Материалы к родительскому собранию для начальной школы (1-4 классы) по теме «Учение с увлечением (советы школьного психолога)» (по материалам книги С. Л. Соловейчик «Учение с увлечением»)

Материалы к родительскому собранию
для начальной школы (1-4 классы)
по теме
«Учение с увлечением (советы школьного психолога)»
(по материалам книги С. Л. Соловейчик «Учение с увлечением»)
6.04.2010
Подготовила педагог-психолог Богачева Т.А.

В настоящее время многие школьники часто жалуются, что учиться им скучно и неинтересно, что тем более удивительно, зная какие красочные и богатые по содержанию и оформлению учебники сейчас в школах, а учителя не успевают посещать разнообразные курсы повышения квалификации для овладения новейшими методиками преподавания предметов. Находятся многочисленные оправдания и внешние причины, но при этом упускается один очень важный момент – увлеченность учением – это внутреннее состояние, которым человек может управлять! Когда человек говорит «я ничего не могу с собой поделать», на самом деле он подразумевает, что «я просто не хочу прикладывать усилия, чтобы решить эту проблему», поскольку человек обладает огромными ресурсами и возможностями саморегуляции, позволяющими изменять его настроение, состояние и даже способности выполнять то или иное действие! Именно об этих ресурсах – желаниях, воображении, силе воли, действенности привычек – сегодня пойдет речь.
Но прежде всего, ответим на простой вопрос: зачем же человеку учиться? Конечно, все мы знаем, что учиться хорошо, а не учиться плохо. Что хорошо учиться лучше, чем учиться плохо. Что ученье свет, а неученье тьма. Только это как-то не очень влияет на мотивацию к обучению. Происходит это потому, что мы часто сужаем понятие «учение», сводя его только к посещению уроков и выполнению домашних заданий. В действительности человек учится повсюду и во всем: учиться планировать, помогать, учиться управлять, добиваться результата, учиться работать сообща, учиться думать, учиться быть свободным человеком, учиться нравственности. К сожалению, бывает, что учится обманывать, избегать, манипулировать, выживать, презирать, предавать
И здесь важно помнить, что на «каждом нашем поступке стоит тройная печать: день, жизнь, вечность. В каждом нашем поступке так или иначе отражены интересы собственные, интересы страны, интересы всего человечества», интересы сохранения жизни в целом. Так мы вписываемся в пространство и время. Кто не поймет всего этого, тот вечно будет хныкать, как маленький: «Зачем учиться? Зачем мне математика? Зачем биология? Не хочу!»

А кто поймет, для чего жить, для чего учиться (это, по сути, одно и то же), кто поймет, что только в учении душа разрастается, и в ней появляются человеческие желания, тот будет учиться напряженно и радостно. Сегодня учение с увлечением завтра увлекательная жизнь.
Теперь перейдем к желаниям. Что делать, когда нам действительно неинтересно? Приведу цитату замечательного советского педагога Симона Соловейчика: «Попробуем  порассуждать.   Что   происходит,  когда   нам предстоит сесть за скучную работу? Мы заранее знаем, что она скучна, что ничего у нас не получится. Работа еще не началась, а уже скучно! Действует «установка»: так, в цирке выходит клоун, еще ничего не сказал, а нам уже весело мы заранее знаем, что будет весело, у нас установка на веселье. Однако установку можно изменять по собственной воле, потому что она поддается влиянию воображения. Это доказано в опытах. Если бы мы могли вообразить, что будет интересно, мы внутренне настроились бы на интересную работу, а это как раз нам и нужно на первых порах! Вообразить? Это кажется доступным Итак, задача сводится к тому, чтобы каким-то образом настроить себя на интересное, привести себя в хорошее настроение. Но эту задачу решить можно, потому что известно: человек смеется, когда ему весело, но даже грустному становится веселее, если его каким-то образом рассмешить. Некоторые психологи считают, что и грустно нам потому, что мы плачем, а не наоборот! И боимся мы потому, что дрожим, а не потому дрожим, что боимся! Это не совсем верно, но что связь между нашими действиями и нашими чувствами двусторонняя это несомненно. В человеке все взаимосвязано, все причины и следствия постоянно меняются местами». Необычно? Да! Но это работает!
«Спрашивают: разве может всякая работа быть увлекательной?
Может! Присмотримся к окружающим нас людям. Одни за всякую работу берутся серьезно, с охотой, даже если это мытье посуды или другая вроде бы нудная домашняя работа. Старое правило: все, что стоит делать, стоит и того, чтобы делать хорошо. Другие же, наоборот, стонут от всякой работы, она кажется им обременительной и скучной. Ах! Опять эта посуда! Ах! Опять идти на работу! Ах! Ах! И всегда кажется, что есть на свете какие-то другие, более интересные дела Катастрофическая неспособность увлекаться любой работой заложена в таких людях еще в детстве. Это самые несчастные люди. Среди них больше всего завистников. Есть молодые люди, которые знакомятся с одной девушкой, потом с другой, третьей, и кажется им, что и та нехороша, и другая, и третья А вот четвертая будет хороша. Но и четвертая будет не по душе, потому что молодой человек не умеет любить, не научился Точно так же и с работой. Исполнение долга приносит радость, чувство удовлетворения, и если этого нет, значит, что-то не так с человеком, неправильно он воспитан, неправильно понимает жизнь».

