Конспект родительского лектория Проблема взаимоотношений родителей и подростков.


Шерстнева Ирина Ивановна,
социальный педагог ГОУ «С(К)Ш № 44» г. Усинска
Лекторий для родителей (законных представителей)
обучающихся 5-9 классов на тему
«Проблема взаимоотношений родителей (законных представителей)
и подростков».
Цели:
Познакомить родителей (законных представителей) с основными психологическими особенностями подросткового возраста.
Обсудить проблемы общения родителей (законных представителей) с детьми.
Ознакомить родителей (законных представителей) с рекомендациями по решению данных проблем.
Ход лектория.
СЛАЙД № 1
Здравствуйте, уважаемые родители (законные представители).
Сегодня мы собрались провести родительское собрание на тему «Проблема взаимоотношений родителей (законных представителей) и подростков».
СЛАЙД №2
С маленьким ребенком у большинства родителей (законных представителей) сравнительно легко устанавливаются близкие отношения, в этот период редко возникает отчуждение. На протяжении дошкольного и младшего школьного возраста детско-родительские отношения достаточно безмятежны: родители являются правителями, дети - подчиненными, отцы и матери издают законы, а дети их послушно исполняют.
Но вот приходит пора, когда дети достигают возраста. А какого, сейчас мы узнаем.
Перед вами лежат листочки в виде квадрата. Напишите, пожалуйста, сколько лет вашему ребёнку (родители пишут цифру). Поднимите и покажите.
Именно в этот период взаимоотношения детей и родителей круто меняются.
Как вы думаете, почему? (ответы родителей (законных представителей).
ВЫВОД: именно в этот период взаимоотношения детей и родителей круто меняются т.к. у детей начинается переходный период и ребёнка мы начинаем называть подростком.
Кто такой подросток? (ответы родителей) СЛАЙД № 3
Изменения, происходящие в организме подростка, влияют на его поведение и внешний вид. Переходный возраст называется переходным, потому что у ребенка начинается постепенный переход из детства в незнакомую ему еще взрослую жизнь, где он начинает учиться самостоятельности, доказывать свою точку зрения.
СЛАЙД №4
Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я».Это путь становления индивидуальности. В психологии этот период времени называют периодом «брожения» психики.
В организме подростка начинают происходить изменения.
- Скажите, пожалуйста, какие? (ответы родителей) СЛАЙД № 5
Происходят изменения психические и физиологические
СЛАЙД 6
- Как вы понимаете словосочетание «психические изменения»?
Психические: меняется поведение, усиливаются некоторые черты характера. С обеих сторон нарастает недовольство, к чувству привязанности примешивается чувство отчуждения. Подростки начинают придираться к взрослым, прибегать к различным формам критики, часто бывают раздражительными, упрямыми. Обстановка в семье больше не удовлетворяет их вкусам, а их нетерпеливость, стремление к независимости создает трещину между ними и родителями.
СЛАЙД № 7
- Как вы понимаете словосочетание «физиологические изменения»? (ответы родителей)
Физиологические: бурный рост, активное развитие костей и мышц, голос грубеет, плечи становятся шире, появляется волосяной покров, начинают развиваться половые органы, появляется угревая сыпь, которая исчезает с окончанием полового созревания).
Переходный период может длится до пятнадцати, семнадцати или восемнадцати лет.
Для всей семьи трудное время отрочество (11-15 лет) и юность (до 18 лет). Грани этих периодов размыты, условны, поэтому ребят этого возраста называют то юношами, то подростками. Некоторые уже достигли половой зрелости, другие находятся в середине процесса созревания. Сказывается закон неравномерности индивидуального развития. Так же неравномерно происходит и умственное, социальное, нравственное развитие. Не совпадают эти развития в различных жизненных сферах. Ребенок может быть вполне взрослым физически, но умственно и социально оставаться подростком. Основная проблема, возникающая у подростков, это проблема взаимоотношений с родителями.
Именно в подростковый период юноши и девушки, так или иначе, сталкиваются с одинаковыми проблемами. Как вы думаете с какими? (ответы родителей) СЛАЙД № 8
ПРОБЛЕМЫ:
- взаимоотношения с родителями,
- сверстниками, учителями,
- одиночество, первая любовь,
- выбор профессии.
