Рабочая программа по чтению иразвитию речи для обучающихся с умственной отсталостью (легкой степени)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В.Воронковой и частично реализует Федеральный государственный стандарт начального общего образования по чтению и развитию речи (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373).
А также следующих документов:
- «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2009г.;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273 – ФЗ.
- Основная образовательная программа школы, утв. 2015год.
- Устав школы (п.3) МБОУ: Мичуринская ООШ.
- Приложение 5.7 к Приказу №104 от 01.08.11г «О рабочих программах, учебных курсах, предметах, дисциплин».
Чтение – сложный процесс, представляющий большую трудность для детей с ограниченными возможностями в развитии. Он требует от обучающихся с умственной отсталостью легкой степени умения соотносить звук и букву, узнавать буквенный состав слова, сливать звуки в слоги, правильно произносить и осмысливать прочитанное слово, устанавливать его связи с другими словами, интонационно правильно передавать смысл читаемых слов и предложений. Поэтому формирование таких качеств, как беглость, правильность, выразительность, сознательность у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени протекает специфично, идет через преодоление целого ряда затруднений и недостатков.
Место предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 136 часов в год в 4 классе (4 часа в неделю).
Цель:
научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
Задачи:
формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного;
воспитание нравственных качеств, развитие познавательных интересов, расширение их кругозора;
образовательные:
последовательно перевести учащихся на плавное и правильное чтение целыми словами вслух и про себя;
осмысливание прочитанного текста;
совершенствование техники чтения;
расширение и активизация словарного запаса;
коррекционная:
формирование познавательной деятельности школьников, коррекция ВПФ (внимания, памяти, логического мышления);
воспитательная:
воспитание личностных качеств обучающихся воспитанников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие артикуляционной моторики;
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи, владение техникой речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Специфика программы
На уроках чтения значительно повышается и общее развитие обучающихся с умственной отсталостью легкой степени, расширяются их представления о мире. Дети узнают много интересного о людях, их труде, о природе. Происходит знакомство с новыми словами, значения которых объясняются, закрепляются в процессе неоднократного употребления. Расширяются и уточняются в процессе словарной работы значения уже известных школьникам слов.
Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи учащихся. Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Главная задача уроков чтения – выработка у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения. Уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. У детей с ограниченными возможностями здоровья исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления, в частности, затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений. Работа над содержанием прочитанного в большей степени помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь детей, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, усовершенствовать словесную систему мышления.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
Содержание уроков чтения предусматривается программой и книгами для чтения. В младших классах рекомендовано чтение небольших по объему, доступных по содержанию рассказов, сказок, стихов, басен. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Содержание чтения (круг чтения)
Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.
Примерная тематика произведений
Произведения о Родине, родной природе, об отношении к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе, товариществе» произведения о добре и зле.
Жанровое разнообразие
Сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки, чистоговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения
Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и про себя. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение
Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей;
развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится в сотрудничестве с учителем:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Выпускник получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:
ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
в сотрудничестве с учителем адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится в сотрудничестве с учителем:
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится в сотрудничестве с учителем:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;\Выпускник получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения программы по литературному чтению
Техника чтения
Выпускник научится:
осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;
соблюдать при чтении паузы между предложениями;
ставить логическое ударение и необходимую интонацию;
отвечать на вопросы по прочитанному;
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять самостоятельно полный и выборочный пересказ.
Понимание читаемогоВыпускник научится:
выделять главную мысль произведения;
участвовать в беседе;
делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;
выделять главные действующие лица, давать оценку их поступков;
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать интонационное оформление предложений (тон, громкость чтения), пересказывать по ролям, выборочно пересказывать;
давать оценку состояния героев и происходящих событий;
уметь делить рассказ на части по плану;
ориентироваться в учебнике;
Развитие устной речи
Выпускник научится:
самостоятельно делать полный и выборочный пересказ;
рассказывать по аналогии с прочитанным;
заучивать наизусть стихотворения, басни;
Выпускник получит возможность научиться:
выборочно пересказывать по нарисованным рисункам;
оценивать состояния героев и происходящих событий;
делить рассказ на части по плану;
Внеклассное чтение
Выпускник научится:
читать доступные детские книги из школьной библиотеки и детских газет, журналов;
Выпускник получит возможность научиться:
отвечать на вопросы по содержанию;
пересказывать по ролям;
давать оценку поступков героев в произведениях;
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Предметные результаты по чтению включают освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
​ осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
​ отвечать на вопросы по прочитанному с помощью учителя;
​ пересказывать содержание прочитанного текста с помощью учителя;
​ рассказывать наизусть 2–4 стихотворения и 1 басню с помощью учителя.
