейзажи Черного моря;
записи звуков морского прибоя.
Формы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Ход урока.
І.Организационный момент.
ІІ.Сообщение цели урока.
Загадка. Кругом вода,А с питьём беда. Что это? (море)
Прослушайте стихотворение А. С. Пушкина
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
Учитель. Кому принадлежат эти строки?
(Эти строки А. С. Пушкин написал после того, как побывал на Черном море)
Учитель. О чем сегодня пойдет речь?
- Я предлагаю совершить заочное путешествие по Черному морю. Узнаем, почему оно так называется, когда оно родилось, где находится и какие у него есть тайны.
- Запишите тему урока: «Черное море. Общие черты природных условий».
IІI. Изучение нового материала.
1. Для изучения нового материала создаю 6 поисковых групп. Каждой группе ставлю цели:
«Историки» – выявить всегда ли море называлось «Черным»?
«Географы» – определить ФГП (к бассейну какого океана относится; положение по отношению к материку; связь с океаном; какие страны омывает).
«Геоморфологи» – изучить рельеф и геологию (происхождение котловин; глубины; типы берегов; полезные ископаемые).
«Климатологи» – выявить особенности климатических условий (климатический пояс; температура воды; температура воздух; характеристика ветров: штормы; характеристика солёности, течений).
«Биологи» – изучить органический мир; биологическую продуктивность моря.
«Экологи» – определить проблемы и значение Черного моря.
Каждая группа получает карточки-задания (Приложение). Для их выполнения необходимо найти ответы в тексте учебника. Подобрать нужные для ответа карты атласа, картосхемы, диаграммы. Можно использовать дополнительную литературу. Краткие выводы по ходу выступления записывать в тетрадь.
2. Самостоятельная работа учащихся в группах.
3. Заочная экспедиция по Черному морю. Отчёт работы групп.
«Историки»
Всегда ли это море называлось «Черным»? Нет, не всегда.
У него было несколько названий. Древние греки в 8 в до н.э. встречали здесь враждебные племена и сталкивались с пиратами – Понт Акснский – море негостеприимное. Постепенно греки обживали берега, строили города – Понт Эвксинский – море гостеприимное.
Тавры, древнейшие обитатели Крыма называли море «Темаринда» - Черная пучина. Тысячу лет назад море освоили ладьи русских князей – Русское море.
В средние века с приходом кочевых тюркских народов за морем укрепилось современное название. Гипотезы о названии моря: 1) цвет водорослей; 2) во время бури цвет моря; 3) якоря при опускании становятся черными.




«Географы»
Обратимся к географической карте.

Границами Черного моря являются: побережье Европы, Кавказские горы и Понтийские горы. Пролив Босфор соединяет Черное море с Мраморным, пролив Дарданеллы соединяет с Эгейским морем, а Керченский пролив – с Азовским.
Черное море – внутреннее море бассейна Атлантического океана. Его основные физические параметры:
- протяженность: с запада на восток – 1167 км, с севера на юг – 624 км;
- площадь акватории – 422 тыс.км2;
- глубины: средние – 1271м, максимальная -2245 м;
- протяженность береговой линии – 4090 км.
Числа вписываются по мере изучения материала.
Учитель. А теперь посмотрите на политическую карту мира. Берега, каких государств омывает Черное море?
Ученики. России, Украины, Болгарии, Румынии, Турции, Грузии и Абхазии.
«Геоморфологи» Учитель. Когда же и как образовалось Черное море?
Ученик. 30-40 миллионов лет тому назад в районе современных морей Средиземного, Мраморного, Черного, Азовского, Каспийского и Аральского простирался залив древнего громадного моря Тэтис. Море состояло из двух частей: западной (более соленой) и восточной (опресненной, так как сюда стекало много рек). Около 13 млн. лет тому назад при образовании Альпийских гор связь между двумя частями моря Тэтис прервалась. Дальнейшее поднятие суши миллион лет тому назад окончательно разделило Черное и Каспийское моря. Примерно 8 тыс. лет назад произошло сильнейшее землетрясение, благодаря которому образовался пролив Босфор, соединивший Чёрное море со Средиземным (возраст Черного моря). В геоструктурном отношении Ч.М. относится к Средиземноморскому подвижному поясу, чьи тектонические продолжаются и в наше время.
Берега Ч.М. обрывисты, расчленены мало, имеют преимущественно гористый рельеф. Своеобразная форма котловины. Более всего она напоминает чашу с сильно развернутыми верхними краями (с очень высокими, чуть наклонными стенками - континентальный склон и ровным дном Черного моря).
Минерально-сырьевые ресурсы моря – месторождения нефти и природного газа.
«Климатологи»
Климатические особенности обусловлены расположением значительной части моря в субтропическом климатическом поясе. Лето сухое и жаркое, зима влажная и теплая. Зимой господствуют средиземноморские и атлантические циклоны, с ними связана дождливая и туманная погода. Летом под властью Азорского антициклона, благодаря чему здесь безоблачная погода. Температура воздуха над акваторией в январе -1…+8 С, в августеи+22…+25С. Количестао осадков возрастает с запада (200мм\г) на восток (600мм\г).

