Презентация по литературе История разрушения личности и гибели души Катерины Измайловой


История разрушения личности и гибели души (по очерку «Леди Макбет Мценского уезда» Работаем с заглавиемЛеди Макбет Мценского УездаАнглийская Трагедия Срединная часть Россииженщина ШекспираПрямая реминисценция из трагедии Шекспира, перифраза, выражающая отношение автора к героине ( носительница зла) 3КАТЕРИНА(греческое имя)ЛЬВОВНАИЗМАЙЛОВАЗначение имени героиничистаяяснаяискренняяНОрешительнаянепредсказуемаяцельнаяхищностьцарственностьзвериное началоНОкошкаласковаясвободолюбиваяизмаяласьмается мучаетсяНОИзмаил – крепостьвоинственнаярешительнаяРеминисценция: А.Н. Островский, драма «Гроза» - Катерина Кабанова




Портрет героиниАнтитеза КонтрастЦветописьСравнениеУпор на внешнее, телесное Пространство героиниДом – символ души героини. В доме много окон и дверей. Пространство закрытое (ставни, забор, собаки) и раздробленное. Духовности негде помещаться. Выход за пределы дома связан с удовлетворением потребностей тела.Любовь с Сергеем лишена духовного общения. Пространство любви – спальня, героям не о чем говоритьХристианские ценности героиней не востребованы (иконы, лампады, патерик, храм, молитва) Характер и образ жизни Катерины Львовны до встречи с Сергеем{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Характер героиниОбраз жизни«Характер пылкий»; «живя девушкой в бедности, привыкла к простоте и свободе»; « пробежать бы с вёдрами на реку»; «покупаться бы в рубашке»; обсыпать прохожего молодца лузгою; «рада бы она понянчиться с деточкой»При всём довольстве и добре житьё «самое скучное»; «одна слоняет слоны из комнаты в комнату»; «начнёт зевать со скуки», «прикорнёт часок-другой»; «скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться»; «читать была не охотница». Катерина Львовна в системе персонажей{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Мир языческийМир христианскийКатерина Львовна, Сергей. Аксинья, «народ набожный».Балладные мотивы, народный лубок, народный глум (взвешивание кухарки)Евангельская аллюзия на историю исцеления гадаринского бесноватого – предвестие одержимости героини и её гибели в пучине. Символика прорванной плотины.Все члены семьи Измайловых. «Народ строгий», благочестивый. Высшее проявление христианского мира – Федя Лямин, встретивший смерть, как святой мученик в вечер праздника Введения во храм Богородицы. Любовная драма героиниСергей – искуситель, подстрекатель («улестил»)Внешность отражает демонизм избранника Катерины Львовны (чёрные волосы, красная рубаха, цинизм, кот-оборотень). Ложь – его основное качество. Обещал рай, а устроил ад Роль евангельского текста в очеркеИсцеление гадаринского бесноватого соотносится со сценой взвешивания Аксиньи, а затем Катерины Львовны, добровольно севшей в мерную кадь. Легион изгнанных бесов – демоны, сорвавшиеся с цепи во время убийства Феди Лямина Роль евангельского текста в очеркеПод яблоней замышляется убийство мужа, того, кто с героиней – «одна плоть». Убивая мужа – убивает себя. В роли змея – Сергей. Райское состояние героини недолгое, как и в Ветхом Завете, тут же следует изгнание из Рая. Роль евангельского текста в очеркеБогородица – новая Ева, искупающая грех непослушания. Христос – новый Адам, возвращающий бессмертие человеку, избавляющий от ада. Это праздник преображения души, к которому героиня не способна Роль евангельского текста в очеркеУбийство безгрешного мальчика – превышение меры , поэтому сразу же наступает страшный суд, когда мёртвые восстают из гробов. Катерина Львовна наваливается на Федю грудью, предназначенной для вскармливания младенцев Роль евангельского текста в очеркеКатерина Львовна оказалась в положении Иова, потерявшего всё. Но Иов сохранил верность Богу и потому смог начать жизнь заново. Катерина Львовна заменила Бога Сергеем, поэтому вместо молитвы, покаяния, слышит глумливые припевы Сергея. Языческое слово забивает слово православное. Сопоставьте Катерину Измайлову и Катерину Кабанову{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Место, обстоятельства, событияКатерина КабановаКатерина ИзмайловаВоспитание в семьеЗамужествоХарактер, поступкиЛюбовь, выбор герояПространствоСмерть