Презентация по истории Духовная оппозиция и церковный раскол профильный уровень 10 класс


Духовная оппозиция и церковный раскол (духовный и культурный аспект)Материалы к уроку10 классПрофильный уровеньУчитель: Флорова М.Д. План:Причины и начало расколаИдеология раскола. Протопоп Аввакум.Социальные силы. Формы сопротивления.Раскол и Реформация: сходство и различияЗначение раскола


Повторение изученного материала:Почему в XVII в. возникла необходимость проведения церковной реформы?Как относился к реформам Никона царь Алексей Михайлович?Объясните смысл конфликта между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Мог ли в этой борьбе победить патриарх?В чем суть разногласий между патриархом Никоном и ревнителями древнего благочестия?

1. Причины и начало расколаРеформы патриарха Никона: замена двоеперстия троеперстием, замена земных поклонов поясными, сокращение службы, изменение облачения духовенства и прочее произвели впечатления грома среди ясного неба. “Видим убо, яко зима хощет быти: сердце озябло, и ноги задрожали”, - писал протопоп Аввакум В религиозной жизни русских людей обряды имели первостепенное значение. Это соответствовало вековой традиции. Нежелание Никона считаться с национальным характером и традициями русского народа, предубеждением против всего иноземного; склонность патриарха к крутым действиям (“оборвать, обругать, проклясть, избить неугодного человека – таковы были обычные приемы его властного пастырства”) ; взаимная нетерпимость приверженцев реформы и ее противников; обрядоверие и богословское невежество, проявленное обеими сторонами; искренняя готовность старообрядцев пострадать за веру – все эти обстоятельства придали конфликту особенно ожесточенный характер и привели к тому, что спор о троеперстии перерос в церковный раскол.
Начало расколаРаскол стал фактом после того, как церковный собор 1666 – 1667гг. предал анафеме всех упорствующих в сохранении старых обрядов и старых богослужебных книг. Слова проклятия были произнесены и старообрядцы были поставлены перед выбором: смириться или пойти на безусловный разрыв с официальной церковью, которая признала недействительными решения Стоглавого собора 1551г. , весьма почитаемые ревнителями московской старины.
С отстранением Никона от власти, церковные реформы не были свернуты. В 1666 году Церковный Собор официально утвердил новые обряды и церковные книги, которые должны были быть приняты всей Православной Церковью. Решением того же Собора сторонники «старой веры» отлучались от церкви и приравнивались к еретикам.
«Спор о вере» 1682 г. Никита Пустосвят 2. Идеология раскола. Протопоп АввакумВ основе противостояния, расколовшего русское общество во II половине XVII в. , было столкновение двух идеологий, двух взглядов на будущее Московского царства, на его роль в утверждении православия.Вспомним теорию «Москва – третий Рим»Работа с документом 1 Взгляды старообрядцев и никонианцевСтарообрядцы искали свой идеал в былом, пытались обнаружить гармонию в московском прошлом. Никон не менее усердно, чем старообрядцы пытался опереться на традицию, но не на московскую, а вселенскую (а точнее, греческую, византийскую)И Никон, и его противники мечтали о величии Москвы, но для патриарха это было вполне земное величие, а для старообрядцев – величие духовное. Никон стремился к воссозданию вселенской империи, в которой престол церковного владыки располагается выше, чем трон светского правителя.Работа с документом 2 Протопоп АввакумСообщение о личности Работа с документом 3Свою жизненную позицию Аввакум сформулировал так: “Хотя я немысленный и очень неученый человек, да то знаю, что все святыми отцами преданное, свято и непорочно; держу до смерти яко же приях; … до нас положено: лежи оно так во веки веков!” 3. Социальные силы. Формы сопротивленияВ расколе соединились самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в неприкосновенности традиционности русской культуры.Работа с таблицей 4 Боярыня Морозова – символ расколаРабота с источником 5- С какой целью царь приказал провезти Морозову в цепях по Москве? Удалось ли добиться поставленной цели?
Преследования староверовВ 1685г. был принят указ, согласно которому предписывалось жечь староверов в срубах, казнить смертью, бить кнутом и ссылать приверженцев древних обрядов и укрывающих их.Преследования ломали слабых, но ожесточали сильных.  После этого указа начинается бегство старообрядцев на Север, в Заволжье, на Урал (скиты). Поиски “сокровенного града Китежа”, или утопической страны Беловодье. 1667 – 1676 гг. Соловецкое восстание. Старообрядческий лубок, изображающий взятие монастыря правительственными войсками. "Осада монастыря длилась три года и завершилась взятием крепости благодаря предательству одного из защитников, указавшего царским стрельцам тайный проход вовнутрь" (В.И. Кондратьев). Самосожжение – “Гари”: начались с 70-х годов XVII в. , продолжались на протяжении XVIII в. Только в 1675-1695 гг. было зарегистрировано 37 “гарей”, во время которых погибло не менее 20 тысяч человек.Как соотносятся самосожжения с представлением христиан о том, что самоубийство – тягчайший грех?
4. Раскол и Реформация: сходство и различияИзвестно, что российские старообрядцы, как и западноевропейские протестанты, отличались глубокой религиозностью, высоко ценили честный труд и нажитое с его помощью богатство. И реформацию, и раскол широко поддерживало купечество. Старообрядцы, как и протестанты, отвергали церковную иерархию.Почему же многие ученые считают, что устранения старообрядчества и протестантизма были противоположными?Работа с таблицей 6 5. Значение расколаРаскол стал проявлением духовного кризиса русского средневекового общества, однако он не привел к существенному обновлению культурной жизни. Наиболее последовательными сторонниками традиций были старообрядцы. Но официальная и церковь оставалась враждебной к новшествам и европеизации. Раскол поколебал авторитет церкви и косвенно способствовал секуляризации культуры.Секуляризация – освобождение от церковного влияния
5. Значение расколаВ борьбе двух церковных общественных сил – а в XVII в. в сознании всех жителей Московского государства не различались – поражение потерпели и никониане и старообрядцы. Выиграло только государство, которое при младшем сыне Алексея Михайловича Петре Первом, по существу поглотило церковь и превратилось в могущественную империю.