Лирический герой С. Есенина как выражение русской национальной психологии


Лирический герой Есенина как выражение русской национальной психологииАвтор - Шаповалова О.В. , учитель русского языка и литературыМБОУ «Лингвистическая гимназия № 20» г. Сарапул Удмуртская Республика Лирический герой Есенина как выражение русской национальной психологии Лирическая системаЛирическая система Есенина скрепляется образом лирического героя, эмоционального. Противоречивого, с тончайшими, нежнейшими движениями души и в то же время скандалиста и хулигана. Лирический герой и авторЛирический герой и автор – одно лицо. «Судьба» лирического героя Есенина стала отражением судеб, мыслей, чувств, настроений, ожиданий многих его современников и не только. Лирическая автобиографияВсе творчество Есенина представляет собой лирический автобиографический роман, героем которого является образ Поэта. Трагедия Есенина – это трагедия русского человека, искавшего идеальную «Инонию», после разочарования пережившего кризис веры и пришедшего к бессмысленности существования.. Русский феноменПоэзия Есенина – исповедальная (русский феномен). Фантастическая искренность и обнаженность чувств характерны для нее. Лирический герой Есенина отличается противоречивостью и стихийностью в проявлении чувств. В лирике Есенина особое место занимают природные, особенно древесные образы: клен, береза, рябина и т.д., важные для национальной картины мира, для создания природного пейзажа и пейзажа души лирического героя – пейзажа русской души в целом.. Природные циклы, цветение, увядание, новое возрождение всего живого в мире природы – постоянная тема Есенина. В его поэзии принято выделять природные циклы: весну, лето, осень, зиму с их цветовым колоритом. Цветовой колорит1913 – 1914 – голубой (гармония, весна)1916 – розовый (лето) предчувствие катастрофы, взрыва стихийных сил.1923 – 1924 – желтый (осень) время увяданияконец 1925 черно-белый (зима) Ранняя лирика С.Есенина Ранняя лирика ЕсенинаВ гармоничном мире златой Руси существует соответствующий лирический герой. Он простой пастух, разгульный гусляр, смиренный инок, восхищенный созерцатель природы. Поэт Есенин явился в мир, ожидая чудес и счастья, и мир открылся ему как бескрайняя сказка, поразив изобилием красок, одарив богатством впечатлений. В ранних стихах поэт хотел бы раствориться в природе, слиться с родиной; он приемлет все: дневное и ночное, кроткое и грозное. Народное мироощущениеЕсенин выступал продолжателем огромной традиции литературы XIX в. Раннее творчество впитало в себя целую радугу народного мироощущения:Признание святости земледельческого трудаРадость весеннего обновления жизниВрачующее душу единение с природой. Дух сомненияДух материализма, блуждания и сомнения проникал и в поэзию Есенина, что выразилось в желании поклониться не Творцу, но только Его творению, воспеть словно сам по себе прекрасный белый свет. Общее помрачениеПадение самодержавия полностью «вынуло» из национальной судьбы ее духовный стержень, опрокинуло в сердцах миллионов живые ценности русского мира. Поэзия Есенина оказалась в эпицентре общего помрачения. Языческое началоВ ней произошел сокрушительный взрыв языческого начала. Образы стихов, объемные раньше, перешли в одну земную плоскость. Созерцание бытия сменилось участием в «перевороте вселенной». Поэма «Инония»В ней помраченное сознание поэта создало грешный рай без Христа; незримый коровий бог должен был избавить мир от христианского искупительного пути.. «Штурм небес»Дети революции начали «штурм небес», решили утвердить новый миропорядок, вознести человека на место Бога. Последствия были страшными. Сумерки накрыли Россию. Столь же сумеречным стал после «Инонии» поэтический мир Есенина. Роковая схваткаТема роковой схватки непримиримых противников звучит в стихотворении «Я последний поэт деревни». «сгибшая надежда»Мечта провалилась. Тема утраченной молодости, «сгибшей надежды» уже никогда не покидала его. «Не жалею, не зову, не плачу…» Дорогой ХристаДолгие шесть лет, пока Есенин возводил свой поэтический рай, а потом переживал его уничтожение, Россия шла дорогой Христа, восходила на Голгофу. Блудные сыновья не избежали крестного пути. «Черный человек»Поэт прикоснулся к темным тайнам вселенской утопии, цель которой была предать живую душу адскому огню. Черный человек посетил его художественный мир. Есенин убедился воочию, куда привело поклонение собственным силам. Горькие урокиНе один Есенин усваивал горькие уроки. Его стихи имели огромное общенациональное значение. В них тосковала больная русская совесть. «Я душой стал как желтый скелет…»Тема города в творчестве С.