Консультация для родителей на темуВоспитание и обучение особых детей


Дошкольная организация № 17 «Шұғыла»
Консультация для родителей
«Воспитание и обучение особых детей »
Воспитатель: Кеппель В.В.
Актобе 2017 год
Особая роль в воспитании и обучении ребенка с особенностями в развитии принадлежит семье. Родители являются его первыми воспитателями, поскольку именно от них ребенок получает первые представления об окружающем мире, приобретает различные умения и навыки. Дети с нарушением в развитии развиваются по тем же законам, что и здоровые, но при этом обладают значительно меньшими компенсаторными возможностями для адаптации к окружающему миру. Поэтому такой ребенок нуждается в длительном, правильно организованном коррекционном воспитании, которое должно быть направлено на преодоление, компенсацию имеющихся в настоящее время нарушений и на предупреждение возможности их возникновения в дальнейшем. Даже ребенок, посещающий специализированные учреждения, значительную часть времени проводит в семье, поэтому родители должны продолжать работу по его обучению и воспитанию, закреплять полученные умения и навыки в домашних условиях. В связи с этим родители нуждаются в получении определенных знаний, чтобы процесс реабилитации их детей проходил непрерывно и давал лучшие результаты.
Бытует мнение, что с педагогической работой можно подождать, ребенок с возрастом самостоятельно научится одеваться, играть, говорить. Это очень серьезная ошибка, которую допускают многие родители и теряют драгоценное время.
Начинать регулярные занятия с малышом необходимо как можно раньше и проводить их не эпизодически, а изо дня в день.
Очень важно, чтобы ребенок с особенностями в развитии овладел элементарными санитарно-гигиеническими и трудовыми навыками, навыками общения, имели представления об окружающем были по возможности подготовлены физически. Решающим фактором, от которого зависит положительная динамика психомоторного развития ребенка являются адекватные условия воспитания в семье и раннее начало комплексной реабилитации. Поэтому родители должны работать в тесном контакте со специалистами, абилитологами. Методические рекомендации помогут родителям лучше понять своего ребенка, научить строить с ним свое общение и помочь более полно адаптироваться в окружающей жизни.
Начиная работу с ребенком, имеющим отклонения в развитии, родителям следует помнить следующие правила:
1. Занятия необходимо начинать как можно раньше. Чем меньше ребенок, тем выше эффективность и результативность работы.
2. Занятия будут успешны, если будут интересны для ребенка.
3. Ребенок должен чувствовать себя комфортно и спокойно.
4.Чаще хвалить ребенка в случае успеха. Не ругать в случае неудачи.
5.Требования к ребенку должны быть систематическими и одинаковыми всех членов семьи.
б. Обучение ребенка должно иметь практическую направленность.
Слово обязательно сочетайте с действием.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ
ЕСЛИ У МАЛЫША ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Это означает, что он будет медленнее других детей обучаться и расти. Очень важно позаботиться о том, чтобы у такого малыша было достаточно времени и возможностей знакомиться с людьми и с окружающим миром и совершать разнообразные действия.
Ходите с ним в магазин, в зоопарк, в парки и скверы. Выберите малышу несколько прочных и интересных игрушек, с которыми он мог бы делать все что угодно, и устройте ему несколько удобных мест для игр. Помогите ему научиться делиться своими игрушками с другими детьми. Чаще рассказывайте малышу о том, что вы делаете. Слушайте его и отвечайте ему, когда он пытается говорить. Даже если его речь невнятна и вы почти не понимаете ее, постарайтесь угадать, что хочет сказать малыш, и отвечайте ему так, как если бы Вы его поняли. Рассматривайте с ним книжки, в которых много картинок. Сочиняйте для малыша истории, используя фотографии его самого и других членов семьи. На игровых площадках для детей пусть малыш покачается на качелях, залезет на горку, взберется на лестницу. Поощряйте его попытку поехать на велосипеде, толкать грузовик, тянуть за собой тележку.
ЕСЛИ У ВАШЕГО МАЛЫША ПОВРЕЖДЕН МОЗГ
Причины этого могут быть разнообразные: недостаток кислорода и нарушение кровообращения, инфекции и физическая травма.
