Эссе о нравственном образе жизни Януша Корчака


Эссе о нравственном образе жизни
педагога-гуманиста Януша Корчака.
Люби своего ребенка любым — не талантливым, не удачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Януш Корчак
У педагогов прошлого, педагогов по призванию, то есть настоящих асов своего дела учишься многим тонкостям детской психологии, так необходимой в педагогической деятельности.
Януш Корчак - замечательный польский писатель, учитель, гуманист, он даже своей смертью совершил подвиг. Вся его жизнь, до самой последней секунды, доказывает, что даже в безысходности человек должен оставаться человеком, способным взять страдания тех, кто тебе доверяет, на себя. И без этого не видят смысла в своем существовании. Особенно, если это доверие исходит от детей.
В идее воспитания Януша Корчака главная мысль – это, прежде всего любовь к детям. Исходя из неё, педагог никогда не навредит ребёнку. Но не слепая любовь, а всё понимающая и всё видящая.
Размышляя о детях, педагог настойчиво каждый раз повторяет, что «Ребенок - не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш в виде портрета в зале заседаний магистрата или бюста в фойе театра. В каждом есть своя искра, которую может высечь кремень счастья и правды, и, может, в десятом поколении она вспыхнет пожаром гениальности и, прославив собственный род, осветит человечество светом нового солнца» 
Настоящим событием в мире педагогики, психологии, литературы становятся книги «Банкротство юного Джека» (1924), «Кайтусь-волшебник» (1935), «Упрямый мальчик. Жизнь Л.Пастера» (1938). Особое место занимает дилогия «Король Матиуш I» и «Король Матиуш на безлюдном острове» (1923). Притча о благородном мальчике-короле, Матиуше I, завоевала сердца мечтательных читателей. А сам трепетный Матиуш, с открытой душой стал символом самоотверженности и доброты для множества детей. И в книгах, и в своих выступлениях Корчак не устает повторять: «Детство – фундамент жизни. Без безмятежного, наполненного детства, последующая жизнь будет ущербной: Ребенок – это ученый в лаборатории, напрягающий свою волю и ум для решения труднейших задач». Взрослому необходимо осторожно и неторопливо пробуждать и развивать в ребенке «потребности к самосознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию»
Детство – это не период подневольности, т.к. личность ребенка самоценна и индивидуальна.
Януша Корчака за его умение не бояться детских вопросов называли «детским богом».
Детей Януш Корчак очень любил, любил всей душой, и ему было невыносимо видеть несправедливость, оказываемую по отношению к ним. В Варшаве он занимался двумя приютами для детей сирот. Его любовь к детям вызревала тихими ночами отчаяния, когда болел и умирал отец, в сосредоточенном поиске ответов на вопросы как сохранить жизнь маленьким беспомощным существам, только что рожденным на этот свет, в горячих буднях военного врача. Словно проживая жизнь заново с каждой вновь написанной страницей, выписывал Януш Корчак основную заповедь своей жизни: как любить детей.
Мне очень понравилась одна из его наиболее известных работ – «Как любить ребенка».
Это произведение врач полевого госпиталя Корчак писал в перерывах между боевыми действиями первой мировой войны. Он начинает свой рассказ интригующе - «Не знаю». «Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители в неизвестных мне условиях могут воспитывать неизвестного мне ребенка, подчеркиваю могут, а не хотят, могут, а не должны». И тут же Корчак мастерски защищает своё «не знаю». Это непризнание своей некомпетентности. «Не знаю» учёного - это начало его творческого исследовательского пути. Вот что имеет в виду Корчак, призывая: «… чтоб поняли и полюбили чудесное, полное жизни и ошеломляющих неожиданностей творческое «не знаю» современной науки о ребёнке».
Перед нами размышления учёного, содержащие больше вопросов, чем ответов. И тот, кто терпеливо и вдумчиво прочтёт работу и вернётся к её началу, непременно отметит, что в заглавии скорее следует поставить вопросительный знак, чем точку: «как любить ребёнка?»