Соленость 1-18 промилле, Средиземного -38. -Почему?
Удаленность от Атлантического океана (их разделяют Гибралтарский пролив, Средиземное и Эгейское моря, пролив Дарданеллы, Мраморное море и пролив Босфор). Опресняют реки. -Какие?
В связи с этим втекающие в Черное море более соленые (а значит, более тяжелые) воды Атлантического океана скапливаются у дна, вытесняя через поверхностный сток обратно в Босфор менее соленые (более легкие) воды Черного моря. В Босфоре из-за этого образовались два течения — нижнее, направленное в сторону Черного моря, и верхнее — в сторону Мраморного моря. Этот постоянно действующий обмен поддерживает водный баланс в Черном море.



Колебания уровня моря незначительны – амплитуда 8 см, что объясняется влиянием приливов и отливов.

Физкультминутка (под шум прибоя)

«Биологи»
Растительный и животный мир Ч.М. очень разнообразен: более 600 видов растений, более 2000 – животных (180-рыбы). Это очень мало (для сравнения, в Средиземном живет около 9000 видов). На дне Черного моря обитают мидии, устрицы и моллюск – хищник рапана, занесённый с кораблями с Дальнего Востока. Среди планктонных водорослей, обитающих в Чёрном море, есть очень необычный вид – ночесветка. Она обладает возможностью фосфорецировать, и именно из-за нее в августе Черное море иногда светится. Единственная массовая акула, обитающая в Чёрном море, — это колючая акула катран. Он боится людей и редко подходит к берегу. Единственную опасность для человека представляют спинные плавники катрана, которые снабжены крупными ядовитыми шипами. Рыбы-хамса, бычок, сельдь, ставрида, пеленгас и др.


«Экологи»
Проблемы Черного моря
Всесторонние исследования морской среды показали, что жизнеспособность Черного моря ухудшается. По данным первой изданной «Морской Красной книги» и результатам исследования загрязнения водоемов нефтепродуктами, в карте опасных регионов Черное море занимает одно из первых мест по количеству отходов. На Черноморском побережье построены большие города. Разрушаются берега, накапливается мусор на побережье, пятна мазута покрывают поверхность воды. Поэтому Черное море было объявлено морем особого режима чистоты.

31ОКТЯБРЯ - названо Международным Днем Черного моря

Сообщение по теме «Сероводородный слой Ч.М.) – опережающее задание.
Масса солёной средиземноморской воды хлынула тогда в котловину Чёрного моря, заполненную пресной водой (это означает, что жизнь в море была представлена пресноводными организмами). От притока солёной воды погибло тогда много организмов, разложение остатков которых в глубине моря создало тот первоначальный запас сероводорода, который, постепенно пополняясь, продолжает существовать до сих пор……
Учитель. - А чем же мы можем помочь нашему морю?
- Какими богатствами может поделиться с нами море?
Главные ресурсы моря:
Рекреационные
Транспортные – перевозки по воде самые большие и дешевые
Биологические – рыба, моллюски, водоросли и т.п.
Минерально-сырьевые (месторождения нефти, природного газа и т.п.)

ІV. Итог урока. Прием «Пять предложений».
(Каждая группа самостоятельно формулирует вывод)
V. Рефлексия.
Сегодня я узнал……
Меня заинтересовало….
Самым сложным было…..
Мне удалось понять…..

VІ. Д/З. Составить кроссворд по теме «Черное море».



ПРИЛОЖЕНИЕ


«Историки» – выявить всегда ли море называлось «Черным»?

«Географы» – определить ФГП (к бассейну какого океана относится; положение по отношению к материку; связь с океаном; какие страны омывает).

«Геоморфологи» – изучить рельеф и геологию (происхождение котловин; глубины; типы берегов; полезные ископаемые).

«Климатологи» – выявить особенности климатических условий (климатический пояс; температура воды; температура воздух; характеристика ветров: штормы; характеристика солёности, течений).

«Биологи» – изучить органический мир; биологическую продуктивность моря.

«Экологи» – определить проблемы и значение Черного моря.


Какие названия имело Черное море в древности?

Какими проливами, и с какими морями соединяется?

Берега, каких государств омывает?

Какова наибольшая глубина?

Каков возраст Черного моря?

В чем уникальность Черного моря?

Когда отмечается День Черного моря?

Чем мы можем помочь морю