«Как бы ни был увлечен человек историей, спортом или математикой, он должен быть достаточно культурен, чтобы все необходимые дела встречать без отвращения.
Ведь что такое культура? Культурным мы называем все, что обработано в интересах человека и в традициях общества, к чему приложены усилия. Культурное противоположно дикому. Яблоня-дичок дает кислые, сморщенные плоды, в рот не возьмешь. Яблоня, над которой работали, дает плоды большие, красивые и вкусные. Это культурное растение. Так и в человеке: у него есть культура мысли, если он много учился, и культура поведения, если его хорошо воспитывали, и культура тела, если он занимался спортом... А культура чувств? Культура желаний? Культура интересов? Эти виды культуры тоже не приходят сами собой, тоже требуют работы, воспитания и самовоспитания. Иначе выходит человек-дичок, дикий человек среди развитых, культурных людей. Дикарь в наши дни не тот, кто ходит в набедренной повязке и ест сырое мясо, дикарь тот, к воспитанию которого не приложено никаких усилий, и потому он не умеет управлять собой, своим телом, своими движениями, своими мыслями, желаниями, чувствами, интересами.
Кто не развил в себе общего интереса к жизни, кто не умеет увлекаться каждым делом, каким ему приходится заняться, тот может и не найти своего главного увлечения, своего призвания.
Могут ли все учебные предметы в школе быть интересными?
Могут! Каждому человеку одними предметами легче увлечься, а для того, чтобы полюбить другие, требуются определенные старания. Культурному человеку это не страшно. Культурный человек приучает себя ко всем предметам относиться творчески, увлеченно, с уважением. Он не позволяет себе делать какую-нибудь работу со скукой. Здоровый, нормально развивающийся человек никогда не скучает, не знает, что такое скука.

Иногда говорят: «Что получится, если человек с детства привыкнет делать только интересное для него?»
Вспомним какое-нибудь занятие, которое мы любим, сам
·ое простое. Ну, скажем, катание на коньках. Если мы любим кататься, значит, мы вполне прилично держимся на льду, не хуже других, и уж, во всяком случае, не стыдимся ходить на каток. Кто не может устоять на коньках, тому и мысль о катке ненавистна. А кто не пробовал выйти на лед, тот просто равнодушен к катанию.
Катание на коньках само по себе не интересно и не скучно: все зависит от того, насколько хорошо умеем мы кататься.
И так все в жизни, тут нет никакого открытия: интерес прячется"не в делах, не в занятиях, а в нас самих. Что умеем делать хорошо то и любим. Чего не умеем того и не любим. Любовь всегда требует хоть немного взаимности!
В учении то же самое. Отчего неорганизованность, «слабая воля», «не хочу», «не могу», «не люблю» и прочее? Да не получается у нас в той степени, как нам хотелось бы, вот и все! Запустили, пропустили тысячи причин можно найти, но в основе всегда будет одно: не получается. Потому и скучно. А коли скучно, то и лень и бессилие.
Каковы же секреты учения с увлечением?
Их немного, но они очень важны:
Установка
Тщательность
Привычка
Честность

Итак, какова же роль установки?
Если нам так важно садиться за работу с определенным настроением, а настроение зависит от поведения, то надо сначала посмотреть, что же с нами происходит, когда мы принимаемся за любимую работу.

Мы потираем руки от удовольствия.
Мы улыбаемся.
Мы тщательно готовимся, предвкушая удовольствие.
Мы словно говорим себе: «Я люблю тебя, ботаника! Я с удовольствием почитаю, что написано в книге, и с удовольствием буду учить!»
Другими словами, мы производим ряд физических (потирание рук) и мысленных действий.

Вот точно то же самое надо делать тогда и особенно тогда! когда садишься за приготовление уроков по нелюбимому предмету. По закону взаимосвязи, после некоторых повторений а не в первый раз! обязательно должно появиться хорошее настроение. Появится установка на интересную работу, и она, работа, действительно станет хоть немножко интереснее! «Надо вспомнить, как ты ведешь себя, когда приступаешь к любимому занятию, и точно так же поступать перед нелюбимым уроком!»

