Внеклассное мероприятие по теме : «Дети – герои Великой Отечественной войны»


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 города Абакана

Внеклассное мероприятие по теме : «Дети – герои Великой Отечественной войны»
Педагог-библиотекарь-Колесникова Валентина Яковлевна

Пояснительная записка
Данное  мероприятие посвящено Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, юным героям. Поскольку новое поколение мало знает о событиях Великой Отечественной войны, задача наша состоит в том, чтобы эмоционально и образно рассказать учащимся о тех грозных боевых годах, о детях, чье детство было опалено войной, вызвать у них интерес к своей истории, , воспитать стойкую гражданскую позицию. С этой целью  в композиции использовались прозаические, поэтические произведения, песни о Великой Отечественной войне, фрагменты из фильмов.
Цель:  Развитие патриотических чувств обучающихся.
Задачи: Задачи: воспитывать уважение к прошлому своей страны; рассказать о героизме ребят-ровесников в годы Великой Отечественной войны; показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы; прививать любовь к чтению литературы о Великой Отечественной войне.
Предварительная работа:
- заучивание наизусть стихотворений о Великой Отечественной войне;
- подготовка материала о юных пионерах- героях войны.
Техническое обеспечение: аудиозаписи, ноутбук, мультимедийный проектор.
Оформление:
на доске плакаты с историей подвигов пионеров-героев,
выставка книг, посвящённых Великой Отечественной войне.
Пускай во всём, чем жизнь полна,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не забвенье!
Ожидаемый результат:
у детей сформируются знания о Великой Отечественной войне, о детях-героях этой войны, они испытают чувство гордости за свой народ.
За несколько недель до проведения данного мероприятия совместно с активом школы, с творческой группой педагог-библиотекарь составляет сценарий, учитывая индивидуальные особенности участников композиции и особенности аудитории. Кроме текстовой композиции, составляется презентация для визуальной поддержки.
Место проведения – актовый зал. В зал в качестве зрителей находятся ученики 6-7 классов, приглашены ветераны Великой Отечественной войны и Труда, учителя, родители.
Кроме  внеклассного мероприятия,  фрагменты композиции могут быть использованы на уроках литературы и истории по теме «Великая Отечественная война в прозе, поэзии и кинематографии».
Примечание.  Смена слайдов по щелчку мышью. Презентация используется педагогом на протяжении всего мероприятия. Форма использования – фронтальная. Презентация применяется с целью активизации учащихся, концентрации внимания. На слайдах зафиксированы основные понятия темы внеклассного мероприятия.
Разработку подготовила: Колесникова Валентина Яковлевна- педагог- библиотекарь.
Введение
Ведущий 1:
В этом году наша страна отметила 71 годовщину Победы в ВОВ. 71год минуло с тех огненных лет. Давно залечены военные раны. Наша страна восстановлена. Она стала ещё прекраснее, ещё величественнее. В честь погибших на войне во многих населённых пунктах установлены памятники и мемориальные доски, горит вечный огонь.
Вам, кому ещё нет шестнадцати,
Вам, кто не знает, что такое война
Посвящается,
чтобы поняли,
чтобы помнили…
Пускай назад история листает Страницы легендарные свои И память, через годы пролетая, Ведет опять в походы и бои.
Ведущий 2 - Славной победе советского народа в Великой Отечественной войне, ее юным героям мы посвящаем сегодняшнюю встречу. Ученик 1Июнь… Клонился к вечеру закат, И белой ночи разливалось море, И раздавался звонкий смех ребят, Не знающих, не ведающих горя.
Ученик 2Июнь…Тогда ещё не знали мы, Со школьных вечеров шагая, Что завтра будет первый день войны, А кончится она лишь в 45-м, в мае. Ученик 3Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось!

Ведущий1. Дети войны - самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Их повзрослевшее детство наполнено тяжелыми испытаниями, такими, что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы поверить. Но это было, было в истории нашей страны. И это не должно повториться!
Ведущий21-й чтец
2-й чтец Война… Жесточе нет слова.
Война… Печальней нет слова.