Свою книгу Корчак начинает обращением к матери, даже к будущей матери, которая только ещё готовиться к этому волшебному акту мироздания: появлению новой жизни. И заканчивает своё произведение автор, также обращением к матери призывая её быть первым и главным воспитателем своего ребёнка. Эта работа содержит так много наблюдений за жизнью и развитием детей с различных сторон, что может быть полезна и для профессиональных педагогов, и для детских психологов, для физиологов и врачей педиатров (таким специалистом широкого профиля был Януш Корчак), что, увлекшись чтением можно забыть, кому на самом деле посвящена эта книга. А Корчак ставит всё на свои места, подчёркивая, несмотря на свой положительный опыт в воспитании детей сирот, огромное значение родительского воспитания.
Так как же всё-таки нам любить ребёнка? Какой совет нам даст Доктор?
Найти ответы на эти вопросы непросто ещё и потому, что каждое предложение — это глубокая мысль достойная обширнейшего анализа. Как же выделить из такого обилия мыслей главные, не потерять те, которые достойны особого внимания. Но Корчак сам ставит акценты и выделяет самые важные постулаты своей работы, которые он стремиться донести обществу. «Я взываю о Magna Charta Libertatis, о правах ребенка. Может, их больше, но я нашла три основных.
. Право ребенка на смерть.
. Право ребенка на сегодняшний день.
. Право ребенка быть тем, что он есть».
Корчак терпеливо обосновывает свою позицию. Он вынужден применить такой жестокий термин, потому что не может смягчить суровую правду жизни, должен быть до конца честным с читателем. Право ребёнка на смерть ни в коем случае не подразумевает право на суицид. Дело в том, что наш родительский страх потерять ребёнка иногда приводит к патологическим последствиям. И как раз сегодня, когда многие семьи имеют всего одного ребёнка, эта проблема особенно актуальна. Руководимый таким страхом родитель, заслоняя своего ребёнка от опасностей окружающего мира, одновременно закрывает этот мир от ребёнка. Не давая ему возможность стать самостоятельной личностью, научиться на собственных ошибках и тем самым, подвергая его ещё большей опасности и риску гибели в будущем. «В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни; оберегая от смерти, мы не даём ему жить». Прочитав эту книгу, я поняла, что в детстве я также заслоняла своего сына от всего окружающего, так как он у меня единственный. Но в какой-то момент, я интуитивно поняла, что я не права. И отпустила ситуацию. Отпустила сына учиться за рубежом, хоть мое сердце обливалось кровью, и я не на минуту не хотела его отпускать от себя. Я понимала, что его жизнь — это не моя собственность. И я не имею права ограничивать его в мечтах.
И ещё, Корчак видит причину этого страха в нашем отношении к ребёнку, как к ещё не состоявшемуся человеку, который будто ещё и не живёт, а только готовиться к жизни, только ещё будет жить. Корчак же постоянно подчёркивает, что нам нужно понять, что ребёнок, не смотря на свой возраст и социальные предрассудки, укоренившиеся в мире, уже человек, что он имеет право на сегодня, как и любой другой член общества. Это утверждение проходит красной нитью через всё произведение и это второй пункт в его Великом Кодексе Свободы о правах ребёнка.
«Ты говоришь:
Он должен… Я хочу, чтоб он…
И ищешь примера, которому он должен быть подобен, моделируешь жизнь достойную его».
«Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример "удачного ребенка" и перед собственным ребенком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться». Любить ребенка – это прежде всего принимать его таким какой он есть. Корчак очень много говорит об этом, приводя многочисленные примеры. Он постоянно подчеркивает, что если дети разные, то это не означает, что одни хорошие, а другие плохие. Они просто разные.
Свою искреннюю любовь к детям Януш Корчак доказал своим примером. Ранним утром 5 августа 1942 года на улице Варшавы появилась трагическая и величественная процессия. Колонна из двухсот детей, выстроившаяся по четыре человека в ряд, под зеленым знаменем надежды, двинулась в сторону вокзала. Возглавлял колонну Януш Корчак. У него не оставалось никаких сомнений относительно того, что будет дальше, что они все обречены. Конвоирующие колонну фашисты вели себя, как побежденные, не смели поднять глаза на детей.
У старого учителя был выбор, он мог остаться, спастись, как это ему предлагали не раз. Но предложение не распространялось на его детей. И этот великий Человек предпочел гибель с детьми в газовых камерах Треблинки предательству.

Нурахунова А.А.