Достаточный уровень:
​ осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
​ читать по слогам слова трудные по смыслу и по слоговой структуре;
​ отвечать на вопросы по прочитанному;
​ высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
​ пересказывать содержание прочитанного текста;
​ рассказывать наизусть 5 –7 стихотворения и 2 басни.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3—4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка — мотивированной.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 35-40 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4»  ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно  исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Материально-техническое обеспечение.
1.«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой, Москва
«Просвещение»,2009г.
2. Книга для чтения С.Ю.Ильина, Л.В. Матвеева (Лунёва), Просвещение 2014г.
3.Игры по обучению грамоте и чтению автор Н.Н. Максимук ООО «ВАКО» 2004г.
4.Речевые пятиминутки автор Н.И. Гридчина, КАРО Санкт – Петербург 2005г.
5.Развитие интереса и способностей к чтению автор Е.К. Колесникова
6.Дидактическое обеспечение:
Сюжетные картинки.
Предметные картинки.
Дидактические игры.
Схемы (слово, предложение).
Разрезная азбука.
Азбука в картинках.
Художественная литература: русские народные сказки, стихи.
Лента букв.
Электронно-программое обеспечение :1.Компьютер.
2.Медиа проектор
3.Экран
Календарно-тематическое планирование
Чтение
(4 часа в неделю – 136 часов )№ Изучаемый раздел, тема учебного материала Кол-во час. Дата проведения Планируемые результаты КИМ
знания умения Общие учебные умения, навыки и способы деятельности I. Раздел «Листья пожелтелые по ветру летят» (11ч)
1 А.Плещеев «Осень наступила, высохли цветы…» 1ч 01.09.2015г Знать признаки осени. Знать наизусть стихотворение. У. выразительно читать вслух выученное наизусть стих-е. У. выполнять советы учителя по подготовке рабочего места. 2 Ф.Тютчев «Листья». 1ч 02.09.
2015г. Знать признаки осени. У. объяснять значение слов, употребляемых в стих- и. У. нацеливать себя на выполнение поставленной задачи. Тех/
чтен
3 По Г.Граубину «Как наступает листопад». 1ч 03.09.
2015г. Знать признаки осени. Уметь отвечать на вопросы. Уметь активно участвовать в беседе.
Текущий контроль
4-5
А.Гонтарь «Осень в лесу». 2ч 07,08.09.
2015г. Знать признаки осени. Уметь выразительно читать стихотворение Уметь работать с текстом. 6 С.Прокофьева «Подарки Осени» 1ч 09.09.
2015г. Знать о дарах осени. Уметь выразительно читать стихотворение Уметь слушать учителя. 7-8 По М. Пришвину «Старый гриб» (отрывок в 2х частях) 2ч 10,14.09.
2015г. Знать, в какую погоду хорошо растут грибы. Уметь словесно иллюстрировать отрывок. Уметь планировать свою работу. 9 Е.Носов «Хитрюга». 1ч 15.09.
2015г. Знать признаки поздней осени. У. анализировать заголовок произведения, находить в тексте предлож. на заданную тему, корректировать ответы учащихся. 10 Н.Сладков «Осень». 1ч 16.09.
2015г. Знать об образе жизни диких животных осенью. Уметь читать рассказ по ролям. Уметь выражать свои мысли. 11 Г.Снегирёв «Бурундук». 1ч 17.09.
2015г. Знать особенности бурундука, его повадки. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному. Уметь сравнивать, находить сходства и различия. II. Раздел «Раз, два – начинается игра!» (8ч) 17.09.
2015г.
12 Считалки. 1ч
21.09.
2015г. Знать наизусть 1 считалку. Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. Уметь слушать одноклассников. Текущий контроль
13 М.Бородицкая «Щи- талочка» 1ч 22.09.
2015г Знать значение считалок в организации игр. Уметь анализировать заголовок, строить монологические высказывания по заданному вопросу. 14-15 Л.Пантелеев «Карусели». 2ч 23,24.09.
2015г Знать значение игр, физкультминуток. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному, осуществлять выборочное чтение. Уметь пользоваться учебником. 16 Д.Хармс «Игра». (Отрывок) 1ч 28.09.
2015г Знать значение слов: сторонитесь, стал на якорь. У. соотносить отрывки стих-я с иллюстрациями, словесно иллюстрировать отрывок. Уметь пользоваться выборочным видом чтения. 17-18 В.Левин «Чудеса в авоське». 2ч 29,30.09.