Война… Светлее нет слова.
В тоске и славе этих лет
И на устах у нас иного слова
Еще не может быть, и нет.
А мы не будем памяти перечить
И часто вспоминаем дни, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда.
Была земля и жесткой, и метельной
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.

Ведущий1. Лето 1941-го начиналось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах, в садах поспевала клубника. И, вдруг, ВОЙНА! Что это такое, какое это страшное, непонятное слово?
(Кадры из военной хроники на тему «Война и детиГрозный сорок первый… Как он изменил судьбы! Обагрил кровью и слезами детство. Сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок. Разрушил светлые мечты… Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины.
Но не может рассказать история, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой погибли ее родители. О чём думал голодный десятилетний мальчик, находясь в осажденном Ленинграде. Вместе со взрослыми на защиту своей Родины поднялись и дети. Они сражались в рядах регулярной армии, партизанских отрядах. Глядя на все ужасы войны становились не по годам взрослыми. За заслуги перед Родиной, проявленные при этом мужество и героизм в борьбе с фашистами, многие из них были награждены правительственными и государственными наградами.
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
Ведущий1:
А были они мальчишками и девчонками. И в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему? Потому, что их воинская доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.
Пришел час – и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью!
Маленькие герои большой войны. Они сражались повсюду. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что сегодня этому трудно поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких граждан – обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями.
Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной.
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Ведущий2: Как вы наверное уже поняли наше мероприятие будет посвящено маленьким героям ВОВ. Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те, кому в 41-м было чуть побольше, чем Вам сегодня, те, кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью вспоминаем, тех мальчишек и девчонок, что шли вперед, и падали и пели. Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети Герои Советского Союза: Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик. О подвигах героев мальчишек и девчонок нам расскажут наши товарищи. Ученик:
Голиков Леонид Александрович (Лёня Голиков) - юный партизан-разведчик 67-го партизанского отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады, действовавшего на территории временно оккупированной Новгородской и Псковской областей.
Родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино Новгородской области. Отец Лени – Голиков Александр Иванович – работал  мастером на сплаве леса, а мать – Екатерина Алексеевна – была домохозяйкой. В 1935 году Леня поступил в школу, находившуюся в соседней деревне Мануйлово. Там он вступил в пионеры. Как и большинство мальчишек, рос подвижным, веселым, хулиганистым. Таким и остался он в воспоминаниях сверстников: организатором ребячьих игр и баталий, инициатором дальних походов на плотах по реке. Любил Ленька побродить по лесу, посидеть с удочкой у реки, любил читать книги и петь. В 1939 году тяжело заболел отец и Леня пошел работать на Тулитовский сплавпункт. Окончил 5 классов.
Когда началась война, и фашисты заняли Лёнино село, он не захотел трудиться на гитлеровцев и бросил работу. С первых дней оккупации в Старорусском и Полавском районах действовали местные партизаны. Не раз бродил Леня по лесу в поисках партизан, мечтая попасть в отряд. Узнав от своего учителя по мануйловской школе В.Г. Семенова о формировании партизанской бригады, Леня обратился к командованию с просьбой зачислить его в отряд. Ему отказали, однако, он не отступил и А.П. Лучин, покоренный настойчивостью мальчика, сам упрашивает командира вновь сформированного отряда взять Голикова связным. Вместе со сверстниками он подобрал однажды на месте боя несколько винтовок, похитил у фашистов два ящика гранат. Все это они потом передали партизанам.
С марта 1942 года Лёня Голиков - разведчик 67-го отряда 4-й партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Участвовал в 27 боевых операциях..Юный партизан неоднократно проникал в фашистские гарнизоны, собирая данные о противнике. При его непосредственном участии были подорваны 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, сожжены 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Особенно отличился при разгроме вражеских гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы, Север.
В течение 10 дней партизанский отряд вел ожесточенные бои в районе деревни Сосницы, уничтожив 100 гитлеровцев и освободив несколько населенных пунктов. Немалая заслуга в успехе роты принадлежала Лене Голикову. Именно он указал боевую позицию на чердаке школы, откуда ураганным огнем партизаны преградили путь гитлеровцам, пытавшимся вновь овладеть деревней Сосницы.
