Духовно-нравственное воспитание младших школьников в курсе ОРКСЭ (4 класс)


ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.
Тема выступления:
Слайд 1:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в курсе ОРКСЭ
Слайд 2:
   Всё чаще задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно понимаем, что народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить доброту, любовь, веру, истину, уважение к другим людям, сострадание, что соответствует ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.
Слайд 3:
В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Слайд 4:
Курс «Основы религиозных культур и светской этики», изучаемый в 4 классах с 1 сентября 2012 года, имеет познавательный культурологический характер, направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу и религиозных, и светских традиций.
Слайд 5:
Несмотря на то, что курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей, у всех единая методическая и методологическая основа, единая цель: дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры.
Ежегодно в третьих классах проводятся родительские собрания для обеспечения свободного и осознанного выбора одного из модулей курса. В нашей школе обучение строится в соответствии с двумя модулями «Основы Православной культуры» и «Основы светской этики». Изучение курса ОРКСЭ на 100% обеспечено учебно-методическими комплектами.  Учителя своевременно прошли курсы повышения квалификации.
Слайд 6-7:
На изучение нового учебного курса предусмотрено 34 часа, 1 час в неделю. Это немного. Поэтому для эффективности усвоения учебного материала, повышения уровня заинтересованности и самостоятельности школьников
используем активные методы обучения, работу в парах и группах, проектные и информационно-коммуникационные технологии.
Слайд 8:
Мы стараемся активно использовать презентации, работу с интерактивной доской, интернет-ресурсы.
Каждый урок требует особого внимания со стороны педагога, ведь на карту поставлены не знания ребенка, которые можно подкорректировать, а его душевное состояние.
Слайд 9:
Многие темы курса ОРКСЭ находят свое непосредственное продолжение во внеурочной деятельности.
Это и
кружки «Школа этикета», «Берегиня»;
классные часы по программам «В мире книг» и «Азбука добра»,
просмотр кинофильмов,
викторины
Слайд 10:
Учащиеся нашей школы неоднократно становились призёрами и победителями в районных проектах «Моя православная Родина», «Зелёная планета», «Азбука добра», в интернет – проекте «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», «Моя семья в истории семьи» и являются дипломантами в районной олимпиаде по светской этике.
Слайд 11:
в рамках внеурочной деятельности осуществляются заочные путешествия к святыням Нижегородской области Свято-Троицкий Островоезерский монастырь, Церковь Казанской иконы Божией Матери г.Ворсма…,
Слайд 12:
Опыт детей не богат, и сотрудничество с родителями становится неотъемлемой и очень важной частью учебного процесса.
Родители хотят видеть своего ребенка духовно-нравственным человеком с четкими жизненными ориентирами
Именно поэтому родители никогда не отказывают в помощи и учителю, и детям в реализации задач курса ОРКСЭ.
Они помогают детям в выполнении творческих домашних заданий
(на слайде «Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье», или «Какие ценности лежат в основе традиции вашей семьи», «Узнайте о возникновении Вашей семьи», «Поговорите со старшими и расскажите, какие праздники принято отмечать в вашей семье», составить викторину или кроссворд по пройденной на уроке теме и другие задания).Слайд 13:
Никого не оставили равнодушными праздники, в организации и проведении которых активное участие принимали родители: «Светлый праздник Пасхи», «Родословная моей семьи», «Родительский дом – начало начал», «Рождественские встречи», «Масленица», открытые уроки «Отношение христианина к природе» и «Добро и милосердие», участие в районном и областном конкурсах «Моя семья в истории страны». Со слов родителей – это очень сблизило не только их с детьми, но и многочисленных родственников
Слайд 14:
Мы убеждены, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», призван сыграть огромную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании достойных граждан нашей страны. Такие занятия добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества, непонимания.
Вашему вниманию предоставляем выступление 4 «А» класса. Учащиеся являются победителями и призёрами в 1-ом и 2-ом этапах проекта младших школьников «Азбука добра».
Своё выступление мне хотелось бы закончить стихами
Бориса Коренфельда «Подставляйте ладони» (музыка)
Подставляйте ладони.Я насыплю вам счастья.Есть источник бездонныйВ дождь, в грозу и ненастье.Я насыплю вам счастья,Сколько вы захотите.Это всё в вашей власти.Ну берите, берите!Нет конца и начала.Нет границ поперечных.Только вы, получая,Улыбнитесь сердечноИ скажите кому-тоПросто доброе слово.Не лукавствуя мудро,Это счастья основа.Не жалейте улыбок,Не жалейте участья.И средь бед и ошибокВы получите счастье.Отдавать его будемТем, кому пожелаем.И, даря счастье людям,Мы счастливыми станем!
Желаю здоровья, удачи и творческих взлётов, дорогие коллеги.