Сообщение на тему: «Из опыта работы учителя начальных классов по организации правильного питания»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Токарёвская средняя общеобразовательная школа №2
Сообщение на тему:
«Из опыта работы учителя начальных классов по организации правильного питания»
(районный семинар)
Подготовила: учитель начальных классов
Десятникова Т. А.
февраль 2015г
Перед современным обществом стоит задача воспитания здорового поколения. Рациональное питание - одна из главных составляющих здорового образа жизни, один из основных факторов продления периода активной жизнедеятельности организма. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни. Реализация этой задачи в первую очередь ложится на плечи школы, которая является местом активной деятельности ребёнка в наиболее интенсивном периоде её развития.
Начало обучения в школе добавляет физические и умственные нагрузки к и так не простому периоду. Ведь с 6 до 12 лет происходят гормональные перестройки организма и его активный рост. Поэтому очень важным является подход к выбору продуктов, которые ребенок употребляет в период обучения в школе.
У детского организма, тем более, если это ребенок школьного возраста, есть определенные энергетические потребности. Ребенок половину дня проводит в школе, за это время он не только много думает, на что, кстати, уходит много энергии, но и много двигается, бегает. Значит, и питание школьников должно быть составлено таким образом, чтобы он был сытым и полным сил и энергии весь учебный день.
Достаточно часто бывает, что восполнение энергии происходит за счет высокоуглеводных продуктов, проще говоря, шоколада, конфет, печений, а также продуктов с большим содержанием жира. Это может повлечь не только развитие гастрита, но и спровоцировать проблемы с излишним весом, что, к сожалению, достаточно распространено сегодня.
Многолетние исследования и наблюдения медиков и педагогов показывают, что питание правильное в начальной школе необходимо, так как малыши, не употребляющие днем горячую пищу, быстрее утомляются, становятся раздражительными, жалуются на общее недомогание, головную боль и снижение работоспособности. Кроме этого ежедневный нерегулярный прием пищи становится причиной развития заболеваний желудка, особенно в детском возрасте. Питание в школьной столовой является обязательным условием здоровой нации.
Как же обстоит дело с организацией питания в школьной столовой МБОУ Токарёвской СОШ №2? Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.
Питание в МБОУ Токарёвской СОШ №2 состоит из первого, второго блюд, а также чая, молока, киселя на третье. Школьный рацион включает в себя мясные и рыбные блюда, фрукты и овощи, следовательно, является сбалансированным и правильным. Кроме этого существует льготная категория учащихся школы, которая также получает дополнительное питание за счет средств местного и областного бюджета.
В нашей школе все работает четко, слажено. Занятия начинаются в положенный срок, через определенный интервал времени - звучит звонок школьной перемены. Где то в этой череде сменяющихся временных интервалов отведено место для питания в школьной столовой.
В столовой всё организовано максимально лаконично. Сам процесс питания школьников происходит очень просто и быстро. Питание детей в начальной школе - это удобная и понятная структура, качественное обслуживание персонала и дежурных, которые сервируют столы к указанному времени. Обучающиеся приходят к уже сервированным для них местам. Повара стараются приготовить всё вовремя. К перемене всё готово. В школе нет сухариков и другой не полезной химической еды.
В МБОУ Токарёвской СОШ №2 реализуются программа «Школьное молоко», благодаря которой дети получают молоко 2 раза в неделю. В классах для обучающихся начальной школы находится качественная питьевая вода. Дети пользуются индивидуальными стаканчиками, бокальчиками. Воды хватает всем.
Прямо повлиять на семейный уклад практически невозможно, поэтому школа – главное место, где растущий человек приучается к здоровому питанию. Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть в сухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания. Отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья.
Многие дети не приучены есть первое блюдо. Педагогами ведётся серьёзная работа в данном направлении. И как результат: к 3 классу мы видим спешащих детей за добавкой любимого супа.
В увлекательной игровой форме на уроках, на классных часах, внеклассных мероприятиях дети знакомятся с гигиеной питания, узнают о полезных и вредных продуктах, о совместимости и несовместимости продуктов между собой, получают представления о правилах этикета. В рамках проектной деятельности идёт отработка знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Преимущество разъяснительной работы заключается в том, что её материал актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях в школе, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Работа педагогов начальной школы направлена на достижение следующих результатов:
- полученные знания позволяют детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
- дети могут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
- дети получают знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени влияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.
Вся работа проводится в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач.
Таким образом, чем раньше ребёнок получит представление об основах правильного питания, узнает о важности правильного выбора продуктов на своём столе, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни. Пропаганда здорового питания важна ещё и потому, что привычки питания, полученные человеком в детстве, сохраняются им на всю жизнь.
Именно здоровье - самое ценное достояние человека, так как определяет его работоспособность в современном обществе и, соответственно, уровень жизни и благополучия.
Формирование правильного питания – это всегда сотрудничество родителей и учителей. В основе правильного питания лежат пять принципов: Регулярность - соблюдение режима питания обусловленное законами деятельности организма. Разнообразие – пища насыщенная белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными веществами. Адекватность – контроль за потребляемой пищей. Безопасность – личная гигиена, умение различать свежие и не свежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами. Удовольствие – умение различать вкусы, запахи, внешний вид продуктов, оценивать их сочетание.
Всё лучшее детям! Дети должны получать всё самое лучшее, хотя бы потому, что они наше будущее - ничего добыть для себя сами пока не в состоянии, а значит, позаботиться о них обязаны мы, взрослые. Наша главная задача – укрепление здоровья школьников