Сопровождал обоз с продовольствием в 250 подвод в блокадный Ленинград.
13 августа 1942 г. Леня с партизанами отправился в разведку к шоссе. Выполнив задание, партизаны уходили в лес, Леня шел последним. В это время вдали показалась немецкая штабная машина. Леня швырнул гранату. Машину подбросило. Из кабины выскочил гитлеровец с портфелем и побежал. Это был немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Около 1 км Леня бежал за ним, наконец, он сразил врага последним патроном. Портфель с важными документами Леня доставил в партизанский штаб. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. И они немедленно были отправлены в Москву. Из Москвы пришла радиограмма - предлагали представить к высшей награде всех участников операции по захвату важных документов. Но мальчику не удалось узнать о своем награждении. Он погиб 24 января 1943 г.
В январе 1943 года, преследуемые по пятам карателями, партизаны отступили к железной дороге Дно – Новосокольники. Там за железной дорогой начинался сожженный, но не покоренный Партизанский край. Оставалось сделать один последний рывок, но произошло непредвиденное. Утром 24 января штаб бригады остановился в деревне Острая Лука Дедовичского района, чтобы похоронить медсестру Тоню Богданову. Чтобы не привлекать внимания, дозоров решили не выставлять, просто поочередно дежурили в сарае.
Деревенский староста оказался предателем и послал своего сына за карателями. Ночью партизаны были окружены гитлеровцами. Отстреливаясь, они стали  отходить к лесу. Раненый начальник штаба 4-ой бригады Т.П. Петров прикрывал отход товарищей. На глазах у Лени Голикова был смертельно ранен комбриг С.М. Глебов. Едва Леня принял из его рук мешок с документами, как сам был сражен автоматной очередью. Так оборвалась жизнь юного патриота. Похоронили его вместе с Глебовым С.М., Петровым Т.П. и другими партизанами в деревне Острая Лука Псковской области.
Герою установлены памятники в Великом Новгороде: перед зданием Администрации города и в сквере около гостиницы "Волхов", а также в Москве на территории Всероссийского выставочного центра. А в Санкт-Петербурге есть улица, которая называется просто улицей Лени Голикова. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками Голикову Леониду Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Ученик: Бесстрашное имя – награда героюОн вашим ровесником былСпоёмте о том, как любимец отрядаБесстрашно в разведку ходил.Споемте о том, как летали с пути эшелоны,Которые он подрывал.Всем сердцем в победу грядущую верил,В бою он отчаянным был.Недаром однажды фашистского зверяВ чинах генеральских подбил.Вернулся в отряд он с бесценным пакетом.Уснул у костра на землеНе снилось ему, что о подвиге этомНа утро узнают в Кремле.Что будет герою Звезда золотая -Награда за воинский труд.Что люди, о подвиге славном мечтая,На Лёньку равненье возьмут. Ученик:
Котик Валентин Александрович (Валя Котик) - юный партизан-разведчик партизанского отряда имени Кармелюка, действовавшего на временно оккупированной территории Каменец-Подольской области Украинской ССР; самый младший по возрасту Герой Советского Союза.
В 1933 году писатель Аркадий Гайдар написал «Сказку о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Этому произведению Гайдара, написанному за восемь лет до начала Великой Отечественной, было суждено стать символом памяти обо всех юных героях, павших в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Валя Котик, как и все советские мальчишки и девчонки, конечно, слышал сказку о Мальчише-Кибальчише. Но вряд ли он думал, что ему придётся оказаться на месте отважного героя Гайдара. Он родился 11 февраля 1930 года на Украине, в селе Хмелевка Каменец-Подольской области Украины. Украинец. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Окончил 5 классов средней школы в районном центре - городе Шепетовке.