Одной установки на интересную работу мало. Надо приложить чуть-чуть старания (после психологической подготовки это будет легче) и сделать работу более тщательно, чем всегда. Более внимательно. Отдать ей больше времени. Не торопиться. Потому что тщательность основной источник увлечения работой.
Когда торопишься, внимание распыляется: и работаешь, и следишь за временем. Но если внимание не сосредоточено полностью на работе, то неминуемо она покажется скучноватой, ибо интерес это и есть сосредоточение внимания!
Лучший способ экономить время в учении не экономить его за счет учения.
Следовательно, необходимо внести такую поправку: работать тщательно значит заранее отвести на работу время с избытком и не торопиться, не выгадывать минуты! Обычно говорят: «Береги минуту». Но когда садишься за уроки, беречь минуты как раз и не надо!

Прекрасно – настроился, приложил усилия один раз – и ждешь немедленного результата, а его нет? Все правильно - нам нужна именно привычка садиться за работу в хорошем настроении и делать ее тщательно. Нельзя же тратить слишком много душевных сил на приемы работы, надо оставлять их для самой работы! К тому же все-таки утомительно каждый раз, садясь за уроки, помнить еще о каких-то правилах. Надо, чтобы правила действовали автоматически, сами собой, а этого невозможно добиться с первого или со второго раза. Психологи утверждают, что для образования привычки нужно ни много ни мало, а именно три недели, двадцать один день. Почему так неизвестно. Но на опыте доказано что, это так.
Здесь уместно привести еще одно важное замечание С. Соловейчика:
«Умственная работоспособность человека не одинакова в течение суток. С двух часов дня она понижается. К четырем-пяти часам вновь повышается, а в семь-восемь часов вечера все показатели стремительно падают. Человек, который утром правильно решил сто арифметических примеров, в семь-восемь часов вечера решит только семьдесят. Таким образом, самое невыгодное для себя, что мы можем только придумать, это делать уроки вечером, после семи часов. Придется тратить времени на тридцать процентов больше. У первоклассника занятия наиболее продуктивны в течение часа, у ученика третьего-четвертого класса полтора часа, у пяти-семиклассника два или два с половиной часа. После этого времени работоспособность существенно падает, а после трех часов работы усталость наступает так быстро, что сидеть за столом фактически бесполезно. Самая низкая трудоспособность в субботу. Максимальная трудоспособность во вторник и в среду. С четверга она начинает понемногу падать. Это не значит, конечно, что в пятницу можно не делать уроков; но если есть задание на неделю, то выгоднее делать его в дни максимальной трудоспособности.»
И несколько слов о честности, только не о честности вообще, а о честности перед самим собой в отношении своих целей.
Человек достигает того, чего он действительно хочет, но он не может достичь двух целей сразу.
Важно определиться в чем именно заключается настоящая цель: можно говорить, что «я хочу получать 4 и 5, а на самом деле я хочу тратить на уроки как можно меньше времени – это и будет моя настоящая цель».
Если не признаться себе в истинных целях, то легко попасть в замкнутый круг: я вроде бы и хочу приложить усилия, но почему-то опять не сел за учебник, в результате я ругаю себя за неорганизованность. Это плохо помогает, а точнее не помогает вовсе – силы тратятся впустую! (рис.2) Поэтому важно научиться определять свои истинные цели и направлять свою волю к цели то есть к занятиям, к работе (рис. 1).


рис. 1
рис.2

И в завершении несколько слов о внимании и том, какой способ развития внимания предлагает С. Соловейчик.
«Лучший способ развить внимание научить себя быть внимательным к людям. Здесь нам придется говорить то, о чем уже говорилось в предыдущей главе, но это неизбежно. Учение в школе неразрывно связано с учением в жизни, с отношением человека к человеку. Все способности развиваются не только за книгами, но и в обычной жизни. Так и с вниманием. Каждая встреча с другом, с знакомым, малознакомым, случайным человеком, каждая такая встреча, пусть самая мимолетная, заставляет собранных людей обратить все свое внимание именно на этого человека. Не разговаривать рассеянно, ни к кому не относиться пренебрежительно, никогда не «спать» в момент общения, а полностью сосредоточиться на том, с кем мы разговариваем, заметить его состояние, постараться понять его. Что значит сосредоточиться на том человеке, с которым мы разговариваем, работаем, играем, идем по улице? Это значит отвлечься от себя, от своих собственных мыслей и мыслей о себе самом. Но как раз эта способность отвлекаться от мыслей о себе, от своих забот как раз эта способность и лежит в основе внимания, как раз она и необходима, когда садишься за уроки.»

Заголовок 115