2015г Знать значение слов: авоська, пуд, чудо-юдо. Уметь выборочно пересказывать прочитанное. Уметь выражать свои мысли. Тех/
чтен
19 Внеклассное чтение. Н.Носов «Затейники». 1ч 01.10.
2015г. Знать значение слова затейники Уметь читать по ролям, элементарно оценивать прочитанное. Уметь планировать свою работу. III. Раздел «Будем делать хорошо и не будем - плохо» (19ч)
20-21 «Не моё дело!»
(Китайская сказка) 2ч 05,06.10.
2015г. Знать особенности сказок. У. пересказывать содержание прочитанного произведения. Уметь следить за осанкой. Текущий контроль
22 И.Крылов «Чиж и Голубь». 1ч 07.10.
2015г. Знать особенности басен. У. выделять главную мысль произведения; осуществлять выбор. чтение по вопросам, организовывать рабочее место. 23 Л.Толстой «Два товарища». 1ч 08.10.
2015г. Знать пословицы о дружбе. Уметь выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним своё отношение. Принимать активное участие в диалоге. 24 Л.Пантелеев «Трус». 1ч 12.10.
2015г. Знать автора произведения. Уметь пересказывать текст по картинкам Уметь корректировать ответы учащихся. 25-26 Э.Кисилёва «Про то, как Миша стал храбрым». 2ч 13,14.10.
2015г. Знать о полож. и отриц. качествах человека. Уметь пересказывать прочитанное, соблюдать последовательность чтения коллективной работы. 27 В.Сафронов «Подвиг». 1ч 15.10.
2015г. Знать значение слов: арка, невредимы. Уметь оценивать поступок героя, характер-ть его качества. У. соблюдать при чтении знаки препин. и нужную инт-ю. 28-29 Ю.Ермолаев «Силач». 1,2 части. 2ч
19,20.10.
2015г. Знать значение слова ухмыльнулся Уметь читать по ролям, выделять гл. действующих лиц, выразить к ним своё отношение. Уметь оценивать свой вклад и общий результат, договариваться, распределять роли. 30 Е.Пермяк «Самое страшное» 1ч 21.10.
2015г. Знать автора произведения. Уметь осуществлять выборочное чтение, строить монологические высказывания по заданному вопросу. 31-32 К.Киршина «Вот какая история». Работа над рассказом. 2ч 22.10.
02.11.
2015г. Знать значение слов: распоследнее (дело), привечали, откровенно, пуще, расквашенный (нос). Уметь выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним своё отношение. Уметь выделять главное в тексте. Переходить с одного вида чтения на другой. 33-35 По Я. Длуголенскому «Как подружились Вова и Боря». 1,2 части. 3ч 03,05,09.
11.2015г. Знать правила вежливости. Уметь читать сознательно, правильно,с амостоятельно готовиться к выраз-у чтению проанализированного на уроке текста. 36 А.Барто «В театре» 1ч 10.11.
2015г. Знать правила поведения в театре. Уметь отвечать на вопросы по содержанию текста. Уметь читать с интонацией, соблюдая знаки препинания. 37 Обобщающий урок по теме: «Будем делать хорошо и не будем – плохо. 1ч 11.11.
2015г. Знать авторов и названия произведений данного раздела. Уметь отвечать на вопросы по прочитанным произведениям.
Уметь обобщать, анализ-ть, сравнивать, делать выводы, находить в учебнике заданные тексты. Тех/
чтен
38 Внеклассное чтение.
По М. Пляцковскому «Какая бывает зима» (Сказка) 1ч 12.11.
2015г. Знать признаки зимы. Уметь рассматривать читаемую книгу, правильно называть автора, отвечать на вопросы: о ком она, о чём в ней рассказывается?
Уметь самостоятельно готовиться к уроку. IV. Раздел «Зимние узоры» (11ч.)
39-40 Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка)
Работа над сказкой. 2ч 16,17.11.
2015г. Знать особенности сказок. Уметь выборочно пересказывать прочитанное, описывать героев и явления. Уметь оценивать свой вклад и общий результат. Текущий контроль
40-41 По А.Н.Толстому «Ёлка» 2ч 18,19.11.
2015г. Знать признаки зимы. Уметь выразительно читать вслух Уметь оценивать себя и других. 42 С.Чёрный «Снежная баба» 1ч 23.11.
2015г. Знать признаки зимы. Уметь выразительно читать вслух Уметь оценивать себя и других. 43 С.Прокофьева «Подарки Зимы». 1ч 24.11.