У Вали было обычное детство мальчишки той поры, с обычными шалостями, секретами, порой плохими отметками. Всё изменил июнь 1941 года, когда в жизнь шестиклассника Вали Котика ворвалась война. Победоносная мощь вермахта вселяла страх во многих взрослых, но не напугала Валю, который вместе со своими друзьями решил бороться с фашистами. К началу войны он только перешёл в шестой класс, но с первых дней войны начал бороться с немецкими оккупантами.
 В годы Великой Отечественной войны, находясь на временно оккупированной немецко-фашистскими войсками территории Шепетовского района, Валя Котик вёл работу по сбору оружия и боеприпасов, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. С 1942 года он имел связь с Шепетовской подпольной партийной организацией и выполнял её поручения по разведке.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Наступил день, когда Валя совершил свой подвиг.
Рев моторов становился громче - машины приближались. Уже хорошо были видны лица солдат. Со лбов, полузакрытых зелеными касками, стекал пот. Некоторые солдаты беспечно сняли каски.
Передняя машина поравнялась с кустами, за которыми спрятались мальчики. Валя привстал, отсчитывая про себя секунды. Машина проехала, против него уже броневик. Тогда он поднялся во весь рост и с криком «Огонь!» одну за другой швырнул две гранаты... Одновременно прозвучали взрывы слева и справа. Обе машины остановились, передняя загорелась. Солдаты стремительно спрыгивали на землю, бросались в кювет и оттуда открывали беспорядочный огонь из автоматов.
Валя не видел этой картины. Хорошо знакомой тропкой он уже бежал в глубину леса. Погони не было, немцы боялись партизан. На следующий день гебитскомиссар правительственный советник доктор Ворбс в рапорте вышестоящему начальству писал: «Атакованные крупными силами бандитов солдаты фюрера проявили мужество и выдержку. Они приняли неравный бой и рассеяли мятежников. Обер-лейтенант Франц Кениг умело руководил боевыми действиями. Преследуя бандитов, он был тяжело ранен и скончался на месте от потери крови. Наши потери: семь убитых и девять раненых. Бандиты потеряли двадцать человек убитыми и около тридцати ранеными...». Слухи о нападении партизан на фашистов и гибели палача - шефа жандармерии быстро распространились в городе.
С августа 1943 года юный патриот - разведчик шепетовского партизанского отряда имени Кармелюка.
В октябре 1943 года юный партизан разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Он также участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов, склада.
9 октября 1943 года, будучи на посту, Валя заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, он поднял тревогу, и партизаны успели приготовиться к бою.
16 февраля 1944 года в бою за город Изяслав Каменец-Подольской ныне Хмельницкой области 14-летний партизанский разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался.
Юный партизан погиб через несколько дней после своего четырнадцатилетия. Четырнадцать - это совсем мало. В этом возрасте обычно только строишь планы на будущее, готовишься к нему, мечтаешь о нем. Валя тоже строил, готовился, мечтал. Нет сомнения, доживи до наших дней, он стал бы выдающейся личностью. Но он не стал ни космонавтам, ни рабочим-новатором, ни ученым-изобретателем. Он остался вечно юным, остался пионером.
Похоронен в центре парка города Шепетовка ныне Хмельницкой области Украины. За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1958 года Котику Валентину Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Ученик: Мы вспоминаем о боях недавних
В них совершён был подвиг не один.
Вошёл в семью героев наших славных
Отважный мальчик — Котик Валентин.
Он, как при жизни, утверждает смело:
«Бессмертна молодость,
Бессмертно наше дело»
Ученик;
Портнова Зинаида Мартыновна (Зина Портнова) - юная партизанка - член подпольной комсомсомольско-молодёжной организации "Юные мстители"; разведчица партизанского отряда имени К.Е. Ворошилова на временно оккупированной территории Белорусской ССР.
Зина Портнова родилась в Ленинграде. После седьмого класса летом 1941 года она приехала на каникулы к бабушке в белорусскую деревню Зуя. Там её и застала война. Белоруссию заняли фашисты.
С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали решительно действовать, была создана тайная организация «юные мстители». Ребята вели борьбу с фашистскими оккупантами. Ими была взорвана водокачка, что задержало отправку на фронт десять фашистских эшелонов. Отвлекая противника, «Мстители» разрушали мосты и шоссе, взорвали местную электростанцию, сожгли завод. Добывая сведения о действиях немцев, они сразу же передавали их партизанам.
