Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по математике


Тема НОД: Арифметические задачи на сложение и вычитание.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по математике
Основная образовательная область: «Познание»
Цель:
Программное содержание:
Продолжать знакомить с часами и определять время с точностью до 1 часа.
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Развивать логическое мышление.
Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги.
Совершенствовать навыки счета со сменой его основания.
Совершенствовать умение ориентировки в пространстве, выполнять задания по словесной инструкции, отражать в речи их пространственное положение.
Воспитывать интерес к математике.
Предварительная работа:
1. Изготовить таблицы:
- карточки с заданиями;- картинки для фланелеграфа.2. Подготовить раздаточный материал.3. Подготовить демонстрационный материал.
Методические приёмы:
1. Наглядные;2. Словесные (напоминания, указания, вопросы);3. Игровые (сюрпризный момент);4. Поощрение, дифференцированный анализ занятия.
Демонстрационный материал:
- макет часов;
- корзина с яблоками;
- фланелеграф и картинки.
Раздаточный материал:
1. Числовые веера (по 1 на каждого ребёнка);2. Простые карандаши (по 1 на каждого ребёнка);
3. Набор цветных карандашей;
4. Овалы и круги (по 1 овалу на каждого ребенка и по 3 круга);5. Задания на листах бумаги (по 1 карточке на каждого ребёнка).
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1 часть. Мотивационная.
Сюрпризный момент: Внесение игрушки Буратино. Ребята, к нам в гости пришел Буратино и хочет поиграть с вами в игру, он хочет узнать, хорошо ли вы умеете считать.
Воспитатель: - А сейчас, ребята, давайте мы поиграем с Буратино в игру «Назови правильно».
Воспитатель: - Ребята, на математике мы очень много считаем, поэтому нам нужно вспомнить названия чисел, встаньте, ребята, в кружочек и послушайте задание: передаем мяч соседу и называем числа по порядку от 1 до 10, а затем передаем мяч в обратном направлении, одновременно называя числа в обратном порядке.
Буратино: - Молодцы, ребята, вы хорошо умеете считать. А, сейчас, дорогие дети, я побежал в школу на мой любимый урок математики, но я к вам еще обязательно вернусь! До свидания!
Игровое упражнение «Определяем время».
Воспитатель: - Ребята, прозвенел звонок, посмотрите внимательно на наши часы и скажите, пожалуйста, во сколько у нас начинается непосредственная образовательная деятельность?
Дети: В 9 часов (в 9.00).
Воспитатель: - Дети, что показывает большая стрелка? (Минуты). Что показывает маленькая стрелка? (Часы).
Воспитатель: - Ребята, а во сколько у нас начинается утренняя гимнастика?
Дети: В 8.00 (в 8 часов утра).
Воспитатель: - Что начинается раньше: утренняя гимнастика или непосредственная образовательная деятельность? На сколько, непосредственная образовательная деятельность по математике начинается позже утренней гимнастики?
Дети: На 1 час.
Воспитатель: - На сколько утренняя гимнастика начинается раньше занятия по математике?
Дети: На 1 час.
2 часть. Основная.
Игровое упражнение «Составим задачу».
Воспитатель: - А сейчас мы с вами будем учиться составлять и решать задачи. ( На доске панно «Корзина», в прорези которой вставлены 3 яблока. На некотором расстоянии еще 5 яблок. Воспитатель уточняет структуру задачи и предлагает составить задачу на сложение. Дети составляют задачу на сложение. Дети составляют задачу: « В корзине лежало три яблока. Потом в корзину положили еще пять яблок. Сколько всего яблок стало в корзине?»
Воспитатель: - Ребята, повторите условие задачи.
Дети: В корзине лежало три яблока, потом в корзину положили еще пять яблок.
Воспитатель: - Как звучит вопрос задачи?
Дети: Вопрос задачи звучит так, сколько всего стало яблок в корзине.
Воспитатель: - А теперь давайте решим задачу с помощью моделей, используя круги двух цветов. (Дети выкладывают решение с помощью цифр и арифметических знаков, отвечают на вопрос задачи и читают запись.)
Дети: В корзине стало 8 яблок.
Воспитатель: - А сейчас решим с вами задачу на вычитание.
Задача: В корзине было 8 яблок , 4 яблока убрали, сколько яблок осталось в корзине?
Воспитатель: - Ребята, повторите условие задачи.
Дети: В корзине лежало 8 яблок.
Воспитатель: - Как звучит вопрос задачи?
Дети: Сколько яблок осталось в корзине.
Воспитатель: - Давайте, решим эту задачу с помощью круга-модели.
Воспитатель: В корзине было 8 яблок, значит мы рисуем в кружке 8 точек, это у нас яблоки. Сколько яблок убрали? (4). Значит 4 точки отделяем от восьми точек.
Воспитатель: Сколько яблок осталось в корзине?
Дети: В корзине осталось 4 яблока.
Воспитатель: - А сейчас мы с вами немного отдохнем, встаем, ребята возле стульчиков.
Физминутка « Осьминожки».
Сколько ног у осьминога?(Топают)
Много, много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь!
Сколько рук у осьминога?(Хлопают в ладоши)
Много, много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь!
И детей у осьминога(Прыгают)
Тоже много, много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь!
Бедный папа! Сколько ног (Ходьба на месте)
Моет деткам осьминог?! (8)
Игровое упражнение «Раскрась правильно».
У детей карточки с изображением геометрических фигур. Задание детям: на верхней строчке раскрасить пары фигур так, чтобы они отличались только по цвету. После выполнения задания вместе с детьми обсудить результат: на верхней строчке должны быть все фигуры одного цвета (или пары фигур одного цвета), на второй строчке – пары фигур разного цвета.
После выполнения задания предложить детям провести рефлексию, оценить правильность выполненного задания, предложить за правильно выполненное задание нарисовать солнышко, если + , то веселое солнце, если – то грустное солнышко.
Пальчиковая гимнастика «Мышка».
Игровое упражнение «Составь картину».
Предложить детям на фланелеграфе составить картинку по предложенной схеме:
- посередине поставь домик;
- в правом верхнем углу поставь солнце;
- в нижнем левом углу поставь елочку;
- справа от дома поставь дерево;
- в левом верхнем углу поставь облако;
- слева от дома поставь кошечку;
- справа от елочки поставь гриб;
- над домом поставь птицу;
- в нижнем правом углу поставь ежика;
- слева от ежика поставь пчелку;
- над птицей расположи облако.
Воспитатель: - Ребята, вот какая картина у нас получилась. Молодцы!
3 часть. Заключительная.
Воспитатель:
- Какие задания понравились, какие вызвали затруднения?
- Что показалось вам самым интересным на занятии?