- Что является причиной этих проблем? (ответы родителей (законных представителей).
У подростков начинается борьба за внимание. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение. Слайд № 9 Подростковый возраст время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых.
В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.
СЛАЙД № 10
Рассмотрим 5 типов семей, в зависимости от царящей в них обстановки:
1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми.
Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях только подозревают. В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и т. д. А дети к мнению близких в других, более существенных, вопросах.
СЛАЙД № 11
2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера.
В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют о своей независимости. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят.
СЛАЙД № 12
3. Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания. Явно виден конфликт между родителями и детьми. У этих ребят есть все необходимое для жизни: одежда, аудио-, видеотехника и т. д. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго и нет возможности ее передвинуть, переставить. “Развести в комнате грязь” также запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: “Не хуже других”.
СЛАЙД № 13
4. Существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство.
В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу. У подростков из таких семей устанавливается стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром.
СЛАЙД № 14
5. Критическая обстановка в семье.
Здесь ненормальные отношения между детьми и родителями. Дети же ведут себя вызывающе. Они считают, что “предки” это люди, у которых все позади. Их раздражают отсталые вкусы родителей. И близкие взрослые становятся “механизмом” для обеспечения потребностей и ограничения свободы. А если, в семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно оно является причиной многих преступлений подростков. Подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим. Атмосфера напряженная, критическая.
СЛАЙД № 15
ВЫВОД: позиция старшеклассника в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. На самом же деле в подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты “поколений”, связанные с возрастной дистанцией. Если очевидна сложность в общении родителей с подростками, то, скорее всего, это противоречие между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их послушными и зависимыми, как в детстве. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупредить своих детей, совершенно этих детей не волнует. Взрослые и дети также расходятся во мнениях о том, с кем надо дружить, какую профессию выбрать, хороши ли современная музыка, кино, мода и т. д. И это не случайно. Родители выросли в других условиях. В результате теряется контакт и уважение. Происходит разрыв в отношениях.
СЛАЙД № 16
Кто же должен сделать первый шаг к примирению?
В большинстве случаев родители. Они мудрее, и у них больше опыта в общении.
СЛАЙД № 17
И первая задача родителей - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
СЛАЙД № 18
Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
СЛАЙД № 19
Третья задача - взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия. Причем юношам и девушкам часто легче поговорить о проблемах с взрослым, чем с ровесником. Перед родителями легче проявить беспомощность, слабость, незащищенность. Если, конечно, в семье нет эмоционального напряжения. Если же это напряжение присутствует, не избежать конфликтов.
А сейчас я проведу тестирование на тему «Проблемы воспитания подростков». (Приложение №1).
Для достижения успеха в развитии и воспитании ваших детей я вам раздам рекомендации
и буклеты «Трудный подросток» (советы для родителей). СЛАЙД № 20
Любите друг друга.
Не стесняйтесь говорить об этом, научитесь выражать свою любовь словами
Спасибо за внимание!!
Приложение № 1
Тест для родителей (законных представителей)
«Проблемы воспитания детей»
Данный тест составит ваше представление о себе, как о родителе, поможет сделать определённые выводы относительно проблем воспитания детей.
Ответы обозначаем буквами:
А – могу и всегда так поступаю
Б – могу, но не всегда так поступаю
В – не могу
ТЕСТ
Можете ли вы:
В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?
Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?
Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?
Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
Поставить себя на место ребёнка?
Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий
вас в невыгодном свете?
Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые
могут ранить ребёнка?
Выделить ребёнку один день, когда он может делать, что хочет, и вести себя, как хочет, и не во что не вмешиваться?
Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул, незаслуженно обидел другого ребёнка?
Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?
Ответ «А» оценивается в 3 балла
Ответ «Б» оценивается в 2 балла
Ответ «В» оценивается в 1 балл
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
От 30 до 39 баллов. Это значит, что ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, но и придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты.
От 16 до 30 баллов. Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки. Кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный процесс. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Менее 16. У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания, стремления сделать ребёнка личностью, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов, психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.