Зине Портновой поручали всё более сложные задания. По одному из них девочке удалось устроиться на работу в немецкую столовую. Поработав там немного, она осуществила эффективную операцию – отравила пищу для немецких солдат. Более 100 фашистов пострадали от её обеда. Немцы стали обвинять Зину. Желая доказать свою непричастность, девочка попробовала отравленный суп и лишь чудом осталась жива.
В 1943 году появились предатели, которые раскрывали секретные сведения и выдавали наших ребят фашистам. Многие были арестованы и расстреляны. Тогда командование партизанского отряда поручило Портновой установить связь с теми, кто остался в живых. Фашисты схватили юную партизанку, когда та возвращалась с задания. Зину страшно пытали. Но ответом врагу было лишь её молчание, презрение и ненависть. Допросы не прекращались.
«Гестаповец подошел к окну. А Зина, метнувшись к столу, схватила пистолет. Очевидно уловив шорох, офицер порывисто обернулся, но оружие было уже в ее руке. Она нажала курок. Выстрела почему-то не слышала. Только увидела, как немец, схватившись руками за грудь, свалился на пол, а второй, сидевший за боковым столом, вскочил со стула и торопливо отстегивал кобуру револьвера. Она направила пистолет и на него. Снова, почти не целясь, нажала курок. Бросившись к выходу, Зина рванула на себя дверь, выскочила в соседнюю комнату и оттуда на крыльцо. Там она почти в упор выстрелила в часового. Выбежав из здания комендатуры, Портнова вихрем помчалась вниз по тропинке.
«Только бы добежать до реки», – думала девочка. Но сзади слышался шум погони… «Почему они не стреляют?» Совсем рядом уже казалась гладь воды. А за рекой чернел лес. Она услышала звук автоматной стрельбы, и что-то колючее пронзило ногу. Зина упала на речной песок. У нее еще хватило сил, слегка приподнявшись, выстрелить… Последнюю пулю она берегла для себя.
Когда немцы подбежали совсем близко, она решила, что все кончено, и наставила пистолет себе на грудь и нажала курок. Но выстрела не последовало: осечка. Фашист вышиб пистолет из ее слабеющих рук».
Зина была отправлена в тюрьму. Больше месяца зверски пытали девочку немцы, они хотели, что бы она предала своих товарищей. Но дав клятву верности Родине, Зина сдержала ее.
Утром 13 января 1944 года на расстрел вывели седую и слепую девушку. Она шла, спотыкаясь босыми ногами, по снегу.
Девочка выдержала все пытки. Она по-настоящему любила нашу Родину и погибла за нее, твердо веря в нашу победу.
В 1969 году, в деревне Зуя, на доме, где с 1941 по 1943 годы жила Зина Портнова, открыта мемориальная доска. В Минске установлен бюст Зины Портновой, а около посёлка Оболь - обелиск. За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1958 года Портновой Зинаиде Мартыновне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Ученик:

Нет, это не заслуга, а удача -
Быть девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День победы стыдно было б мне...
С восторгом нас, девчонок, не встречали,
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии - потом.
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.
/Друнина Юлия/
Ученик:
Казей Марат Иванович (Марат Казей) - юный партизан партизанского отряда имени 25-летия Октября; разведчик штаба 200-й партизанской бригады имени К.К. Рокоссовского на временно оккупированной территории Белорусской ССР.
Родился 29 октября 1929 года в деревне Станьково Дзержинского района Минской области Белоруссии в крестьянской семье. Белорус. Пионер. Окончил 4 класса сельской школы.
В первый же день войны Марат Казей увидел двоих на кладбище. Один, в форме танкиста Красной Армии, заговорил с деревенским мальчиком.
- Послушай, где тут у вас...
Глаза незнакомца беспокойно бегали по сторонам. Марат обратил внимание ещё на то, что пистолет висел у танкиста почти на самом животе. «Наши так не носят оружие», - мелькнуло в голове мальчика.
