Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (8 класс)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Писаревская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района Воронежской области




Рассмотрена
на заседании методического объединения

Протокол №____ от
«___» _________ 20_____г.


«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____ /В.П.Ширина_/
ФИО
«___» _________ 20___г.

«Утверждаю»
Директор школы
_____ /А.П. Васильченко/
ФИО
Приказ № ______ от
«___» _________ 20_____г.




Рабочая программа

по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»


_8 класс





Составитель учитель физической культуры и ОБЖ Васильченко Владимир Васильевич
должность, Ф.И.О. педагога



без категории
квалификационная категория









2012- 2013_ учебный год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, составленной на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (2004 г).
Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по основам безопасности жизнедеятельности.
Целью курса является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях, приобретение ими навыков и умений оказывать само- и взаимопомощь.
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
1. дать:
- знания о здоровье и ЗОЖ;
- знания о правилах поведения в экстремальных ситуациях;
2. научить:
- говорить, слушать, искать знания;
- оказать помощь;
3. воспитать:
- культуру мышления;
- культуру общения;
4. формировать:
- достоинство;
- нравственные убеждения;
5. развить:
- способности, память, внимание;
-самоконтроль.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).

Курс направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной на выздоровление.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков по основам безопасности жизнедеятельности на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе МКОУ Писаревская СОШ. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г).
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.

Раздел I. Основы комплексной безопасности.
Тема 1. Пожарная безопасность.
Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Тема 2. Безопасность на дорогах.
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

Тема 3. Безопасность на водоемах
Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

Тема 4. Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты.
Аварии на радиационно опасных, химически опасных, взры-вопожароопасных объектах, на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
Раздел 2. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций.
Тема 5-6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Раздел III. Основы здорового образа жизни.
Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровый образ жизни и его составляющие Здоровый образ жизни индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Вредные привычки и их влияние на здоровье Основные вредные привычки. Курение, влияние табачного дыма
на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее отрицательные последствия для здоровья человека. Профилактика вредных привычек.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Тема 8. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.
Правила оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отравлении.
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего.
Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.
Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.

3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;
систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
правила поведения при угрозе террористического акта;
государственную политику противодействия наркотизму;
основные меры по профилактике наркомании. Учащийся должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащийся должен обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004.- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Примерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. 5-11 кл., -М., Просвещение, 2011 г.
Смирнов А.Т., Хренников Б. О. / Под ред. Смирнова А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности, 8 класс. - Просвещение, 2011 г.





5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


п/п
Тема урока
Количество часов
Дата




по
плану
по
факту

Раздел 1. Основы комплексной безопасности – 16 часов.

Тема 1.Пожарная безопасность - 3 часа.

1
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
1
5.09


2
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
1
12.09


3
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах
1
19.09


Тема 2. Безопасность на дорогах – 3 часа.

4
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей
1
26.09


5
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров
1
3.10


6
Велосипедист водитель транспортного средства
1
10.10


Тема 3. Безопасность на водоемах - 3 часа.

7
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях
1
17.10


8
Безопасный отдых на водоемах
1
24.10


9
Оказание помощи терпящим бедствие на воде
1
31.10


Тема 4.Экология и безопасность- 2 часа.

10
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека
1
14.11


11
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
1
21.11


Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения – 5 часа.

12
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
1
28.11


13
Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия
1
5.12


14
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
1
12.12


15
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия
1
19.12


16
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
1
26.12


Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
7 часов

Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения
4 часа.

17
Обеспечение радиационной безопасности населения
1
16.01


18
Обеспечение химической защиты населения
1
23.01


19
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах
1
30.01


20
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях
1
6.02


Тема 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера – 3 часа.

21
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера
1
13.02


22
Эвакуация населения
1
20.02


23
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
1
27.02


Pаздел 3. Основы здорового образа жизни – 8 часов.

Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие – 8 часов.

24
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека
1
6.03


25
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность
1
13.03


26
Репродуктивное здоровье составляющая здоровья человека и общества
1
20.03


27
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
1
3.04


28
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
1
10.04


29
Вредные привычки и их влияние на здоровье
1
17.04


30
Профилактика вредных привычек
1
24.04


31
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
1
8.05


Pаздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
4 часа

Тема 8. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях - 4 часа

32
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение
1
15.05


33
Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами
1
22.05


34
Первая медицинская помощь при травмах
1
29.05


35
Резервное время
1




Итого
35















13PAGE 15


13PAGE 14615


13PAGE 15


13PAGE 141115




15