«Именитые жители Крыма Все на Крымской земле начинается с Моря. Море глазами поэтов и художников»


МБОУ «Красногвардейская школа №2»
Красногвардейского района Республика Крым
Тема : «Именитые жители Крыма
Все на Крымской земле начинается с Моря.
Море глазами поэтов и художников»
Бинарный урок по географии и литературе
Учитель географии: Волкова О.В.
Учитель русского языка и литературы:
Пономарчук Н.В.
Цель урока:
Обучающая: познакомить с творчеством поэта и художников-маринистов; акцентировать внимание на выразительности речи; учить анализировать текст, углубить и систематизировать знания учеников про природные особенности и ресурсы морей.
Развивающая: развивать навыки самостоятельного изучения литературы родного края, повысить интерес к исследовательской деятельности;
Воспитательная: прививать любовь к «малой» родине- родному городу, краю.
Методы и методические приёмы:
Самостоятельная работа учащихся с художественной и научно-популярной литературой;
Подготовка сообщений;
Работа с картами атласа;
Составление опорных конспекты;
Беседа. (Слайд 3)


Ход урока:
Учитель географии:
Крымская земля необыкновенно красива. Красота гор, трав, деревьев, рек, водопадов, и, конечно же, окружающих полуостров Черного и Азовского морей пробуждает у многих людей творческое вдохновение. Тема нашего урока: «Все на Крымской земле начинается с Моря. Море глазами поэтов и художников». (Слайд 5)
- Сегодня мы совершим экскурсию вдоль берега моря в Восточный Крым вместе с поэтами ХХ века И.А Буниным и М.А. Волошиным, заглянем в гости к И. Айвазовскому и вернемся в Севастополь к современным поэтам и художникам нашего города.
Чёрное море — внутреннее море бассейна Атлантического океана. Проливом Босфор соединяется с Мраморным морем, далее, через пролив Дарданеллы — с Эгейским и Средиземным морями. Керченским проливом соединяется с Азовским морем. С севера в море глубоко врезается Крымский полуостров. По поверхности Чёрного моря проходит водная граница между Европой и Малой Азией. (Слайд 6)
Площадь 422 тыс. км² . Наибольшая протяжённость моря с севера на юг — 580 км. Наибольшая глубина — 2245 м. Длинна береговой линии в пределах Украины - 1540 м.
Море омывает берега России, Украины, Румынии, Болгарии, Турции и Грузии.
Характерной особенностью Чёрного моря является полное (за исключением ряда анаэробных бактерий) отсутствие жизни на глубинах свыше 150—200 м за счет насыщенности глубинных слоёв воды сероводородом.
Чёрное море — важный район транспортных перевозок, а также один из крупнейших курортных регионов Евразии.
Береговая линия слабо изрезана, много лиманов которые соединены с морем.
(Слайд 7)
Учитель русского языка:
- Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет наблюдать природу, не может не любить ее, ибо он становиться ее частью. И она открывает ему свои тайны, открывает свою душу.
И вновь морская даль бледна
Под звездным благостным сиянием.
И полночь теплая полна
Очарованием, молчанием-
Как, Господи, благодарить
Тебя за все, что в мире этом
Ты дал мне видеть и любить
В морскую ночь, под звездным светом.
И. Бунин(Слайд 8)
В жизни И.А. Бунина Крым занимал особое место. В молодые годы он много раз бывал здесь, жил подолгу в Ялте, проездом останавливался в Севастополе, в городе, где осталась молодость отца, участника обороны 1854 - 1855 годов. Бывал, в основном, в межсезонье: встречал здесь весну и осенние крымские штормы, впечатления о них отражены во многих его стихотворениях и рассказах.
Портрет Ивана Алексеевича Бунина