- Я принесу... молоко и хлеб. Сейчас. - Он кивнул в сторону деревни. - А то пойдёмте к нам. Наша хата на краю, близенько...
- Неси сюда! - уже совсем осмелев, приказал танкист.
«Наверное, немцы, - подумал Марат, - парашютисты»...
Немцы не сбрасывали на их деревню бомбы. Вражеские самолёты пролетали дальше на восток. Вместо бомб свалился фашистский десант. Парашютистов вылавливали, но никто не знал, сколько их сброшено...
...В хате отдыхало несколько наших пограничников. Анна Александровна, мама Марата, поставила перед ними чугун со щами, кринку молока.
Марат влетел в хату с таким видом, что все сразу почувствовали неладное.
- На кладбище - они!
Пограничники бежали к кладбищу за Маратом, который вёл их короткой тропкой.
Заметив вооружённых людей, переодетые фашисты бросились в кусты. Марат - за ними. Добежав до опушки леса, «танкисты» начали отстреливаться...
Вечером к хате Казеев подкатил грузовик. В нём сидели пограничники и двое пленных. Анна Александровна со слезами бросилась к сыну - он стоял на ступеньке кабины, ноги у мальчика были в крови, рубашка изодрана.
- Спасибо вам, мамаша! - пожимали воины по очереди руку женщине. - Смелого сына вырастили. Хорошего бойца!
Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей (прятала у себя раненых партизан), и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады.
Ариадна пережила войну, но стала инвалидом - когда отряд выходил из окружения, она отморозила ноги, которые пришлось ампутировать. Девушке тогда было 17 лет. В дальнейшем она закончила педагогический институт, стала Героем Социалистического труда, депутатом Верховного Совета, членом ревизионной комиссии ЦК Компартии Белоруссии.
Когда на самолете ее увозили в госпиталь, командир отряда предложил лететь с ней и Марату, чтобы он продолжил прерванную войной учебу. Но Марат отказался и остался в партизанском отряде.
В первом же бою 9 января 1943 года в районе Станьковского леса Марат Казей проявил мужество и отвагу. Будучи раненным в руку, он несколько раз ходил в атаку. Позднее десятки раз проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные разведывательные данные. Неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах. Используя данные, полученные Маратом, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске.
В марте 1943 года у деревни Румок партизанский отряд имени Д. Фурманова попал в окружение, и все попытки его командира связаться с другими отрядами не увенчались успехом. Марат Казей вызвался установить связь с окружённым отрядом. Он вовремя привёл подкрепление, и бой завершился разгромом фашистских карателей.
В декабре 1943 года в бою на Слуцком шоссе Марат Казей добыл ценные документы неприятеля - военные карты и планы гитлеровского командования.
11 мая 1944-го года, возвращаясь с задания, Марат и командир разведки наткнулись на немцев неподалеку от деревни Хоромецкое Узденского района Минской области. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
Навстречу им в своё бессмертье
Он сделал несколько шагов…
И грохнул взрыв, и грозным смерчем
Смело озлобленных врагов
 О чем думал подросток, в свои последние мгновения? О том, что страшно помирать в 15 лет? О том, что не увидит больше ни отца, ни сестру? О том, что своей смертью он приблизит победу?
Скорее всего - и про то, и про другое, и про третье. А более вероятно то, что двигала им отчаянная удаль, помноженная на лютую ярость, которая свойственна только молодым, поскольку жить осталось ровно до того момента, как немцы подойдут поближе, а смерть не страшна, потому что правильно написал Гайдар еще до войны - все равно в страхе побегут враги, громко проклиная эту страну с ее удивительным народом, с ее непобедимой армией и с ее неразгаданной Военной Тайной.
Марат Казей похоронен в родной деревне. В городе Минске в парке имени Янки Купалы на средства, собранные пионерами, поставлен памятник юному герою За мужество и отвагу пионер Марат Казей 8 мая 1965 года был удостоен (посмертно) звания Героя Советского Союза.
.
