Урок окружающего мира «Океан внутри нас»

Урок окружающего мира 4-й класс учитель Эняева А.Г.
Тема: «Океан внутри нас. Система кровообращения.»

Цели:
познакомить учащихся с составом крови и её функциями в организме;
сформировать представление о системе кровообращения;
способствовать развитию навыков работы с текстом, схемами.
воспитывать бережное отношение к сердцу;
прививать навыки здорового образа жизни;
развивать интеллектуальные качества личности – интерес, наблюдательность, умение решать проблемные вопросы, умение делать выводы и обобщения;
совершенствовать навык самостоятельной работы в группах и индивидуально;
подвести учеников к осознанию объективно существующих связей между природой и человеком;
Оборудование:
– мультимедийный проектор
– учебный видеофильм “Кровообращение”, «Работа сердца»
Ход урока.
Организационный момент.
- Приветствие учащихся, проверка готовности класса к занятию -Ребята! Я рада вас видеть, ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Вы должны помнить, что только слаженная работа всех её участников приведёт к хорошему результату. Желаю всем вам удачи.
II. Актуализация знаний. Определение темы урока.
Вступительное слово учителя.
- Внимание на экран, видеоролик Земля вид с космоса
- Что вы увидели на экране? (нашу планету Земля)
- Что вы знаете о нашей планете, о чем говорили нам эти кадры? (вода занимает 70 % поверхности земли)
- Как называется вода на планете? (океан) – Несколько уроков мы изучаем, как устроен организм человека. Есть ли что-то общее между понятиями ЗЕМЛЯ, ОКЕАН и ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА? (вода занимает 70 % поверхности земли, организм человека на 60% состоит из жидкости.)
- Так о чем, как вы думаете, пойдет речь сегодня на уроке? (о жидкости, которая находиться внутри человека)
– Сегодня мы будем говорить об океане. Этот океан находится внутри нас. )(на экране появляется тема урока. )

Тема: «Океан внутри нас.»
III. Проблемный диалог для постановки 3 основных вопросов.
- Как вы понимаете выражение океан внутри нас? (кровь)
- Сегодня в течение урока мы проведем исследование и попытаемся закончить это предложение .
- Чтобы вы хотели узнать?
Из чего состоит кровь?
Какую роль выполняет в организме?
Что помогает ей двигаться по организму?
Как она двигается?

IV. Изучение новой темы.
Ребята, вспомните и ответьте на поставленный вопрос.
Из чего состоит кровь? (ответы)
Где нам помогут разобраться с кровью? (в лаборатории) (картинка)
- Итак, мы «открываем» свою лабораторию. Кровь – самая удивительная ткань нашего организма. Как нельзя представить страну без транспорта, так нельзя понять существование человека без крови.
Из чего же состоит кровь?

ПЛАЗМА - бесцветная жидкость, к которой плавают тельца. Эта жидкость несет все красные и белые тельца по сосудам. В вашем организме около литра плазмы. Вы её видели. Когда ранили коленку. Замечали, что из царапины вытекала желтоватая жидкость. Она помогает крови свертываться и образует корочку на ранке.
Плазма выполняет ещё одну важную функцию – она переносит питательные вещества, полученные из переваренной пищи и выделяет вредные вещества из всех клеток организма.
Эритроциты недолговечны. Они живут 3-4 месяца. А затем заменяются новыми. В одной капле крови 300млн. красных телец. Ими можно 4 раза обернуть земной шар, такой цепочкой красных телец одного человека.
Лейкоциты, их в 4 раза меньше. Они являются защитниками организма от микробов. Как только в кровь попадают микробы, лейкоциты мгновенно собираются в большие отряды и мчатся к месту болезни. Они убивают микробы. Лейкоциты живут 2-4 дня и заменяются новыми.
Тромбоциты – они выполняют свою работу, образовывая тромб (плотный сгусток крови), и останавливают кровотечение, как запруды в ручьях останавливают течение воды. Они же помогают залечивать раны.
2. Какие функции выполняет кровь?
– Почему кровь называют – транспортировщиком (плазма), защитником(лейкоциты), снабженцем(эритроциты)? Ученики комментируют изображения.
В вашем организме 3 литра крови, у женщин около 5 литров крови, а у мужчин до 6 .Кровь питает каждую клеточку организма и несёт к ним кислород, а забирает углекислый газ, выводит вредные вещества, защищает от микробов.

