Презентация по литературе В.М. Шукшин. По страницам жизни и творчества. Рассказы Срезал и Чудик (6 класс).


Нам бы про душу не забыть.Нам бы немножко добрее быть..В.М. Шукшин «Если бы потребовалось явить портрет россиянина по духу и лику для какого-то свидельствования на всемирном сходе, где только по одному человеку решили судить о характере народа, сколь многие сошлись бы, что таким человеком должен быть он – Шукшин…» Заполните таблицу (стр.124-125) Ф.И.О. Годы жизни Место рождения Воспитание Образование Произведения Особенность прозы Почему героев Шукшина называют «странные люди»? Фильмы Родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье С 13 лет работал:СлесаремГрузчиком СтроителемСлужил во флоте Экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости1953- работает учителем в школе1954-1960 поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии Написал 5 повестей2 исторических романа4 киносценарияПублицистические статьи125 рассказовПоследняя повесть и фильм «Калина красная» Отражение жизни в движенииДеловитость, собранностьНачало простое, уверенное, динамичноеПочти отсутствуют портретные и пейзажные зарисовкиХарактеры героев раскрываются через речь, в диалогахПостоянная сюжетная ситуация – встречаКонцовка рассказа открыта - Какое событие встревожило жителей новой деревни?- Что за герой раскрывается на фоне этого события? - А почему автор не называет героя по имени и отчеству? А просто – Глеб? - Почему Глеба Капустина можно назвать местной «знаменитостью»?Найдите в тексте слова, которыми автор характеризует своего героя (портрет, характер)ПОРТРЕТ «толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный», ХАРАКТЕР – спорщик, не понимает значение многих слов («натурфилософия», «стратегическая философия»), смелость.- Что о нем говорят другие персонажи?Герои рассказа говорят о нем, как о человеке дошлом, т.е. способном дойти до всего, смышленом, ловком.А чего в рассказе больше: действия героя или его речи?Действительно, несмотря, что автор дает оценочный портрет, все же главным средством создания характера остается традиционный для Шукшина прием речевой характеристики, отражение героя в его словах.- Как встретили гостей в доме бабки Агафьи?- С чего начал Глеб «атаку» на кандидата?-Из каких областей человеческих знаний задавал Глеб Капустин свои вопросы?Философия, физика, филология, астрономия. Кандидат- младшая ученая степень; лицо, имеющее эту степеньФилология – совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчествеФилософия – наука о наиболее общих законах развития природыДиалектика- теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Траектория — путь движения какого-нибудь тела или точки.Демагогия — рассуждения или требования, основанные на грубо одностороннем осмыслении, истолковании чего-нибудь.Кляузник — человек, занимающийся мелочными ссорами, дрязгами из-за сплетен, интриг. Натурфилософия — общее название существовавших вплоть до XIX века философских учений о природе, не опиравшихся на строгие естественно-научные знания.Шаманизм — ранняя форма религии, основывавшаяся на представлении о сверхъестественном общении служителя культа — шамана — с духами во время ритуала. - добродушный, бесхитростный, живущий с открытым сердцем человек Похож ли главный герой на чудика?В чем заключается эта непохожесть?Найдите строки Как отнесся к вопросам Глеба Константин Иванович? Почему он не торопился с ответом? (Константин Иванович, как человек воспитанный и интеллигентный, пытался парировать, но, видя напор гостя, позвал на помощь жену.)   Многие вопросы Глеба звучали риторически: не дождавшись ответа, он сам отвечал на поставленный вопрос. Но у окружающих создалось мнение, что «кандидаты» не могут дать ответ, а следовательно, дать отпор Глебу. Преимущество явно было на его стороне. Это и называлось у мужиков «срезать», т.е. показать собственное превосходство и несостоятельность оппонента. - Что хотел доказать Глеб подобным отношением к людям, приезжавшим в деревню из города, достигшим определенного отношения? (Глебу казалось, что люди, стоявшие выше его на социальной лестнице, его презирают, не уважают,  и чтобы возвысить себя, он устраивал для односельчан такие «спектакли».) - Действительно ли Глеб «срезал» кандидата филологических наук? На чьей стороне были мужики? Кем восхищались? Кого жалели?         