Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 2 классе на тему «ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ (ОБЩИЙ СЛУЧАЙ)»

Сведения об авторе
Тарасян Марина Арменаковна
учитель начальных классов МОБУ СОШ №5
Мясниковского района Ростовской области

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 2 классе
на тему «вычитание двузначных чисел (общий случай)»
Цели и задачи деятельности учителя
Познакомить учащихся с письменным приемом поразрядного вычитания натуральных чисел в пределах 100 (без перехода через разряд); научить их использовать этот прием в вычислениях.
Закреплять у учащихся умения выполнять устно и письменно сложения натуральных чисел в пределах 100 без перехода через разряд, конструировать и решать текстовые арифметические задачи, работать с информацией.

Тип урока
Комбинированный

УМК
«Начальная школа XXI века»

Планируемые образовательные результаты
Предметные:
знают: различные устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении и вычитании их в столбик; отличительные особенности задачи; геометрические фигуры; как найти периметр многоугольника;
умеют: складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать и вычитать двузначные числа, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов; находить периметр треугольника; находить длину ломаной линии.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мышление, вычислительные навыки, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
познавательные: способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи;
регулятивные: оценивают свои достижения на уроке;
коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог; умеют вступать в речевое общение.

методы и формы обучения
Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия и термины
Сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача, краткая запись, чертеж, геометрические фигуры, треугольник, периметр, ломана линия, длина ломаной, отрезок

Ход урока
Этапы урока
Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность
учащихся
Формы организации деятельности уч-ся
Формируемые умения
(универсальные учебные действия)
Промежуточный контроль

I. Организационный момент
Включение учащихся в деятельность на личностном уровне. Эмоциональная, психологическая подготовка к уроку.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку
Демонстрируют готовность
к уроку
Фронтальная
Регулятивные: контролируют свои действия
Наблюдение

II. Каллиграфическая минутка
Правильное написание числа; знание цифр, необходимых для записи числа
Прописывает образец на доске:
83 83 83 83 83
92 92 92 92 92
– Пропишите строчки чисел у себя в тетрадях
Слушают учителя, отвечают
на вопросы, записывают число в тетради
Фронтальная
Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее.
Познавательные: выделяют необходимую информацию.
Коммуникативные: умеют слушать
и слышать, достаточно точно выражать свои мысли
Устные ответы, наблюдение

III.
Устный счет

Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания; актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; фиксация индивидуальных затруднений в выполнении проблемного учебного действия
1. «Цепочка».
– Объясните, как получили каждое следующее число из предыдущего.

Решение:
25 – 10 = 15; 15 + 2 = 17; 17 – 17 = 0;
0 + 48 = 48; 48 – 10 = 38; 38 + 20 = 58;
58 + 2 = 60; 60 – 30 = 30; 30 – 5 = 25.
2. Назови число.
– Назовите число, которое на 5 меньше числа 43 (80, 99).
– Назовите число, которое на 5 больше числа 50 (64, 87)
Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания; анализируют, обосновывают
свою точку зрения; составляют равенства
Фронтальная
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров; при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.
Познавательные: владеют математическими терминами: уменьшить,
увеличить, прибавить, вычесть, порядок возрастания; знают таблицу сложения и вычитания в пределах 20.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать наблюдательность, мышление
Устные ответы









IV.
Подготовка к восприятию нового материала.
Сообщение темы
и целей учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка
к усвоению изучаемого материала
Предлагает обучающимся найти значение разности 27 – 13 (с подробным объяснением).
Объяснение: представим число 13 в виде суммы разрядных слагаемых 10 и 3. Удобно из уменьшаемого 27 вычесть число 10, а затем из полученного результата вычесть число 3.
27 – 13= 27 – (10 + 3) = (27 – 10) – 3 =
= 17 – 3 = 14.
– Для решения данного числового выражения вы использовали устный прием вычитания двузначных чисел.
– Вчера вы познакомились с письменным приемом сложения двузначных чисел, се-
годня вы узнаете один из письменных приемов вычитания двузначных чисел, научитесь вычитать числа, используя данный прием
Познавательная: слушают учителя.
Коммуникативная: вступают
в диалог с учителем и одноклассниками.
Регулятивная: выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить
Фронтальная
Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока.
Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; прояв-
ляют интерес к изучаемому предмету