Программа Психолого-педагогического сопровождения семьи, находящейся в зоне социального риска












Программа Психолого-педагогического сопровождения семьи, находящейся в зоне социального риска

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эффективный учебно-воспитательный процесс предполагает активную включенность в образовательно-развивающую деятельность не только педагогов и учащихся, но и родителей. Школа работает в непосредственном диалоге с семьей, поскольку всякая семья, имея определенный уровень общечеловеческой культуры и смыслоценностных установок, транслирует их своему ребенку.
Реализация тезиса «школа центр поселка» приводит к замыканию на школе многих вопросов социально-педагогической работы в социуме без дополнительного ресурсного обеспечения. Работая, педагогический коллектив стремиться добиться нравственного, культурного, педагогического оздоровления социальной среды, что благотворно сказывается на детях и их семьях и, в свою очередь, помогает повысить уровень и качество обучения.
Эффективное взаимодействие семьи и школы не только оптимизирует учебный процесс, формирует внутреннюю мотивацию участников к учебе, а также выступает как эффективное средство успешной социализации личности ребенка. Важно предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана).
Проанализировав возможные социальные риски, педагоги школы выделяют для сопровождения следующие категории семей в зоне социального риска.
- Неблагополучные семьи, в которой родители уклоняются от выполнения своих родительских обязанностей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, больны алкоголизмом или наркоманией, отсутствует надзор за несовершеннолетними.
- Опекаемые семьи.
- Семьи, состоящие на учете в ПДН, персонифицированном учете, внутришкольном учете.
- Семьи, в которых дети находятся на индивидуальном обучении.
При составлении программы сопровождения семей зоны социального риска автор руководствовался следующими нормативно-правовыми документами: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Конвенция ООН о правах детей, Указ Президента РФ «Об утверждении основных направлений государственной семейной политики», Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Устав школы.
Цель подпрограммы:
Формирование социально-адаптивной и социально-ответственной личности ребенка через создание оптимальных условий в семье группы риска.
Задачи:
1. Внедрение комплекса мероприятий по сопровождению семей социального риска.
2. Содействие в социализации детей из семей, находящихся в социально-неблагоприятном положении.
3. Обеспечение целенаправленного педагогического влияния и создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы в просветительской и профилактической работе с семьями зоны риска.
4. Оказание адресной помощи, правовой и социально-психологической поддержки силами служб школы, а также посредством взаимодействия со специалистами различных социальных служб и учреждений города, призванных оказывать содействие семьям, оказавшимся в трудной ситуации.
5. Внедрение комплекса просветительских мероприятий для семей зоны риска по вопросам правового просвещения, внутрисемейных отношений, охраны жизни и здоровья детей и родителей.
6. Внедрение комплекса профилактических мероприятий для семей зоны риска, направленных на профилактику насилия в семье, безнадзорности детей, вовлечения детей в раннюю алкоголизацию и привитие антиобщественной модели поведения.
7. Привлечение семей учащихся к организации и проведению социально значимых мероприятий, акций, включение родителей семей зоны риска в учебно-воспитательную работу.
8. Распознавание, диагностирование и оказание помощи в разрешении внутрисемейных конфликтов, затрагивающих интересы ребенка.
9. Координация взаимодействия специалистов школы с семьями учащихся.
В основу программы заложены принципы:
- конфиденциальности: информация об участниках программы, полученная в ходе реализации программы без разрешения не используется;
- адресности, ориентированности на целевую группу: материал и формы работы ориентированы на то, какой целевой группе он предназначается;
