Описание работы учителя начальных классов Локтионовой И.В. по пропаганде правильного питания среди учащихся и их родителей.


Описание работы
учителя начальных классов Локтионовой И.В.
по пропаганде правильного питания
среди учащихся и их родителей.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы»
В.А.Сухомлинский.
Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения.
Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей, создаёт условия к их адаптации к современной жизни.
Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания.
Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания. Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы. Обычно это связано с недостаточной информированностью или попустительством со стороны родителей.
Пропаганда здорового питания важна потому, что привычки питания, полученные человеком в детстве, сохраняются до старости. Формируются эти привычки в семье и системе организованного детского питания. Прямо повлиять на семейный уклад практически невозможно, поэтому школьная столовая – главное место, где растущий человек приучается к здоровому питанию. 
Здоровье - самое ценное достояние человека, так как определяет его работоспособность в современном обществе и, соответственно, уровень жизни и благополучия.
Я уверена, чтобы ученики были здоровыми, работоспособными, успешными в учебной и других видах деятельности, необходимо не просто проводить отдельные мероприятия спортивно-оздоровительной направленности, а строить целостную систему учебно-воспитательной работы с детьми. Это находит отражение в годовом планировании моей работы как классного руководителя.
Целью моей деятельности в решении этого вопроса стало создание условий, способствующих укреплению здоровья через формирование навыков правильного здорового питания. Я определила ряд приоритетных задач:
- способствовать формированию здоровой личности школьника;
- обеспечивать взаимодействие всех участников образовательного процесса в вопросе сохранения и укрепления здоровья школьников.
- проводить беседы с учениками о культуре питания, рациональном и правильном питании, роли питания для развития организма;
- воспитывать навыки культуры поведения в столовой во время приема пищи;
- проводить беседы с родителями о подходе к проблеме питания в семье;
- организовывать внеклассные и учебные занятия на тему правильного питания.
Таким образом, системная работа по формированию культуры здорового питания строится в трёх направлениях:
рациональная организация питания класса;
включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания;
просветительская работа с детьми, их родителями (законными представителями).
Многие родители, возможно, из-за спешки и нехватки времени не уделяют должного внимания ни своему питанию, ни питанию своих детей. Но именно семья и школа приучают детей к определённому питанию. По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования дети в России едят много картошки, макарон, хлеба, булочек, колбасы, полуфабрикатов и крайне мало употребляют рыбы, овощей и фруктов. Такие же результаты по опросу учеников школы. Еще они очень любят вредные соусы - заливают кетчупом и майонезом все без разбору, вместо свежих фруктов и ягод. Наши дети пьют не соки и морсы, а химические газировки. Родители должны понимать, что в данных случаях только они должны изменить ситуацию.
Для меня главной задачей сегодня является формирование у детей ответственного отношения к своему здоровью. Школьники должны узнать и принять для себя основные принципы здорового образа жизни. Нужно объяснить ребенку, как питание важно для него и его организма. Чтобы учиться хорошо, надо хорошо кушать.
Считаю, что организация полноценного питания во всех школах должна стать приоритетным направлением деятельности школы.
В настоящее время все больше фактов говорит в пользу обязательного горячего питания для всех школьников во время их пребывания в школе. Польза подобных горячих завтраков неоспорима - они намного лучше, чем булочка или бутерброд; они позволяют ребёнку восполнить запас энергии, ведь от 4-6 часов нахождения в школе ребенок теряет много калорий. Также, наблюдения показали, что в школе, в коллективе ребёнок ест с аппетитом. Высококалорийные горячие завтраки обеспечивают длительную работоспособность школьников и благоприятно влияют на их физическое развитие. В меню нашей школьной столовой включены каши, макаронные изделия, молочные продукты, мясо, рыба, салаты, свежие овощи и фрукты, чай, фруктовые соки и напитки, кондитерские изделия и конфеты.
Необходимо заметить, что высокая умственная нагрузка школьников приводит к тому, что увеличивается потребность в витаминах и микроэлементах. Всем необходимо помнить, что правильное питание в школе очень важно для формирования здоровья и личности ребёнка.
100 % обучающихся моего класса питаются в школьной столовой, так как их родители понимают, какое значение имеет правильное питание для ребёнка. Полноценное и правильно организованное питание - необходимое условие долгой жизни, отсутствия многих заболеваний. Мы, родители и педагоги, ответственны за здоровье наших детей!
Мной была разработана программа «Здоровое питание – это здорово»
Данная программа написана в 2015 году и предназначена для проведения воспитательной работы с учащимися 1-4 классов. Срок ее реализации 4 года. (с 2015 по 20119 год).
