Жизнь в океане 7 класс

Тема: Жизнь в океане.

Цель: Формирование понятий о жизни в океане, об особенностях ее распространения.

Задачи:
Дать основные характеристики распространения животного и растительного мира в океане;
Способствовать повышению развития интереса учащихся к изучению жизни океана;
Продолжить развитие умений и навыков в работе составления характеристики океана по плану.

Оборудование: Учебник для 7 класса. Атлас для 7 класса, настенная физическая карта мира.

Тип урока: Изучение новой темы, практическая работа.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Литература: Учебник для 7 класса, Атлас для 7 класса.

План урока

План урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Организационный момент
1 мин




Вводный момент 1,5 мин















Изучение новой темы
20мин



























































Практическая работа и закрепление изученного материала
22мин






Домашнее задание
0,5 мин
«Здравствуйте, садитесь»
Д/з стр.45, пар.10





«Тема нашего сегодняшнего урока «Жизнь в океане». Океан полон жизни и тайн, поражающих воображение. Вы, наверное, видели по телевидению, как необычно красива панорама океана, когда водолазы спускаются на большую глубину, и как на фоне голубой воды ярко и красиво выглядят растения, рыбы, другие организмы? Жизнь в океане создает большой интерес у людей, поэтому сейчас ведутся многие исследования вод океана, особенно его дна. И нам кажется, что там еще можно открывать, ведь все уже известно? Но на самом деле, в океане столько еще неизведанного, что открытий хватит на многие годы.»
«Что вы можете сказать об условиях жизни в океане? Одинаковы они? Как они различаются? На каких широтах и на какой глубине жизни больше и разнообразней? Условия жизни изменяются от полюсов к экватору, от поверхностных вод к глубинным, поэтому и жизнь также изменяется с условиями. В мировом океане обитает огромное количество живых организмов – от мелких, не видимых глазу, растений и животных до морских гигантов. Но что влияет на распространение организмов в океане? Первое условие существования живых организмов – свет. А почему свет? Потому, что свет необходим зеленым водорослям, которые питаются другие организмы. Так как освещенность в океане маленькая, поэтому наиболее населены верхние 50 метров, а также малые прибрежные глубины. Все морские организмы по образу жизни делятся на три группы: нектон, планктон, бентос.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Планктон в переводе с греческого означает «блуждающий». Записываем: планктон – это пассивно плавающие животные. Планктон составляют передвигающиеся под воздействием течений многочисленные одноклеточные водоросли, различные простейшие, мелкие рачки, черви и др. крупнейшие животные, в том числе и киты, питаются планктоном.
Нектон в переводе с греческого означает «плавающий». Запишем определение: нектон – это активно плавающие животные. Как вы думаете, что относится к нектону?
Бентос переводится с греческого, как «глубинный». Записываем: бентос – организмы живущие на дне. Какие вы знаете придонные организмы?
А какую роль в жизни человека играют живые организмы океана?
Ребята, чтобы закрепить то, что мы изучили о Мировом океане, проведем практическую работу. На странице 235 учебника есть план характеристики океана. И по этому плану начинаем описывать океаны, 1 вариант – Тихий океан, 2 вариант – Атлантический океан. Чтобы дать правильную характеристику, используете свои записи в тетрадях, которые вы делали на прошлом уроке, также справочный материал в конце учебника и атласы.
Проверка практической работы.
«Д/з стр.47,пар. 10.
До свидания.»
Подготовленность к уроку: наличие тетрадей, учебников, атласов.
Записать Д/з.

Записать тему.















Нет, в экваториальных и умеренных широтах, на небольшой глубине жизнь разнообразней



Свет, Т, соленость, течения, количество питательных веществ









Занесение схемы в тетрадь























Рыбы, морские млекопитающие, морские змеи и черепахи, крупные моллюски.
Водоросли, морские травы, иглокожие, ракообразные.
Промысел млекопитающих, лов рыбы, беспозвоночных животных

Выполнение практической работы





Сдача практических работ



1 вариант
Характеристика Тихого океана

№ п/п
План
Ответы

1
Географическое положение и площадь территории
северное и южное, западное и восточное полушария; омывает западные берега Северной и Южной Америки, восточные берега Евразии и Австралии, северное побережье Антарктиды; 180 млн.км2.

2
Средняя глубина и самое глубокое место
3976 м; Марианский желоб – 11022м.

3
Рельеф дна
Марианский желоб, Курило-Камчатский желоб, Алеутский желоб, желоб Тонга, Филиппинский, Кермадек, Северо-Западный хребет.

4
Изрезанность побережий, наличие морей и островов
слабо изрезанная береговая линия по всему побережью океана; Берингово, Филиппинское, Южно-Китайское, Яванское, Тасманово моря; о-ва Филиппинские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Гавайские.

5
Поверхностные течения океана, их влияние на природу материка
Куросио, Северо-Тихоокеанское, Северное Пассатное, Южное Пассатное. Поверхностные течения Мирового океана оказывают большое влияние на перемещение и распределения тепла и влаги. Результат перемешивания вод с различными свойствами над океаном оказывает влияние на погоду над сушей

6
Богатства океана и пути их освоения. Животный и растительный мир
добыча полезных ископаемых (нефть, газ, железорудные конкреции) в шельфовой зоне. Промысел млекопитающих, лов рыбы, беспозвоночных животных

7
Экологическое состояние
загрязнение океана посредством добычи и транспортировки нефти, радиоактивное загрязнение вследствие ядерных полигонов, крупнейших аварий на АЭС.


2 вариант
Характеристика Атлантического океана

№ п/п
План
Ответы

1
Географическое положение и площадь территории
северное и южное, западное и восточное полушария; омывает восточные берега Северной и Южной Америки, западные берега Евразии и Африки, северное побережье Антарктиды; 92 млн.км2.

2
Средняя глубина и самое глубокое место
3597м; Пуэрто-Риканский желоб – 8742м.

3
Рельеф дна
Пуэрто-Риканский желоб, Бразильская котловина, Канарская котловина, Срединно- Атлантический хребет.

4
Изрезанность побережий, наличие морей и островов
слабо изрезанная береговая линия; Саргассово, Карибское, Средиземное, Балтийское моря;о-ва Багамские, Б. и М. Антильские, Британские.

5
Поверхностные течения океана, их влияние на природу материка
Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Гвинейское, Западных ветров. Поверхностные течения Мирового океана оказывают большое влияние на перемещение и распределения тепла и влаги. Результат перемешивания вод с различными свойствами над океаном оказывает влияние на погоду над сушей

6
Богатства океана и пути их освоения. Животный и растительный мир
добыча полезных ископаемых (нефть, газ, железорудные конкреции) в шельфовой зоне. Промысел млекопитающих, лов рыбы, беспозвоночных животных

7
Экологическое состояние
загрязнение океана посредством добычи и транспортировки нефти, радиоактивное загрязнение вследствие ядерных полигонов, крупнейших аварий на АЭС.


Самые рыбные широты
Умеренные
субполярные

Соленость
Свет
Количество кислорода
Т воды
Наличие питательных элементов

Неравномерное распределение

Фитопланктон
зоопланктон

бентос

планктон

нектон



15