добровольности: все виды просветительской и профилактической деятельности ориентированы на право выбора личности (за исключением мероприятий, предусмотренных законодательными актами);
- законности;
- комплексности;
- непрерывности: мероприятия просветительского и профилактического циклов проводятся ежегодно.
Основные направления реализации программы
1. Психолого-педагогическая диагностика:
- Изучение социальных особенностей семей (выявление категорий семей, их материального обеспечения, состава семей, социального статуса родителей, особенностей и стилей воспитания и др.)
- Выявление семей зоны социального риска (неблагополучных семей, семей в которых воспитываются дети-сироты и дети без попечения родителей, семей с ребенком-инвалидом).
- Диагностика эмоционального климата в семье, отношения ребенка к семье.
2. Профилактическая работа.
Предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, аддиктивного поведения детей; по предупреждению беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними.
3. Просветительская деятельность: по вопросам воспитания детей.
4. Оказание адресной материальной, правовой помощи семьям зоны риска.
5. Организация социально значимой деятельности детей и родителей: спортивная деятельность как «разрядочная», сплачивающая и, одновременно, развивающая форма совместной деятельности субъектов семьи; участие семей зоны риска в организации и проведении общешкольных мероприятий, благоустройстве микрорайона и т. п.
В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты.
Улучшение социально-бытовых условий жизни детей из семей зоны риска.
Положительная динамика уровня комфортности ребенка во внутрисемейной среде.
Качественное изменение отношений детей из семей зоны риска базовым социальным ценностям.
Положительная динамика включенности семей зоны риска в различные виды социально-значимой деятельности в социуме.
Повышение уровня информированности членов семьей зоны риска в области правовых знаний, эффективных и гуманных методов воспитания ребенка в семье.
Формирование эффективных поведенческих стратегий, навыков здорового образа жизни субъектов семей зоны риска.
В процессе выполнения программы сопровождения семей зоны риска предусматривается взаимодействие следующих субъектов образовательного процесса:
1. Администрации: согласование, координация и утверждение работы социального педагога с семьями зоны риска.
2. Заместитель директора по ВР: организация, проведение совместных культурно-массовых, просветительских мероприятий.
3. Педагог-психолог: совместное сопровождение семей зоны риска, кризисных ситуаций в семье и др.
4. Классные руководители: составление социального паспорта класса, осуществление обратной связи по различным вопросам, касающимся семей учащихся, взаимодействие по организации и проведению классных часов и родительских собраний.
5. Другие службы (бухгалтерия, столовая по вопросам бесплатного питания и оказания материальной помощи).
А также взаимодействие с внешними службами по работе с семьей:
6. Управление по опеке и попечительству. Отдел опеки и попечительства города (взаимодействие по вопросам, касающимся учащихся, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, посредничество и представление интересов ребенка в разрешении споров родителей).
7. Инспекция по делам несовершеннолетних (взаимодействие по вопросам, касающимся невыполнения родительских обязанностей, информирование по правовым вопросам).
8. Комиссия по делам несовершеннолетних (взаимодействие по вопросам, касающимся невыполнения родительских обязанностей, различных отклонений в поведении учащихся).
9. Дом культуры «Горняк» и дворовый клуб «Импульс»: организация и проведения совместных развлекательных и спортивных мероприятий.
Программа предполагает ведение Карт психологического и Карт педагогического сопровождения семьи, находящейся в зоне социального риска, в которой необходимо отображать результаты проводимой работы.
Данная программа сопровождения может дублироваться на протяжении нескольких учебных лет, так как контингент учащихся и семей со сменой учебного года меняется и мероприятия, входящие в содержание программы требуют ежегодного повторения.
СОДЕРЖАНИЕ ПОДПРОГРАММЫ