Ведущий1 :Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова. Теперь мы знаем имена этих героев. А сколько их ещё было – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?!
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич. И ни на миг не дрогнули юные сердца!
В тылу дети не воевали. Они стояли у станка по десять часов и, если не позволял рост, чтобы достать до станка подставляли стул. Работали в поле, госпиталях, ухаживали за ранеными, собирали цветной и чёрный металлолом, лекарственные растения, отправляли подарки на фронт, зарабатывали и собирали средства для постройки танков и самолетов. Пионерские противопожарные посты и дружины обезвредили немало зажигательных бомб.
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.
Многие дети были угнаны в концлагеря. Подвергались медицинским опытам. В тылу дети не воевали, но на всю жизнь в сердцах у них остались не зарубцевавшиеся раны.
Ученик :Они их собрали, спокойно до боли,
Детишек и женщин… и выгнали в поле.
И яму себе эти женщины рыли,
Фашисты стояли, смотрели, шутили…
Затем возле ямы поставили в ряд
Измученных женщин и хилых ребят
У сына дрожали ручонки и зубки,
Он плакал в подоле ее выцветшей юбки.
Всю душу ее на куски разрывая,
Сын будто кричал уже все понимая:
“Стреляют! Укрой! Не хочу умирать!”
Нагнувшись, взяла его на руки мать,
Прижала к груди:
“Ну не бойся, сейчас не будет на свете,
Мой маленький, нас… нет, больно не будет…
Закрой только глазки, не надо смотреть.
А то палачи закопают живьем.
Нет, лучше от пули мы вместе умрем”
Он глазки закрыл, пуля в шею вошла…
Вдруг молния два осветила ствола
И лица упавших, белее, чем мел…
И ветер вдруг взвизгнул, И гром загремел.
Пусть стонет земля, Пусть рыдает крича;
Как магма, слеза Будет пусть горяча
Ведущий2:
Это наши сверстники! А им тогда было столько лет, сколько сегодня нам! И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я мог бы поступить так?»…
Сколько храбрых сердец молодыхБеззаветно служили народуПионеры и тысячи ихКто погиб за страну и свободу.Их могилы ты всюду найдешьНа дорогах минувших пожарищ.Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешьТо сними свою шляпу, товарищ!
Ведущий1:
За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:
Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумов, Витя Коробков, Володя Казначеев;
Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Кравчук Костя;
Ордена Отечественной войны 1-й степени — Валерий Волков, Саша Ковалёв;
Ордена Красной звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович.
Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы». Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.
Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому.
минута молчания
Чтец1:

В суровые годы великих сражений
Советские люди планету спасли,
Но шрамы тяжелых военных ранений
Навеки остались на теле земли.
…Ветры в походные трубы трубили,
Дождь отбивал барабанную дробь…
Ребята-герои в разведку ходили
Сквозь чащу лесов и болотную топь…
А нынче в разведку идут следопыты,
Туда, где когда-то ровесники шли…
Не будут, не будут, не будут забыты
Ребята - герои родимой земли!
…И кажется, снова в борьбе и в походе
Сегодня в рядах своих верных друзей
Голиков Лёня, Дубинин Володя,
Котик, Матвеева, Зверев, Казей.
В мирные дни, побеждая и строя,
Помнит Отчизна года боевые.
Славьтесь в веках, пионеры-герои!
Славьтесь, товарищи, вечно живые!
Чтец 2:
Пусть дети не знают войны 
Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!
Используемая литература:
Дети военной поры. Э. Максимова – М: Политиздат, 1984г.
В дни блокады. А.Фадеев.
Стояли рядом со взрослыми. Сборник документальных очерков. Лениниздат, 1985г.
Фонограммы песен: «Священная война»
Лицом к победе. Сборник стихотворений. «Современник».- Москва.1985.
Стихи и рассказы о войне/ Сост. П.К.Федоренко.- М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. Была война…/ «Детская литература»: М.; 1987. Смирнов С.С. Их слава бессмертна. М.: Советский писатель, 1978. Дети-герои Великой Отечественной войны. Рассказы. – М: Дрофа-Плюс,200