Открытый урок по русской литературе А.Г.Алексин Самый счастливый день

Надирова Унчам Турсуновна
учительница русского языка и литературы
средней школы имени Авута Саттарова
село Каратурык Енбекшиказахский район
Алматинская область
моб. +7 771 450 96 41
Литература 4 класс

Тема: А.Г.Алексин «Самый счастливый день».
Цель: продолжить работу над рассказом, способствовать закреплению изученного материала;
развитие речи, памяти, мышления, развивать личность ученика, обеспечить его самораскрытия, самореализации;
воспитание нравственной культуры, любви к родителям.
Оборудование: портрет писателя, пирамида, эмблема, высказывание.
Тип урока: урок-игра
Метод урока: элементы критического мышления, интерактивного метода, модульной технологии.

Ход урока
I. Оргмомент
Психологический настрой
Эпиграф
«Большинство людей счастливы настолько, насколько они сами решили быть счастливыми» (Авраам Линкольн).
Эмблема урока: рука Данко держит пылающее сердце, а в лучах этого огня – пять глаголов-заповедей, символов духовности: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
II. Сообщение цели урока.
III. Закрепление
- Мы сегодня на уроке с вами возведем пирамиду «Счастья», играя. Прочитайте, из каких частей состоит наша пирамида? (Труд, Радость, Любовь, Счастье).
1. Игра «Части текста» Гонг.
Класс делится на 4 группы. 1-«введение», 2- «основная часть», 3-«заключение», 4- «дополнение». Группа «дополнение» имеет право взять слово после каждой группы. После игры еще раз просматриваем текст, сравниваем с информацией, определяем, какая группа более точно соответствовала своему назначению. Выявление темы и основной мысли рассказа. Определяем победителя.
-Что делал мальчик, чтобы помирить родителей?
-Вы что делали, пересказывая рассказ? (трудились)
Труд- является основой нашей пирамиды.
2. Игра «Древо мудрости» Гонг. Каждая группа пишет записку, в которой задается трудный вопрос по рассказу. Вопросы складываются в шкатулку. Ученик каждой группы подходит к шкатулке, вынимает записку и как можно более полно отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Определяем победителя.
Какое чувство испытал мальчик, когда помирил своих родителей? А вы какое чувство испытываете, услышав ответы на ваши вопросы. (радость)
Следующая часть нашей пирамиды называется «Радость»
3. Составление биопоэмы на главного героя рассказа. Командиры каждой группы зачитывают составленные биопоэмы.
Какое чувство двигает мальчика для сохранения семьи? Какое чувство испытываете к своим родителям, к своим близким? (Любовь)
Следующая часть нашей пирамиды называется «Любовь»
Вот и составили мы с вами пирамиду. Посмотрите внимательно, что является основанием пирамиды? (труд) Кто же творец этого сооружения? (счастливый человек)
Слово счастье происходит от часть и родственно слову участие.
Как понимаете счастье?
Счастье – это
-когда тебя понимают и любят;
-быть здоровым, успешным;
-наслажденье жизнью;
-преодоление трудностей, достижение цели;
-возможность удовлетворять все свои материальные потребности.
-Сопоставьте свои выводы с определением счастья, данным в Словаре Ожегова: «Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Успех и удача»
Счастливы ли вы в своей семье?
4. Составление кластера «Счастье»
-Что такое семья в вашем понимании?
-Какие отношения должны быть между членами семьи?
Расскажите о своих взаимоотношениях с родителями.
Что радует, а что огорчает вас?
Умеете ли говорить с ними обо всем?
Понимают ли они вас?
-Какой должна быть семья?
5 Составление кластера «Семья»
6. Чтение китайской притчи «Ладная семья»
- Ваш класс - это маленькая семья. Что нужно делать, чтобы маленькая семья была крепкой, сплоченной? (Быть добрыми, уважать, понимать друг друга, уметь любить друзей, стараться прощать их).
Будьте как солнце: дарите счастье людям.
IV Вывод: Чему учит этот рассказ?
Понравился ли вам урок?
Выставление оценок.
V Задание на дом.
Написать сочинение «Самый счастливый день»




15