Доклад «Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации урока»


«Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации урока». (1 сл.)
Цель : Знакомство с основными требованиями предъявляемыми к организации современного урока, как основы эффективного и качественного образования.
Задачи:
·        Осознание  основных критериев современного урока.
·        Повышение интереса педагогов к современным технологиям.
·        Осознание необходимости повышения уровня самообразования.
 
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства ,показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Задумаемся, уважаемые коллеги, над следующими цифрами: учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков, ученик посещает более 10 тысяч уроков. Все самое важное для ученика совершается на уроке. Обратимся еще раз к известной цитате В.А. Сухомлинского: (2 сл.)"Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции". Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.
Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового, познания окружающего мира.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.  (3 сл.) Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе, использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Планируя современный урок мы должны знать: чему учить; ради чего учить; как учить.
К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс.
Рассмотрим требования, предъявляемые к современному уроку:
(4 сл.) урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и содержанием;
(5 сл.) строится на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов;
- диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей преподавателя;
- должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенности;
- нацелен на конкретные результаты;
- должен иметь рациональную структуру и темп.
(6 сл.) изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре;
- должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой ситуации по сравнению с изученной;
- большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач;
(7 сл.) существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.
Эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке – важная составляющая современного урока, влияющая на качество обученности школьников.
Какими принципами педагогической техники необходимо пользоваться учителю при проведении современного урока?
(8 сл.) Принципы педагогической техники на уроках:
Свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
Принцип открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
Принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
Принцип идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
Принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Основные компоненты современного урока:
(9 сл.)1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения педагога с группой.
(10 сл.)5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы и т.п.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
(11 сл.) Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; - реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. 
Обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся является использование современных образовательных технологий в практике обучения.
(12 сл.) Применение современных технологий как один из способов повышения эффективности урока, влияющий на качество обученности учащихся- основная составляющая современного урока. Наиболее привлекательной является игровая технология, элементы развивающего обучения, проблемного обучения, ИКТ ,метод проектов.
Приоритетной формой организации деятельности учащихся учителя считают индивидуальную, хотя также многие отдают предпочтение групповой.
Основные типы уроков:
(13 сл.)Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 
(14 сл.) Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
(15 сл.) Так что же представляет из себя урок, соответствующий современным требованиям ФГОС нового поколения?
Современный урок – это:
урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.); урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
урок, содержащий разные виды деятельности;
урок, на котором ученику должно быть комфортно;
урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
урок, который развивает у детей креативное мышление;
урок, который воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
урок, который предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности. 
Как подготовить современный урок?
Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:
1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: четко определить и сформулировать для себя его тему; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока, УУД- в распечатках.
3.Спланировать учебный материал. Для этого надо: подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям, упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.
4.Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
5.Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать подлинный интерес учителя к их работе.
7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации для его выполнения.
9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.
Приложение 1: Анкета
“Положительное внимание к своей работе или общении с детьми”
(отвечайте “ДА” или “НЕТ”)
Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.
Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.
Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.
Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?
Приложение 2: Анкета «Стиль преподавания»
 
Ответьте на вопросы анкеты:
1.  Если класс не приведен в порядок
1)  моя реакция зависит от ситуации  
2) я не обращаю на это внимание
2) не могу начать урок
2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте  
      1) в зависимости от ситуации   
2) нет 
   3) да
3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
     1) предлагает простор для творчеств  
2) не вмешивается в мою работу
3) Дает четкие указания
4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана
1) в зависимости от ситуации  
2) предпочитаю импровизацию
3) всегда
5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне
1) предпочитаю выяснить отношения
2) игнорирую этот факт
3) плачу ему той же монетой
6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять
1) я пытаюсь принять его точку зрения  
2) перевожу разговор на другую тему
3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку
7. По- моему в школьном коллективе важнее всего
1) работать творчески  
2) отсутствие конфликтов
3) трудовая дисциплина
Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика
нет, это недопустимо
затрудняюсь ответить  
если ученик этого заслуживает
9. Непредвиденные ситуации на уроках
1) можно эффективно использовать  
2) лучше игнорировать  
3) только мешают учебному процессу
10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией   
  1) нет 
 2) когда как 
 3) не знаю
  
Посчитайте сколько у вас 1,2 и 3.
Если у Вас больше 1, то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения
преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся.  Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.
преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога.  Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение.  Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога.  Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.