2015г. Знать признаки зимы. Знать наизусть стихотворение. Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. Уметь оценивать себя и других. 44-45 Г.Харлампьев «Жадная сорока». Работа над развитием речи. 2ч 25,26.11.
2015г. Знать особенности, образ жизни, повадки зимующих птиц. Уметь подбирать заголовки к частям рассказа. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному, пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух и комментированным. 46 По В.Коржикову «В пограничном наряде». Внеклассное чтение. 1ч 30.11.
2015г. Знать особенности, образ жизни, повадки животных. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному, пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух и комментированным. 47-48 З.Александрова «До свидания, зима!»
Обобщение по теме. 2ч 01,02.
12.2015г. Знать признаки зимы. Знать наизусть стихотворение. Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. Уметь оценивать себя и других. V. Раздел «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! » (20ч.)
49-51 «Заработанный рубль» (Грузинская сказка).1,2,3, части. 3ч 03,07,08.
12.2015г. Знать особенности сказок. Уметь выделять главных действующих героев, высказывать к ним своё отношение. Уметь выполнять требования учителя. Текущий контроль
52-53 Е.Шварц «Сказка о Василисе-Работнице» 2ч 09,10.
12.2015г. Знать значение слова «прибаутка». Уметь осуществлять выборочное чтение. 54 Г.Сапгир «Рабочие руки». 1ч 14.
12.2015г Знать значение слова «охочие». Уметь выразительно читать стихотворение. Уметь передавать своё впечатление от прослушанного произведения. 55 М. Миршакар «Мудрый дед» 1ч 15.
12.2015г Знать значение слова «охочие». Уметь выразительно читать стихотворение. Уметь передавать своё впечатление от прослушанного произведения. 56 В. Хомченко «Михаськин сад». Внеклассное чтение. 1ч 16.
12.2015г Знать значение слов «прижилась», «трепетали», Уметь осуществлять выборочное чтение. Уметь логически мыслить. 57-58 Н.Носов «Заплатка». 1,2 части. 2ч 17,21.
12.2015г Знать значение слов «защитный», «досада», «лоскуток», «наново», «любо». Уметь пересказывать части рассказа по плану. Уметь осуществлять выборочное чтение. Уметь логически мыслить. 59 А.Барто «Я лишний». С. Погореловский «Маленькое и большое». 1ч 22.
12.2015г Знать наизусть одно из стихотворений. Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение. Уметь сравнивать. Уметь оценивать себя и других. 60-61 Г.Виеру «Хлеб с росою». 2ч 23,24.
12.2015г Знать значение слова «брынза». Знать о бережном отношении к хлебу. Уметь высказывать своё отношение к поступку героя, событию. Уметь находить в учебнике указанное произведение. 62-63 По К.Киршиной «Просто сочинение» 2ч 28,29.
12.2015г Знать значение слова «за глаза хватит». Уметь высказывать своё отношение к поступку героя, событию. Уметь находить в учебнике указанное произведение. 64-65 Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка» 2ч 11,12.01
2016г. Знать значение слова «прочитать залпом». Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение. Уметь сравнивать. Уметь оценивать себя и других. 66-68 Э.Киселёва «Волшебный котелок».
Обобщение. 3ч 13,14,18.
01.2016г. Знать значение слова «за глаза хватит». Уметь высказывать своё отношение к поступку героя, событию. Уметь находить в учебнике указанное произведение. VI. Раздел «На пользу и славу Отечества» (13ч)
69-72 «Как Илья из Мурома богатырём стал» (Былина) 1,2,3 части. 4ч 19,20,21,
25.01.
2016г. Знать значение слов «былина», «умом светел», «корчевать», «странник», «пожня», «бейся- ратайся», «холил», «палица булатная», «благославлял», «корысть». Уметь пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение, отвечать на вопросы по прочитанному. Уметь сравнивать 73-75 Л.Толстой «Как боролся русский богатырь». 3ч 26,27,28.
01.2016г. Знать значение слова «печенеги». Уметь выборочно пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение, самостоятельно подготавливаться к выразительному чтению проанализированного произведения. 76-78 По О.Орлову «К неведомым берегам». 1,2,3 части. 3ч 01,02,03.
02.2016г. Знать значение слов «почтительно», «устье», «командор», «штурман», «дозорный», «зрительная». Уметь отвечать на вопросы по прочтанному, осуществлять выборочное чтение. Уметь слушать учителя, подражать, следовать образцу чтения учителем. 79-81 По Г.Черненко «Русский «паровой дилижанец». 3ч 04,08,09.