Есенина Образ страшного городаВ циклах «Исповедь хулигана» и «Москва кабацкая» возникает образ страшного, враждебного города. «Мне осталась одна забава…». «Сорокоуст»на. Айседора Дункан Заграничная поездка. «Москва кабацкая»Есенин не отрекается от классической лиры. Не возвеличивает образ кабака, не паясничает для забавы окружающих, до чего классическая литература никогда не опускалась, но корчится в муках одиночества и опустошенности.. Путь по преисподнейПуть поэта по преисподней приводит его на самое дно, и страдание грешника достигает здесь апогея: попрано, растоптано, распято самое высокое чувство, самое великое слово - любовь. «Я не знал, что любовь – зараза, я не знал, что любовь – чума…» «Я не знал, что любовь – зараза, я не знал, что любовь – чума…»Возвращение из мира теней, одиночества и забвения в мир живых людей, радостей созидания – на круги своя- возможно только через любовь. Вечная, совершенная, неземная, она исцелит его страдающую душу. «По-смешному я сердцем влип…»Стихи С.Есенина о любви «»Есенин вернулся в Россию другим. Он выстрадал и с новой силой понял за границей необходимость при любых обстоятельствах быть вместе со своим народом.. «»Волшебным образом изменилось его отношение к слову. Русская речь открылась ему как бездонная кладовая смыслов, народного чувства, опыта, как самая точная мера хорошего и дурного.. «»Ясная «пушкинская» мудрость осенила его стихи. Он не оспаривал наступившую реальность, принимал ее такой, какая она есть, оставаясь при этом самим собой. «»Любовь к женщине исцелила страдающую душу поэта, который испытывал благоговение перед возлюбленной. Скорее даже не перед ней, а перед тем образом, который создал в своем воображении. вечное чувствоЛюбовь эта была чистой, возвышенной, неземной, и это было то чувство, которое вечно и которое единственно достойно запечатлеться в поэзии. Обретение себяОбретение поэтом самого себя? cогласия с самим собой и с окружающим миром становится центром лирического цикла. «»Не возлюбленная, не жена, не поклонница – «сестра и друг», явившаяся как спасение, нужна поэту, чтобы раскрыть душу, чтобы разобраться в мучительных несообразностях жизни, чтобы просветлеть и приблизиться к высокому восприятию мира в любых проявлениях – пушкинскому восприятию. «Только горько видеть жизни край…» «Вновь я посетил…» XX столетия «Возвращение на родину»«Русь советская» «Русь советская»К Есенину приходит понимание того, что Россия, позабывшая в мечтах о земном блаженстве, что она - Святая Русь, отвергнувшая Небесного Отца и отца земного – это и есть край осиротелый «Русь советская»Поэтическое чувство говорило художнику, что не столько он отрекся от малой родины, сколько она сама вместе с большой страной отреклась от себя. «»Советская – это лишь эпоха в жизни великого, духовно неиссякаемого народа.Написанная в один из наиболее темных периодов национального самозабвения, поэма стала подвигом, совершенным для всех времен. «Русь уходящая»Поэт, пропуская через сердце жестокий раскол, тяжело переживал великую драму строительства земного рая с его ложной, навязанной живому человеку мертвой проблематикой. «Анна Снегина» - итоговая поэмаЛирическое начало произведения словно стремилось исцелить то гнетущее, страшное, что несло начало эпическое, вдохнуть забытую истину в испепеленное ненавистью пространство. «»В поэме звучит призыв к национальному примирению и возрождению подлинно русской духовности. «»Последняя пора жизни Есенина – время подлинного расцвета его лирического дарования. «»Сентиментальная жалость уступила место высокому и чистому милосердию. «»Обретение себя, возвращение к живым светоносным истокам означало состоявшуюся встречу поэта с его родными обителями. «»Вековая народная нравственность, особый склад национального характера («нежность грустная русской души») получили прямое выражение.. «Отговорила роща золотая…».