Актуальность данной программы заключается в том, что она ориентирована на детей младшего школьного возраста, с учетом специфики их развития, физиологических и психических процессов, происходящих в детском организме.
В школьном возрасте закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Физически здоровый ребенок обычно успешно учится в школе, гармонично развивается, он удовлетворен своими достижениями и способен делать выводы из допущенных ошибок.. Именно в детском возрасте необходимо сформировать основы культуры здоровья ребенка, познакомить с рациональным питанием, адекватным требованиям среды обитания жизнедеятельности, социальной активности и достойного качества жизни. Именно фактору питания принадлежит сегодня одно из ведущих мест в разнообразных условиях окружающей среды, постоянно воздействующих на молодой организм.
Я постаралась выбрать формы и эффективные методики, которые подходили бы именно моим ученикам, были ближе их индивидуальным и возрастным особенностям и реализовать их на практике. В плане воспитательной работы на каждый месяц учебного года расписаны мероприятия, направленные на формирование потребности здорового образа жизни учащихся.
Основные мероприятия, запланированные на 2016-2017 учебный год:
1. Проведение классных часов по темам:
-«Витамины вокруг нас»
- «Режим дня и его значение»;
- «Культура приема пищи»;
- «Правильное питание – великое подспорье для нашего здоровья»
- «Вредные продукты»
- «Секреты здорового питания»
-«Винегрет-шоу»
-«Чтоб здоровым стать ты мог, пей скорей фруктовый сок»
и др.
2.Школьные праздники и мероприятия:
Праздник «Дары осени»
Праздник «Быть здоровым – это здорово»
Праздник Хлеб – всему голова»
Игра «Что полезно, а что вредно»
3. Конкурс газет, плакатов, поделок среди учащихся «Здоровое питание».
Выставка тематических рисунков
Конкурс фотографий «Любимоё блюдо нашей семьи»
4.Анкетирование учащихся:
- Школьное питание: качество и разнообразие обедов - За что скажем поварам спасибо?
5. Воспитание культуры питания и здорового образа жизни средствами учебных предметов: окружающий мир, технология, физическая культура, русский язык.
6.Проведение классных родительских собраний по темам:
- «Совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни дома, питание учащихся»;
- «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний и инфекционных, простудных заболеваний. Итоги медицинских осмотров учащихся»
7. Индивидуальные консультации медработника школы «Рациональное питание школьника»
8. .Анкетирование родителей «Ваши предложения на 2017/2018уч. год по развитию школьного питания»
К подготовке и проведению классных часов стараюсь чаще привлекать самих ребят. Дети готовятся к беседам дома, привлекая родителей, а в классе высказывают свое мнение, свою точку зрения по поставленной проблеме, ищут пути решения в тех или иных ситуациях.
Работа по вовлечению ребят в проведение внеклассных мероприятий вошли в систему и дали свои положительные результаты. Кроме того, дети с удовольствием принимают участие в общешкольных мероприятиях, различных спортивных соревнованиях и показывают хорошие результаты.
''Один в поле не воин'', поэтому для формирования ЗОЖ необходима система взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Считаю, что успешное сотрудничество классного руководителя с родителями - залог плодотворной работы с детьми.
Процесс обучения правильному рациональному питанию требует непрерывной кропотливой работы как в семье, так и в школе. Объяснение школьникам огромной роли рационального питания для здоровья и творческого долголетия может стать одним из главных направлений в работе классного руководителя, который должен проводить воспитательную работу на основе долгосрочного планирования с учетом специфики возраста детей.
В то же время общество предъявляет к ребенку очень высокие требования и подросткам приходится в очень короткий срок адаптироваться к жизни взрослых.
Исходя из этого возникает противоречие между высокими требованиями общества, предъявляемыми к ребенку, и возможностями ребенка соответствовать этим требованиям. Ребенок нуждается в квалифицированной помощи классного руководителя.
Исходя из всего выше сказанного, классный руководитель должен проводить воспитательную работу на основе долгосрочного планирования с учетом специфики возраста учеников.
Опыт работы показал, что система работы по пропаганде правильного питания эффективна, актуальна, её создание вызвано временем, благодаря ей не только дети, но и взрослые осваивают основы здорового образа жизни. Родители стали уделять больше внимания вопросам питания своих детей. Помогают ребятам ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания; оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни; дома поддерживают ребят в закреплении знаний и навыков, связанных с этикетом в области питания.