Презентация к 155-летию Коста Хетагурова


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1. Мыст й œ х œ д œ г хуынчъы н œ цыди œ м œ ма й œ ф œ дыл картоф ласта. 2.Х œ р œ г с œ д œ боны куы ф œ сира, у œ дд œ р та иу бон ас œ пп - с œ пп к œ ндз œ н. 3.М œ лдзыг œ н й œ с œ фт куы œ рц œ уы , у œ д ыл базырт œ разайы . 5. Хохы с œ р œ й мигъм œ б œ мб œ г œ нхъ œ л раг œ пп кодта œ м œ ныхх œ рр œ гъ . 6.М œ гуыр фынт œ й хъал в œ ййы . 1.Мышь сама не пролезала в нору, а за собой картошку тащила. 2.Если осла сто дней учить танцевать, все равно в один день заковыляет. 3. Когда муравью приходит конец, у него вырастают крылья. 6.Сердце бедняка богато снами. 5.Приняв облако за вату,кто - то прыгнул с вершины горы и разбился. 4. Как аукнется, так и откликнется. 4. Гоны куыд ныдздзурай , афт œ д œ м сдзурдз œ н . Говорить о жизни Коста можно много, а сейчас мы увидим творчество Коста - художника. • . 1881 год Петербургская академия художеств . С 1871 по 1881гг. Коста Хетагуров учился в Ставропольской гимназии . Он высоко ценил ученические работы Коста по рисованию и ежегодно выставлял их для обозрения. В 1877 году рисунки Коста посылались в Москву на Всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений. Там же работал учителем рисования Василий Иванович Смирнов, сыгравший большую роль в развитии художественного таланта Коста . • 1881 - 1888 год • Петербургская • академия художеств . В 1888г.К.Л.Хетагуров возвращается из Петербурга в Осетию. Он стал много заниматься живописью, работал в театре, выставлял сво и картины на выставках. В академии его наставником был профессор Павел Петрович Чистяков, воспитавший таких талантливых и известных живописцев, как Репин, Васнецов, Врубель, Суриков. Репин Васнецов Суриков Врубель Портретная живопись в творчестве Коста вполне может быть выделена в особый и достаточно ёмкий раздел. По всему видно , что Коста любил писать портреты, любил вглядываться в лица , изучать внутренний мир человека. Сохранилось девять живописных портретов , написанных Коста , пять женских и четыре мужских . • Коста Хетагурову пришлось вначале для заработка заниматься писанием икон и религиозных церковных картин. • К тому же периоду относится часть росписей Алагирской церкви... • Во Владикавказе Коста организовал первые в Осетии художественные выставки. «Скорбящий ангел». • А х, т лблин бездсбоичоын вотуосдон, еиуя, • Н б сулбх из нишусоодо твеуб • Я унес бы далеко, далеко тебя • И лябил бы лябовья поэуб... • Д еутлик тлух утлбжебл бы я лисок твоек, • И пое звули ее безняуежоо • З бтыпблб б уы тлбело об дсуеи ноек, • А я пел бы, ббялбл бы оежоо... • М оодо, ноодо тложил бы я петео уодеб • Н б чбсуящен лоое псисоеы • О вотуосдбх лябви, обтлбжееоьях усуеб • И о твеулон блбжеотуве твобоеы... Попова Анн æ Цæлыккаты Анн æ Донх æ сс æ г сылгоймаг Быт городского народа запечатлен и в другой жанровой картине «В осетинской сакле» (другое название «Гонка араки»). Как и в ряде своих поэтических и живописных произведений, Коста здесь прост и безыскусственен, скромен и неприхотлив. Ему нет необходимости что - либо выдумывать, жизнь сама в изобилии подсказывает сюжеты внимательному художнику, ему остается только с благодарностью их воспроизводить. «В осетинской сакле» Автопортрет Коста Единственный, среди портретов Коста , закомпонованный в круг, если не считать образа Христа в евангелическом «Нерукотворном лике». Такое совпадение, надо полагать не случайно: Коста стремится написать автопортрет как бы в канонах христианских иконописных представлений . В автопортрете нет ничего лишнего, отвлекающего, мирского, только голова художника, запечатленная в его фас. Коста всегда любил и боготворил детей. В одном из своих писем он искренне признавался: «Лишенный с раннего детства материнской ласки и радостей семьи, я до сих пор с поразительно восприимчивостью переживаю волнения, радости и печали счастливого детского возраста. Нигде мне так не весело , как с ними, ни за кого я так не страдаю, как за них». «Дети - каменщики» - это Додой осетинского народа. Горькая судьба горских детей - маленьких тружеников поневоле. Недаром Коста назвал это произведение «На школьной скамье жизни». Это самое крупное сложное, многоплановое произведение в живописном наследии Коста . При довольно больших размерах - два на полтора метра - она и в самом деле прекрасно «задумана и скомпонована» в ней воплотились воедино все живописные жанры: портрет, пейзаж, натюрморт. К.Хетагуров умел передать могущество кавказской природы. К.Хетагурову пришлось побывать в горах Карачая, в Теберде. На картине изображён ледник Главного Кавказского Хребта Аман – Ауз . Утреннее восходящее солнце играет на вершинах снежных гор. Внизу, в глубоком ущелье, окутанном лёгким туманом, изгибается река, берега которой покрыты огромными соснами. «Тебердинское ущелье», «Природный мост», А.Фадеев «Осетинский народ может гордиться тем, что в сокровищнице многоцветной культуры будут играть краски и цвета, вызванные к жизни таким художником ,как Коста Хетагуров » Нынешний 155 юбилей со дня рождения Коста Хетагурова - не запоздалая дань памяти поэту, а скорее , доказательство его бессмертия. Ибо Коста продолжает жить и сегодня. Живы в народе его имя и слово, его мысли, идеи и мечты. А для художника, для творца это и есть подлинная жизнь, пожалуй, даже более реальная, чем та, что отпущена судьбой.