Мероприятие
Целевая группа
Сроки
Ответственные

1. Психолого-педагогическая диагностика

1.1
Выявление семей, находящихся в зоне социального риска, через систематическое педагогическое наблюдение за учащимися
Ученики 1–11-х классов
В течение года
Кл.рук, психолог, педагоги

1.2.
Диагностика и анкетирование учащихся с целью изучения внутрисемейных взаимоотношений и уровня комфортности ребенка в семье
Ученики из семей зоны риска
Сентябрь-октябрь
Психолог

1.3
Составление и коррекция банка данных семей зоны социального риска

Весь период действия программы
Кл.рук, психолог, педагог-организатор

2. Комплекс профилактических мероприятий

2.1
Проведение индивидуальной профилактической работы с членами семей зоны социального риска
Семьи соц. риска
Весь период действия программы
Кл.рук, психолог

2.2
Посещение семей с целью обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних детей
Семьи соц. риска
Ноябрь-декабрь
Кл. рук.

2.3
Совет профилактики


педагог-организатор

2.4
Контроль над посещаемостью, успеваемостью
Учащиеся из семей зоны риска
В течение года
Кл. рук.

2.5
Разработка методических рекомендаций для родителей.
«Что делать со случаями детского воровства?»
«Почему многие дети лгут?»

В течение года
Психолог

2.6
Тематические родительские собрания профилактической направленности:
«Проблема зависимостей. Причины возникновения различных зависимостей»;
«Подросток в мире вредных привычек»;
«Поощрение и наказание в воспитании ребенка».
«Предотвращение насилия в семье»;
«Подростковый суицид»
«Как уберечь ребенка от алкоголя и курения»

В течение года
Психолог, Кл. рук.

3. Комплекс просветительских мероприятий

3.1
Тематические просветительские семинары для педагогов:
«Методы работы с семьями зоны социального риска»
Педагоги школы

Психолог

3.2
Разработка методических рекомендаций к осуществлению сопровождения семей зоны риска для классных руководителей
Классные руководители
В течение года
Психолог, педагог-организатор

3.3
Консультации членов семей зоны риска по проблемам, связанным с воспитанием и учебной деятельностью детей, психологическими и возрастными особенностями ребенка
Категории риска в зависимости от содержания проблемы
В течение года по мере возникновения проблемы
Психолог, Кл. рук.

3.4
Тематические просветительские родительские собрания:
«Семья  здоровый стиль»;
«Этот трудный подростковый возраст»;
«Психофизическое развитие подростков»;
«Роль семьи в формировании личности».
«Ответственность родителей за воспитание детей»;
«Взаимоотношения в семье».
Семьи зоны риска
В течение года
Психолог, Кл. рук.

3.5
Выпуск брошюры «Рекомендации по уходу и воспитанию ребенка-инвалида»
Семьи с детьми-инвалидами

Психолог

3.6
Выпуск брошюры «Опекаемый ребенок в семье»
Семьи с детьми-инвалидами

Психолог

4. Оказание адресной помощи семьям зоны риска

4.1
Благотворительные акции
Малообеспеченные семьи
Многодетные семьи

педагог-организатор

4.2
Организация бесплатного питания в школьной столовой
Учащиеся из малообеспеченный, многодетных семей

Администрация школы, Кл. рук.

4.3
Помощь в организации досуга в каникулярное время


педагог-организатор, Кл. рук.

5. Социально  значимая деятельность семей зоны риска

5.1
Привлечение семей к культурно-массовым мероприятиям школы
Семьи зоны риска

педагог-организатор, Кл. рук.



Карта психологического сопровождения семьи, находящейся в зоне социального риска
1. ФИО учащегося______________________________________________________
2. Дата рождения_______________
3. Адрес_______________________________________________________________
4. Состав семьи____________________________________________

ФИ
Год рождения
Родство с ребенком
Здоровье



























5. Условия проживания__________________________________________________
6. Отношение родителей (законных представителей) к школе__________________
7. Причины недостатков семейного воспитания_____________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

8. Основные направления работы_________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Эмоционально-психологическое состояние ребенка
Качества личности







Открытость, контактность в общении







Эмоциональная устойчивость







Достаточная мотивация к учению







Адекватная самооценка







Подавленное настроение







Агрессивность, вспыльчивость







Тревожность







Конфликтность в отношениях







Скрытость








10. Основные направления работы
Количество проведенных мероприятий







Посещение семьи







Индивидуальные беседы с учащимся







Беседы с родителями (законными представителями)







Участие в общественных делах







Пропуски уроков: всего (неуваж. причина)
















12. Дополнительные сведения_____________________________________________
______________________________________________________________________

Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 415