Презентация по литературе В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ Критики (6 класс)


ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ ШУКШИН Особенности героев-«чудиков» в рассказах «Критики», «Срезал» и «Чудик». Нам бы про душу не забыть.Нам бы немножко добрее быть..В.М. Шукшин Заполните таблицу-по вариантам (стр.124-127) Ф.И.О. Годы жизни Место рождения Воспитание Образование Произведения Особенность прозы Почему героев Шукшина называют «странные люди»? Фильмы Василий Макарович Шукшин (1929-1974) Родился Василий Макарович Шукшин 25 июля 1929 в крестьянской семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин (1912—1933) был арестован и расстрелян в 1933 году, во время коллективизации. Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова) (1909 - 17 января 1979) взяла на себя все заботы о семье. Во втором браке - Куксина. Несмотря на все трудности, она дожила до глубокой старости. Мария Сергеевна Куксина- мать в.м. Шукшина С 13 лет работал:СлесаремГрузчиком СтроителемСлужил во флоте Экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости1953- работает учителем в школе Жизнь и творчество В 1954 году Шукшин поступает на режиссёрское отделение ВГИКа, заканчивает его в 1960 году (мастерская Ромма).В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде - изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра. Жизнь и творчество Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. Хуциева «Два Фёдора» и опубликовал свой первый рассказ «Двое на телеге» в журнале «Смена». В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают», Шукшин выступил, как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли. Умер 2 октября 1974 года на съемках фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе. Похоронен на Новодевичьем кладбище Творческое наследие В.М. Шукшин ушел из жизни рано, в 45 лет, но оставил богатое творческое наследие. Он был писателем, сценаристом, режиссером, актером. Фильмы с его участием «Ваш сын и брат», «Калина красная», «Странные люди», «Печки-лавочки», созданные более 30 лет тому назад, идут и сегодня на экране, вызывая интерес зрителей.Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он изображает простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немного  чудаковатых. Снялся в 24 картинах, знаменитый режиссер, постановщик, сценарист. Написал 5 повестей2 исторических романа4 киносценарияПублицистические статьи125 рассказовПоследняя повесть и фильм «Калина красная» Словарная работа Чудак – человек со странностями поведения, поступки которого вызывают недоумение, удивление у окружающих.Чудик (прост.) – то же, что и чудак.(по словарю С. И. Ожегова) Рассказ «Чудик» (1967) Почему жена называла главного героя Чудиком? Примеры из текста. Работа с текстом Эпизод «В магазине»Эпизод «В поезде»Эпизод «В аэропорту»Эпизод «В гостях у брата»Эпизод «Возвращение домой» Эпизод «В аэропорту» «В аэропорту Чудик написал телеграмму жене:«Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка».Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила: - Составьте иначе. Вы взрослый человек, не в детсаде. - Почему? – спросил Чудик. – Я её всегда так пишу в письмах. Это ж моя жена!.. Вы, наверное, подумали.. - В письмах можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст.Чудик переписал: «Приземлились. Всё в порядке. Васятка.»Телеграфистка сама исправила два слова: «приземлились» и «Васятка». Стало: «долетели» и «Василий». ». Эпизод «Возвращение домой» Чувство свободы и счастья охватывает героя, когда ноги его коснулись родной земли. Он дома, он радуется, как радуются радуге, которая появляется после дождя. На родине Чудик чувствует себя частью прекрасного мира природы, поэтому он естественен и счастлив. Это его мир, и в нём он может быть самим собой. Василий Князев не требует многого от жизни, от людей, живущих с ним рядом. Главное для него – это жить по законам совести, добра и красоты. Его пристрастия и мечты свидетельствуют о решительной и склонной к авантюрам натуре.Эти качества героя – чудинки – его украшение, его богатство. Об этом хотел сказать читателям писатель. Рассказ «Критики» (1964) Запишите синонимы к данному слову . Словарная работа Критики (критик), -а,м. 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный к.(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка) Порассуждайте - Как вы думаете, почему так называется рассказ?- О чем пойдет речь?Будем читать по частям, с остановками, в конце урока сделаем вывод, к каким писателям относится Шукшин – к тем, мысли которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать. 1ая остановкаДо слов …со взрослыми дед редко спорил. Кто герои рассказа?Что объединяло Петьку и дедушку?О чем говорит дружба Петьки и деда?В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали?(Дед жаждал правды, он борется за правду.)Случались ли разногласия в их оценке фильма?В чем? Почему? - Как вы думаете, что будет дальше? 2ая остановкаДо слов …и тут вошли Петькина тетя и милиционер. Почему так ведет себя дед?(Старик с ершистым характером не терпит снисходительности к себе)Как поступают взрослые? Муж тети? (Ведет себя непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта) Как поступает тетя? (Тоже ведет себя снисходительно к деду. Не хочет знать правду жизни, привлекает ее ненастоящее в искусстве, в кино. Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве.)(Старается угодить гостю, который скорее всего является каким-либо чиновником в городе. Повторяет одно и то же слово...Какое?)неуместно Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним? (Деду не нужна снисходительность, ему нужна правда жизни.)- Как вы думаете, что будет дальше? 3я остановка.Читаем до конца. Обратимся к тексту протокола. Почему он вызывает у вас улыбку? (Вся правда в нем, но написано безграмотно. Текст протокола – это краткое содержание рассказа.)Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушку?(Ему было жалко деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом.)От лица Петьки передайте характер взаимоотношений внука и деда, оценку Петькой конфликтной ситуации между дедом и городскими гостями, причину горьких рыданий в финале. Какие чувства вызвал у вас рассказ? Почему же рассказ называется «Критики»? Какие проблемы поднимаются в рассказе? Что хотел донести до нас этим рассказом Шукшин? (Рассказ о родных людях, так часто ранящих друг друга. Об отцах и детях, о сыновьях и внуках)Так к каким же писателям относится Шукшин – к тем, мысли которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать? Своеобразие шукшинских рассказов Отражение жизни в движении.Деловитость, собранность.Начало простое, уверенное, динамичное.Почти отсутствуют портретные и пейзажные описания.Характеры героев раскрываются через речь, в диалогах, поступках.Постоянная сюжетная ситуация — встреча.Концовка рассказа открыта. Практическое задание 1в. Найдите в тексте просторечные слова. 2в. В рассказе немало смешного. Приведите примеры. Домашнее задание Написать продолжение рассказа «Критики».Прочитать рассказ «Срезал» (библиотека/Интернет).