02.2016г. Знать значение слов «распутица», «дилижанец», «доходить самим». Уметь осуществлять выборочное чтение, анализировать название рассказа. Уметь пользоваться дополнительной литературой VII. Раздел «В окно повеяло весною…» (23ч.)
82-84 А.Плещеев «Весна». А.Май ков «Ласточка примчалась» 3ч 10,11,15.
02.2016г. Знать наизусть одно из стихотворений. Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение. Уметь читать в заданном темпе. Уметь классифицировать. Текущий контроль
85-87 К.Ушинский «Ласточка». 3ч 16,17,18.
02.2016г. Знать особенности ласточек, их повадки, образ жизни. Уметь делить текст на части, озаглавливать каждую часть. Уметь находить в учебнике указанные тексты. 88-90 А.Н.Толстой «Весенние ручьи». 3ч 20,24,25.
02.2016г. Знать признаки весны. Уметь осуществлять выборочное чтение, описывать природные явления. Уметь классифицировать, ценивать ответы товарищей. 91-93 По Б.Житкову «Наводнение» 3ч 29.02.
01,02.03
2016г. Знать признаки весны. Уметь осуществлять выборочное чтение, описывать природные явления. Уметь классифицировать, ценивать ответы товарищей. 94-96 С.Прокофьева «Подарки Весны». В.Берестов «Праздник мам». 3ч 03,09,10.
03.2016г. Знать признаки весны, наизусть одно из стихотворений. Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение. Уметь оценивать ответы товарищей. 97-99 В.Сафронова «Весна». 3ч 14,15,16.
03.2016г. Знать признаки весны, значение слов «невпроворот», «изумруд», «бархат». Уметь выразительно читать стихотворение. Уметь соблюдать последовательность чтения коллективной работы. Тех/
чтен
100-102 По В.Воскобойникову «Боец бытового отряда».
Обобщение по теме 3ч 17,28,29.
03.2016г. Знать признаки весны. Знать значение слов «мельтешат», «крылья распластали», «слюдяные». Уметь описывать природные явления. Уметь подбирать к словам-предметам слова-признаки и слова-действия. Уметь анализировать, сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи. 103-104 Внеклассное чтение.
Н.Сладков «Ивовый пир».
2ч 30,31.03
2016г. Знать признаки весны. Знать значение слов «мельтешат», «крылья распластали», «слюдяные». Уметь описывать природные явления. Уметь подбирать к словам-предметам слова-признаки и слова-действия. Уметь анализировать, сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи. VIII. Раздел «Видно не напрасно называют лето красным» (21ч).
105-107 Г.Греков «Летом». 3ч 04,05,06.
04.2016г. Знать признаки лета. Знать наизусть стихотворение. Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение, работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями к тексту. Текущий контроль
108-110 С.Прокофьева «Подарки лета». 3ч 07,11,12.
04.2016г. Знать признаки лета. Уметь выразительно читать стихотворение. Уметь описывать иллюстрацию в учебнике. 111-113 По Э.Шиму «Кто сажает подсолнухи». 3ч 13,14,18.
04.2016г. Знать об особенностях подсолнуха. У. осуществлять выборочное чтение, отвечать на вопросы. Уметь нацелить себя на поставленные задачи. 114-116 По С.Иванову «Позвольте пригласить на танец». 1,2 части. 3ч 19,20,21.
04.2016г. Знать значение слова «милосердие», об особенностях пчёл, их роли в природе; о пользе, приносимой людям. Уметь отвечать на вопросы, осуществлять выборочное чтение, словесно иллюстрировать отрывок. Уметь определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении. 117-120 По А.Астафьеву «Стрижонок Скрип» (Отрывок). 1,2,3 части. 4ч 25,26,27,
28.04.
2016г. Знать значение слов «пронзительный», «отвадить», об особенностях, повадках, образе жизни стрижей. Уметь выделять главных действующих героев, характеризовать их. Уметь отвечать на вопросы. Уметь передавать своё впечатление от прослушанного произведения. Тех/
чтен
121-123 В.Рождественский «Одуванчик». 3ч 04,05,10.
05.2016г. Знать об особенностях одуванчиков. Уметь выразительно читать стихотворение. Уметь организовать рабочее место. Текущий
контроль
124-125 Внеклассное чтение.
По А.Смирнову «Малина». 2ч 11,12.05.
2016г. Знать значение слов «невзрачные», «нектар»,
« полакомиться», «ароматные», ценность малины. Уметь пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение. Уметь самостоятельно готовиться к уроку. 126 Обобщающие уроки 8ч 16-26.05.
2016г. Уметь пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение. Уметь самостоятельно готовиться к уроку. Тех/
чтен