Урок русского языка в 8 классе на тему Тире между подлежащим и сказуемым

Урок русск. яз в 8 классе, учитель Дмитриева В.Л.
МБОУ «Козьмодемьянская СОШ» 2015 г.
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цели:
1.Обучающая – изучить правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умение применять правило в письменной речи.
2.Развивающая – развивать логическое мышление, речь, память.
3.Воспитывающая - воспитывать интерес и уважение к родному языку.
Ход урока:
1.Слово учителя.
-Добрый день. Я утверждаю, что тире и дефис – это один и то же пунктуационный знак. Вы согласны с этим утверждением или нет? Аргументируйте свой ответ.
1.задание: я вам выдам 2 карточки с научными определениями этих знаков. (устно)





Знак препинания в виде соединительной черточки между частями сложного слова при полуслитном написании, например диван – кровать, темно – вишневая шаль, из – за и т.д.
Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки ставится в предложениях, например в неполных предложениях, в предложениях с прямой речью и т.д.


Определите, какое из них является определением тире, а какое дефиса?
Определение тире не закончено. В ходе урока нужно будет его закончить.
2.Задание: Соотнесите примеры предложений с употреблением тире в левой части с определениями в правой части. ( Работа с доской)
Примеры
Определения

-Алло. Здравствуйте, я вас слушаю.
Неполное предложение

«Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке», - сказала третья дочь.


Обобщающее слово после однородных членов предложения

Дедушка рассказывал нам сказки, а отец - истории
из своих путешествий.

Прямая речь

И деревья, и трава, и цветы – все дышало свежестью.


Диалог

Итак, вы вспомнили еще несколько определений постановки тире.

3.Объявление темы урока: А на сегодняшнем уроке мы рассмотрим постановку Тире между подлежащим и сказуемым (ученики записывают тему в тетрадь)
Вопросы:
-Нужна ли нам эта тема? (Нужна)
- Зачем? (Чтобы быть грамотным, правильно записывать предложения)
-В годы В.О.в. один разведчик, находившийся в тылу врага, передал записку партизанскому отряду о местонахождении карательного отряда. В ней была допущена одна пунктуационная ошибка. Партизаны неправильно поняли разведчика и погибли. Так одна ошибка стала причиной гибели целого отряда.
-Итак, в наш информационный век очень важно и престижно быть грамотным.

- Обратите внимание на эпиграф к уроку: Писать безграмотно
Совершенно недопустимо.
Л.В.Щерба.
Ученики записывают его в тетрадь.
- Вы согласны с этим высказыванием?
-Так в чем же противоречие или проблема? (знаем, что надо писать грамотно, а пишем безграмотно)
-Как решить эту проблему? (Нужно изучить правило)
-Это правило вы сейчас попытаетесь вывести сами.
-Но сначала определите цель урока (изучить постановку тире между подлежащим и сказуемым и научиться применять это правило).
4.Задание: запишите предложения, найдите главные члены предложения, определите, чем они выражены, расставьте пропущенные знаки препинания. (Письменно в тетрадь)
Знание это сила.
Чтение вот лучшее учение.
Наша задача хорошо учиться.
Уметь слушать великое дело
Чужим умом жить добра не нажить.
Пятью пять двадцать пять.
А теперь сделайте вывод, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?
Какой темой объединены эти предложения?
5.Домашняя работа:
Составить текст на одну из тем, употребив предложения на изученное правило.
Выписать из художественных произведений предложения на изученное правило.
Упр. 77
6.Самостоятельная работа с учебником.
А теперь прочтите, пожалуйста, это правило по учебнику.
Прочтите, пожалуйста, когда не ставится тире между подлежащим и сказуемым.
7.Работи с карточками (дидактический материал)
Задание: Напишите предложения в настоящем времени, опуская глаголы – связки, ставя, где следует тире. Н - р.: Иван Федоров был первым известным русским типографом. – Иван Федоров - первый известный русский типограф.

1.Михаил Васильевич Ломоносов был сыном рыбака с далекого Севера.
2.Ломоносов был великим ученым и крупным поэтом.
3.Украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко был певцом трудового народа.
4.Произведения Горького были призывом к жизни свободной, разумной и светлой.





8.Выводы по уроку:1.Итак, что нового вы сегодня узнали на уроке?
2.Расскажите, когда ставится тире между гл. чл. предложения?
3.Расскажите, когда тире не ставится между подлежащим и сказуемым?
9.Рефлексия: Выберите утверждение:
1.Я услышал и забыл.
2.Я увидел и запомнил.
3.Я сделал и понял.

10.Выполнение упр.74 – по учебнику (если останется время)













Урок русск. яз в 8 кл.
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цели:
1.Обучающая – изучить правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умение применять правило в письменной речи.
2.Развивающая – развивать логическое мышление, речь, память.
3.Воспитывающая - воспитывать интерес и уважение к родному языку.


Урок русск. яз в 8 кл.
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цели:
1.Обучающая – изучить правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умение применять правило в письменной речи.
2.Развивающая – развивать логическое мышление, речь, память.
3.Воспитывающая - воспитывать интерес и уважение к родному языку.





Урок русск. яз в 8 кл.
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цели:
1.Обучающая – изучить правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умение применять правило в письменной речи.
2.Развивающая – развивать логическое мышление, речь, память.
3.Воспитывающая - воспитывать интерес и уважение к родному языку.



Урок русск. яз в 8 кл.
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цели:
1.Обучающая – изучить правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умение применять правило в письменной речи.
2.Развивающая – развивать логическое мышление, речь, память.
3.Воспитывающая - воспитывать интерес и уважение к родному языку.