3. Скажите, а может кровь двигаться сама по себе?
Беседа о кровеносных сосудах и кругах кровообращения.
– Посмотрите на экран. Как вы думаете, что это? На экране картинка с изображением русла реки из космоса. (Дети сделали предположение, что это вены, потому что они синего цвета.)
– А теперь посмотрите фрагмент видеофильма. (Фрагмент учебного фильма “Кровообращение”).
Что вы увидели? (Дети предполагают, что это – кровеносные сосуды. Только, по первым – течёт венозная кровь, а по другим – артериальная.) картинка кровеносные
сосуды
По венам течет кровь, которая “пропутешествовала” по всем органам. Она темно- красного цвета и несет углекислый газ. А алая кровь , идёт по сосудам к органам. Эти сосуды называют артерии. Они очень эластичны, гибкие, как – будто резиновые.
Все вены и артерии ветвятся, делятся на более тонкие. Самые тонкие, называются – капиллярами. Они бывают такими тонкими, что если сложить 40 капилляров, то они будут тоньше волоса. Их очень много, если из них сложить одну цепочку, то земной шар можно обмотать 2,5 раза. Все сосуды между собой переплетаются. как корни деревьев, трав, кустарников.

4. Что или кто заставляет кровь двигаться?
Конечно, Сердце – особая мышца. Она сокращается и расслабляется автоматически, без физических усилий; выталкивает кровь в сосуды. Вы привыкли видеть сердце на картинках, открытках или коробках конфет. (Показать) На самом деле оно совсем другое. (Показать муляж сердца) Оно напоминает сосуд. Вернее два насоса, в одной упаковке. (на экране схема кровообращения)
Кровообраще
·ние  циркуляция [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по организму. Кровь приводится в движение сокращениями [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и циркулирует по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
V. Физ. минутка с направленностью. “Работа сердца”.
-Хотите почувствовать, как бьётся ваше сердце?
Встаньте, А теперь, на месте бегом марш! (10-15 секунд) Почувствуйте, как теперь бьётся ваше сердце? Сделайте вдох, выдох. Как стало биться сердце?
-Можно посчитать свой пульс (количество сокращений сердца за 1 минуту). На руке у основания ладони, ближе к большому пальцу, прощупывается пульс. Нажмите на это место пальцами другой руки, и вы почувствуете пульсацию.
Какое количество ударов у вас? У взрослых в спокойном состоянии 60-70 ударов в минуту, а у детей 80-90 . При физической нагрузке количество ударов увеличивается. Каждый день сердце делает до 12000 ударов в сутки.
Итак, ребята, о какой непрерывной работе идет речь? О системе кровообращения. Так можем ли мы закончить нашу тему урока?
«Океан внутри нас. Система кровообращения»

VI. Закрепление нового материала.
- Ребята, можем ли мы эту непрерывную систему сравнить с каким - то похожим процессом в природе? (круговорот воды в природе)
- А сейчас, я предлагаю поработать в группах. Мы разделимся на две группы и создадим две системы, одна из которых существует в природе, а другая в организме человека.
- Постараемся сравнить и найти сходства. Доказать, что это жизненно важные процессы для нас с вами.

Работа в группах
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП
1 группа – круговорот воды в природе
2 группа – система кровообращения
Учитель: Подумайте и скажите, почему о сердце так много говорят, пишут, изображают, а вот о других органах человека мало что услышишь?
Дети: Сердце – один из органов, но это, как бы самый «одушевленный» орган. На все наши чувства, на все наши ощущения в первую очередь реагирует сердце. Например, если мы сильно возбуждены, оно начинает биться очень часто. А если нас что-то внезапно испугало, то сердце замирает.
Учитель: Да, ребята, сердце – это мотор, не останавливающийся всю жизнь. Прочитайте, как о нем сказал английский ученый В. Гарвей.
Сердцу, как истинному трудяге, необходимо полноценное питание и хороший режим. Лучший деликатес для него – кислород. Поэтому необходимо гулять на свежем воздухе как можно больше. А еще, ребята, нужно обязательно кушать продукты, в которых есть витамин «В» (изображение витамина вывешивается на доску). Этот витамин содержится в следующих продуктах: яйце, молоке, сыре, твороге, рыбе, печени, хлебе грубого помола, проросшей пшенице, постной свинине и говядине, свекле, редиске, зеленом луке и чесноке, банане, орехе, абрикосе, арбузе, бобах, рисе, грибах.
VI. Подведение итогов урока.
Назовите органы кровообращения. Почему нужно укреплять сердце? Какое значение имеет кровь для организма человека?
Как вы будете относиться к океану внутри себя ? А к своему сердцу?
VII. Рефлексия.
– Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали. Выходя из класса, прикрепите яркий стикер под тем изображением, которое соответствует вашему настроению
– было легко и интересно работать,
– испытывал затруднения,
– было очень сложно

VIII. Домашнее задание.
– Дома вы самостоятельно подберёте дополнительный материал и подготовите устный доклад на одну из следующих тем:
1. Группы крови. Донорство.
2. Первая помощь при кровотечениях.














[ђ Заголовок 1[ђ Заголовок 315