Действительно, в поведении Глеба много нарочитой грубости, нетактичности. Это особенно заметно, когда он начинает поучать ученого, обвинять его в том, что не имело место. Мужикам даже становится неловко за поведение Глеба. Но Глеб их восхищал. «Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, не любил еще». - Как вы думаете, в чем причина жестокости Глеба к «знаменитым» людям? Почему ему так хотелось их «щелкнуть по носу»?  (Сам  Глеб многого не смог добиться в жизни – он работал на пилораме.)     Человек достаточно начитанный, имеющий некоторые знания, он пытался компенсировать отсутствие образования тем, что «поучал» других людей, искал возможности их унизить. Чудо – нечто небывалое, поразительное, выдающееся, удивляющее своей необычайностью (по словарю Ожегова).«Чудик» -так мы называем в повседневной жизни людей, необычных в своих поступках.Синонимы – странный, добрый, непутевый, дурачок, 22 несчастья, чудак, чудной. Почему жена называла мужа чудиком?Жена назвала мужа чудиком, потому что с ним всегда что-то случалось, он попадал в необычные истории. Чудик едет в гости к брату, на Урал. По пути у него остановка в райцентре, где он решил купить в магазине гостинцев племянникам. Подошла его очередь. Купил он конфет, пряников. И отошёл в сторонку, чтобы уложить покупку в чемодан. Глянул: что-то в ногах у людей лежит - пятидесятирублёвая бумажка. «Этака зелёная дурочка, лежит себе, никто её не видит. Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись». Он второпях соображать, как бы повеселее сказать: « Хорошо живёте, граждане, у нас, например , такими бумажками не бросаются».Чудик вышел из магазина и думает , как весело он сказал. На улице его вдруг жаром обдало: он точно такую же купюру в сберкассе дома получил. Его была бумажка-то. В этом эпизоде Чудик – наивный, рассеянный, неопытный, но честный и совестливый человек, его в магазин не пустил стыд. «В поезде» В поезде герой общается с пассажирами, время коротают рассказами о том о сём. Рассказал и Чудик жутковатую, но комичную историю из деревенской жизни. Интеллигентный товарищ его не понял и отвернулся. Чудик – весёлый, открытый, общительный человек, хочет пошутить, поговорить, поделиться своим настроением, добрый. « В аэропорту» Чудик прилетел и в аэропорту пишет телеграмму жене, пишет стихотворным шаблоном ( на его взгляд , слова звучаи очень романтично и нежно), а ему телеграфистка говорят, чтобы переписал, что это не письмо, а телеграмма… Герой рассказа не может понять, почему так нельзя писать. Ранее он не отправлял телеграммы и опыта в этом деле у него нет. Он добрый и простодушный человек, к тому же неопытный, может быть, малообразованный, поэтому с ним произошел этот казус. «У брата» Чудик видит пренебрежительное и даже враждебное отношение к себе со стороны жены брата. Он добрый и миролюбивый человек, хочет расположить сноху к себе, сделать ей приятное. Разукрасил детскую коляску, чем ещё больше разозлил её. Чудик не понимает, почему люди такие злые, почему сноха, сама из деревни, а потеряла чувство уважения к деревенскому человеку. «Возвращение домой» Чувство свободы и счастья охватывает героя, когда ноги его коснулись родной земли. Он дома, он радуется, как радуются радуге, которая появляется после дождя. На родине Чудик чувствует себя частью прекрасного мира природы, поэтому он естественен и счастлив. Это его мир, и в нём он может быть самим собой. Так кто же все-таки он такой, Василий Егорыч Князев? Что хотел автор- позабавить, посмешить или побудить серьезно относиться к таким людям? Василий Князев не требует многого от жизни, от людей , живущих с ним рядом. Главное для него – это жить по законам совести, добра и красоты. Его пристрастия и мечты свидетельствуют о решительной и склонной к авантюрам натуре. Эти качества героя – чудинки – его украшение, его богатство. Об этом хотел сказать читателям писатель. Герои Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. И правда эта стала фактом искусства.  В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам. Подготовиться к контрольной работе по творчеству Шукшина.Знать содержание рассказов писателя «Чудик», «Срезал», «Критики».