Следствия также могут быть различных от нарушения нормального функционирования нескольких клеток до практически полной неспособности к обучению мышлению и движению. В целом малыши с повреждениями мозга более чувствительны к шумам, яркому свету, изменениям сложившегося режима дня.
Он реагирует даже на незначительные изменения температуры воздуха и способов ухода за ними.
У них чаще бывают трудности, связанные с управлением мышцами и с движением. Их обостренная чувствительность делает уход за ними крайне сложным, поскольку они обычно начинают нервничать, как только постоянно ухаживающего за ними человека кто-либо пытается заменить. Поэтому Вам стоит позаботиться о том, чтобы все процедуры ухода за малышом были, возможно, более неизменными. Такие малыши обычно чрезвычайно чувствительны и к тому, как себя чувствуете Вы.
Если Вы чем-то расстроены, они также немедленно расстраиваются. Постарайтесь, ухаживая за малышом, сохранять спокойствие и реагируйте на его раздражительность терпеливо и ласково. Малыш будет спокойнее, если Вы будете кормить его чаще, чем это делается обычно, и будете кормить его пищей, не вызывающей у него ни сыпи, ни повышенной возбудимости. Посоветовать, как лучше ухаживать за малышом. Вам поможет невропатолог.
Сохранять спокойствие, когда малыш все время раздражен, очень трудно, и порой Вы будете готовы накричать на него, но этого нельзя делать ни в коем случае. Спокойные и ласковые родители - это величайшая ценность для ребенка с повреждением мозга.
ЕСЛИ У ВАШЕГО МАЛЫША МИКРОЦЕФАЛИЯ
У новорожденного кости черепа расположены так же, как у взрослого человека, но еще не сращены между собой. По мере того как малыш растет, эти кости так же растут. И когда голова достигает своего окончательного размера, кости поли сетью срастаются.
Обычно кости черепа продолжают расти и срастаться примерно до двухлетнего возраста. У некоторых малышей кости черепа срастаются в более раннем возрасте. Иногда это происходит еще до рождения и для того, как мозг и другие части головы окончательно сформировались. В результате нормальное развитие головы оказывается невозможным. Голова ребенка оказывается очень маленькой, поэтому-то преждевременное сращение костей черепа называется микроцефалия.
Если ребенок страдает микроцефалией, его трудно учить. Прежде чем он что-то запомнит, ему приходится очень много повторять. Ему нужно видеть ту или иную вещь очень много раз, прежде чем, он начнет ее узнавать. Когда кости головы срослись, способов восстановить их рост уже не существует.
Микроцефалия иногда встречается у малышей с церебральным параличом. Если у Вашего ребенка микроцефалия и нет церебрального паралича или других нарушений, Вам, возможно, стоит обратиться в генетический центр за консультацией.
ЕСЛИ У ВАШЕГО МАЛЫША ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ Церебральный паралич означает, что нервная система малыша работает не так, как надо. Иногда удается помочь малышу улучшить работу центральной нервной системы путем специально подобранных пассивных поз его тела, помогающих ему овладевать активными действиями. Очень важно помочь малышу научиться правильно двигаться, пока он еще со всем мал. Не ждите, пока он сам преодолеет свою неподвижность или не способность поворачиваться и держать головку. Если Вы будете ждать, то вместо улучшения скорее всего наступит ухудшение.
Невропатолог или специалист по лечебной физкультуре могут посоветовать Вам, какие приспособления подойдут Вам лучше всего и как их сделать самим.
Если у малыша ослаблена мускулатура рта, ему могут понадобиться специальные приспособления, чтобы научиться общаться с окружающими. Иногда малыши учатся общаться с помощью картинок, домашних животных, членов семьи.
Уход за таким малышом требует больших затрат физических сил. Поэтому обязательно научите окружающих, как обращаться с малышом, это позволит Вам время от времени устраивать себе передышки.
Часть этого времени Вы, быть может, захотите использовать для помощи другим родителям проблемных детей. Однако не забывайте и о себе: поспите немного или примите ванну.