Климатические особенности Черного моря
Сероводород в Чёрном море

Учитель географии: В результате масштабной океанографической экспедиции, совершенной в далеком 1890 году, было выяснено, что около 90% объема моря заполнено сероводородом и лишь 10% – чистой водой, не зараженной ядовитым газом. В нижнем слое моря не способны выжить ни животные, ни растения, а могут существовать лишь отдельные виды бактерий. Смертельно опасный газ заполняет огромное пространство, убивая все живое на своем пути. Весь объем морской воды разделен на две части, поверхностная вода может достигать дна моря только спустя сотни лет. Такое свойство уникально, во всем мире нет ни одного моря без твердого дна. Максимальная глубина Черного моря составляет чуть больше двух километров. Верхний слой воды, где сосредоточена жизнь морских обитателей, имеет глубину всего 100 метров, а некоторых местах толщина слоя чистой воды едва доходит до 50 метров. Споры по поводу причины появления сероводорода на дне Черного моря не утихают до сих пор. Ядовитый газ мог поступить из трещин в морском дне или же возникнуть вследствие специфических действий бактерий. (Слайд 14)
Южный берег Крыма защищены горами от холодных северных ветров и вследствие этого имеет мягкий  средиземноморский климат. (Слайд 15)Значительное влияние на погоду над Чёрным морем оказывает Атлантический океан, над которым зарождается большая часть циклонов, приносящих на море плохую погоду и бури. Для Черного моря характерна тёплая влажная зима и жаркое сухое лето.Средняя температура января в северной части Чёрного моря составляет приблизительно −1…-3 °C (в районе Одессы), но в отдельные годы может опускаться и до −10 °C и более. В августе + 22…+25 °C. Соленость 18 промилле.Среднее количество осадков растет с запада на восток от 200 до600 мм. Флора и фауна. В Чёрном море обитает 2500 видов животных (из них 500 видов одноклеточных, 160 видов позвоночных — рыб  и  млекопитающих, 500 видов  ракообразных, 200 видов моллюсков, остальное — беспозвоночные разных видов), для сравнения, в Средиземном — около 9000 видов. Среди основных причин относительной бедности животного мира моря:-низкая соленость воды;-постоянное присутствие сероводорода на глубинах более 200 м.В связи с этим Чёрное море подходит для обитания главным образом мелководных и прибрежных видов животных. Черное море богато запасами нефти и газа. Большое значение имеют лечебные грязи.
Рыбы
Калкан черноморский Морской конек

Морская игла Керченская сельдь

Черноморская акула катран Хвостокол

МОРСКИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

Тюлень-монах
-Так пройдем и мы по крымским дорогам, перевалам к морю вместе с Иваном Алексеевичем Буниным, выдающимся писателем и поэтом, любившим Крым за его природные красоты, за историческую судьбу. …
-Выразительное чтение стихов Бунина
« Зеленый свет пустынной лунной ночи…»
« Когда вдоль корабля, качаясь, вьется пена»
«На морском берегу, на скале…»
- Беседа
1. Что вам понравилось в стихах, какие картины запомнились? (Скалистый берег ; гул горных сосен ; шум , плес воды, которая разбивается о скалы; холодная лунная ночь)
2. Что объединяет эти стихи? (Пейзажи Крыма, берег моря)
Учитель русского языка (Слайд 24)
О море писали и другие поэты. Певцом Киммерии восточного побережья Крыма- называют поэта и художника Максимилиана Волошина, многие годы прожившего на берегу Коктебельской бухты. Он был человеком добрым с широким и честным сердцем ,весёлым и простодушным- людям с ним было легко и просто. «Дом поэта» , так называл он свое жилище, всегда был полон гостей: писателей, художников и артистов.
Лучшее из того что оставил нам Волошин- его стихи и акварели, воспевающие неповторимое своеобразие Коктебеля.
Выразительное стихов Волошина
Из цикла «Киммерийская весна»
Равнина вод колышется широко…
Сквозь облак тяжёлые свитки…
Устное рисование
Попробуйте рассказать , что вы увидели, услышали, почувствовали?(лесистые предгорья, плоскогорья ,полынные луга; волна с силой бьется о берег; сквозь ливня косые столбы пробиваются лучи солнца; ощущение радости, наступление новой жизни).
Художественные средства(Слайд 27)
Какие художественные средства помогают автору так ярко и красочно изобразить картину крымской природы?
Сравнения: солнце как паук;
Эпитеты: жемчужные тучи , бледный луч, зыбкая рябь.
Метафоры: свитки облаков , горные лбы, серебряная кайма , алмазная паутина;
Олицетворения: парус трепещет дрожью, дышащие зыби волны, дрожь морей устремит ладью.
Карточка-информатор (Слайд 28)
Аллитерация – повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи.
Метафора- скрытое сравнение, построенное на сходстве как неодушевленных предметов, так и одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ.
Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого
Эпитет – художественное определение , подчеркивающие какое-либо свойство предмета или явления, на которое автор хочет обратить внимание.
Слово учителя русского языка(Слайд 29)
-Но не только эпитеты, олицетворение помогают нам увидеть красоту природы , мы даже можем услышать плеск моря . С помощью каких звуков мы слышим море, как волна за волной накатывается на берег? («…Всё шире ,всё шире развёртывается прибой» (в,с,ш,р).
-Такой приём , когда повторяются одинаковые согласные звуки , называется аллитерацией .
-помогает ли нам состояние моря понять чувство и переживание человека?
-Что общего в стихотворении Бунина и Волошина(тема моря).
Чем они отличаются ?(в стихотворениях И. Бунина чувствуется тоска ,грусть, одиночество ,надежда на перемены .В стихотворениях М. Волошина – восхищение ,умиротворение от общения с морем ).
Портрет М.А. Волошина

Море вдохновляет не только поэтов ,но и художников(Слайд 31)
-Что объединяет живопись, музыку ,литературу ?
(Это виды искусства ). Живопись – иной вид искусства, но и с помощью красок можно передать своё настроение (фрагмент фильма «Путешествие в Восточный Крым» (в галерее Айвазовского, на фоне фрагмента стихотворение):Айвазовского море в раме
Синевою рябит глаза
Подгоняемые ветрами,
Волны хлынуть готовы в зал…
Афанасий Красовский, севастопольский поэт
-Мы в Феодосии, в картинной галерее Айвазовского. Давайте вспомним ,какие картины мы видели там? («Буря ночью» ,«Морская пена» и другие ) (Слайд 32)
-Используя опорные словосочетания, опишите одну из картин И.К. Айвазовского или любой крымский пейзаж (фотографии, рисунки детей , фотокопии картин севастопольских художников К.А. Коровина , А.П. Боголюбова, М.А. Алисова, Н.Н. Редько на партах и на доске)
-На картине…И.К. Айвазовского (рисунки ,фотографии, фотокопии картины) мы видим…
Портрет И.К. Айвазовского (Слайд 33)
Учитель русского языка: (Сайд 34)
Облаков тяжёлые свитки; гудящую волну ; серебряную кайму волны; мутную глубину; хребты скалистых гребней ; поздние сумерки; тоскующий ветер ; солёную свежесть; холод лунной ночи, мёртвый плеск и шум ; ночные вдохи волн ; во мгле утопает туманное море ; свежий ветер поплыл над волнами ;шумно пели холодные волны ; море кипит и вздымается ; мечутся дикие волны, пенные гибнут в борьбе ; непокорные у берегов в воде застыли скалы ; солнце под водой по валунам скользит и шевелится, как невод золотой .-Когда я смотрю на эту картину, я чувствую…
Учитель русского языка: (Сайд 35)
-На этом экскурс прошлое ,свидание с поэтами ,художниками завершились. Пришло время вернуться домой. Мы отправляемся в Севастополь наших дней . Вдохновляет ли море
сейчас ? Каким его видят севастопольские поэты , художники , о чём могут рассказать картины художественного музея? Сейчас мы узнаем это у ребят из творческих групп , которые нам расскажут о результатах своих исследований
Учитель географии: Азовское море - внутреннее море на востоке Европы. (Сайд 36)Это самое мелкое море в мире, его глубина не превышает 13,5 метров. Соленость 14 промилле, Сиваш 250. Летом почти по всему морю устанавливается довольно однородная поверхностная температура +24…+26 °С. Зимой 0…+3 °С .Фауна Азовского моря в настоящее время включает 103 вида и подвида рыб. Среди азовских рыб имеются ценнейшие промысловые виды, такие как белуга, осётр, севрюга, сельди, рыбец и шемая.
Творческие группы представляют свои работы: (Сайд 39)
1. «Искусствоведы» побывали в Севастопольском художественном музее , узнали о картинах художников-маринистов ( рассказ о картинах К.А. Коровина «На берегу Чёрного моря» , «Севастополь. Рыбачья бухта»)2. Группа «Вернисаж» побывала на Вернисаже картин севастопольских художников . Взяли интервью у художников: В.В. Влащенко (городские пейзажи, парусники, фрегаты), Н.Н. Редько (художник-фантаст –сказочные морские персонажи, фэнтези)
3. «Литературоведы» работали в библиотеке им. А.П. Гайдаров и собрали материал о севастопольских поэтах, которые писали о море (А. Красовский, П. Градов , К. Клименко ):
-У каждого море своё. Представте, что вы поэт, художник, какое оно у вас? Давайте составим акроним. Подобрать на каждую букву определение к слову «море»:
М-мрачное, мутное,мерцающее,могучее.
О- огрмное,объёмное, очаровывающее .
Р- рокочущее, рычащее, романтичное, радостное ,ревущее
Е- емкое, естественное.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: (Сайд 40)
- Прочитать рассказ «Максимка» К. Станюковича, чтобы на следующем занятии мы могли говорить о людях, чьи судьбы связаны с морем
-Ребятам, у которых родители выбрали профессию военного моряка, приготовить о них рассказ .Прочитать параграф 42-43
«Чёрное и Азовское море»